WorldClass

19 апреля 2024, 11:22
Экономические деловые новости регионов Черноземья

erid: 2VtzqucPBPb

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Время Воронежа // Слабости и угрозы: воронежские стратеги оценили перспективы 2035 года

22.03.2018 11:31

Проект стратегии регионального развития до 2035 года представлен на обсуждение.

В Воронежской области началось общественное обсуждение проекта «Стратегии-2035» – многостраничного документа, цель которого – определить направление социально-экономического развития Воронежской области на ближайшие 17 лет. Проект опубликовал департамент экономического развития. На сайте департамента желающие могут оставлять свои замечания и предложения.

В работе над документом участвовали специалисты ведущих воронежских вузов, а число экспертов, занимавшихся анализом текущего положения и предлагавших идеи, превысило 500 человек.

Разговор о целевых индикаторах (задачах), которых должна достичь область к 2035 году, пока что представляется слишком умозрительным. Можно, к примеру, упомянуть, что согласно стратегии, к этому сроку средний ежемесячный доход жителя Воронежской области должен превышать 100 тыс. рублей, но судить о достижимости такой цели в настоящий момент было бы безрассудным.

Более предметным нам кажется перечень слабых сторон региона и главных угроз его социально-экономическому развитию.

Плохо работаем и рождаемся

В частности, перечень воронежских слабостей начинается с пункта «Депопуляция населения, вызванная высокой смертностью». Эксперты отмечают, что область пребывает в режиме депопуляции уже 25 лет. Судя по тексту документа, наша область – единственная в стране, где нет ни одного муниципального района и городского округа с естественным приростом населения. Каждый год уровень естественной убыли населения составляет 10 – 12 тыс. человек. Суммарный коэффициент рождаемости воронежцев в полтора раза ниже уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения.

Пункт второй – тоже весьма критический: низкая производительность труда в промышленности. В частности, уровень производительности труда в обрабатывающей промышленности составляет всего 70,8% от среднероссийского. В качестве причин такого печального положения названы «доминирование традиционных производств», а также высокий износ основных фондов.

Отсюда вытекает третья слабость: «Заметный разрыв между высоким образовательным и научно-техническим потенциалом региона и реальной низкой восприимчивостью его производственной системы к инновациям». К примеру, по итогам 2016 года доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте составила всего 19%.

Еще одна печальная данность – низкая доля работников, имеющих высшее и среднее профессиональное образование. В 2016 году в составе занятого населения доля таких работников в Воронежской области составляла 69,5 %, в России – 78,6 %, в Центральном федеральном округе – 83,9%. И если по удельному весу работающих с высшим образованием наша область занимает пятое место в ЦФО, то по удельному весу занятых со средним профессиональным образованием – последнее.

В числе слабостей региона поименована и «Относительно высокая степень зависимости доходов регионального бюджета от внешних источников». Доля безвозмездных поступлений из федерального бюджета составляет пятую часть всей доходной части областной казны.

Невысок и уровень предоставления жилищно-коммунальных услуг населению. Эксперты связали это с высоким износом основных фондов (более 70%, как и в промышленности). В среднем по области доля благоустроенного жилья (оборудованного одновременно водопроводом, канализацией, отоплением, горячим водоснабжением, газом или напольными электроплитами) составляет всего лишь 65,7%. Кроме того, треть питьевой воды не отвечает гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям.

Еще одна наша слабость названа так: «Относительно высокий уровень социально-экономической асимметрии в пространственном развитии региона». В проекте разъясняется, что за этим стоит.

В части экономики:

  • сосредоточение промышленного производства в ограниченном количестве муниципальных образований, преимущественно, в Воронежской агломерации;
  • ограниченная включенность промышленных предприятий районов в кластерные образования;
  • дисбаланс в обеспечении муниципальных образований транспортной инфраструктурой;
  • неравномерность расселения населения по территории региона, его сосредоточение преимущественно в крупных и средних городах.

В части социальной сферы:

  • превышение гигиенических нормативов проб воды из источников централизованного водоснабжения по санитарно-химическим показателям (выше среднеобластного значения, которое, заметим, невелико) установлено в 18 муниципальных районах;
  • в десяти муниципальных районах обеспеченность централизованным водоснабжением составляет менее 50% (в среднем по области – 90,2%);
  • доля ветхих водопроводных сетей в ряде райцентров значительно выше среднеобластного значения (в Эртиле – 100%, в Новохоперске – 86,9%, в Поворино – 69,5%).

На таком фоне низкую эффективность использования туристско-рекреационного потенциала области называть слабостью как-то даже неудобно, но разработчики не прошли мимо этой проблемы. Доля туризма в валовом региональном продукте (даже с учетом деятельности смежных отраслей) составляет менее 1%. В то время как в мировом валовом продукте – 3,6%, а в экономике России – 2,5%. Мешает развивать эту отрасль отсутствие туристических продуктов, соответствующих международным стандартам, а также недостаток и низкое качество туристской инфраструктуры и сервиса.

В принципе, на этом перечень наших слабостей завершен, но, пожалуй, внести туда что-то еще невозможно. Куда уж хуже: вымираем, плохо работаем, пьем воду, которую пить нельзя...

Обстоятельства неодолимой силы

Однако разработчики стратегии сочли необходимым дать понять, что хуже быть может. Если воплотятся потенциальные угрозы региональной экономике, просчитанные экспертами.

На первом месте в ряду угроз названо усиление межрегиональной конкуренции. Есть опасение, что наиболее мобильная и высококвалифицированная часть трудовых ресурсов области будет привлечена инорегиональными работодателями. Также объектом такой конкуренции может стать «традиционная продукция воронежских предприятий, имеющая товары-аналоги и товары-заменители широкой номенклатуры, производимые в других регионах страны». Заодно эксперты прогнозируют и обострение конкуренции на рынке образовательных услуг, вызванное активной рыночной трансформацией систем высшего образования в Москве, Нижегородской, Ростовской, Самарской, Свердловской и других областях.

На втором месте названа вечная для таких субъектов Федерации, как Воронежская область, угроза – уменьшение объема безвозмездных перечислений из федерального бюджета. Реальность ее прогнозируется, как весьма высокая – «при сохранении, тем более, расширении экономических санкцией против России».

Есть и прямые внешние угрозы: действие экономических санкций существенно усложняет деятельность ряда отраслей экономики Воронежской области. В первую очередь, агропромышленного комплекса, который, как говорится в документе, является «наиболее импортозависимым». К примеру, в посевах региона доля импортных семян подсолнечника, кукурузы, сахарной свеклы составляет от 50 до 90%.

В списке угроз упоминается и нарастание социальной напряженности из-за ухудшения положения бюджетников и пенсионеров, а также увеличения дифференциации доходов населения.

Руда и ракеты

Разумеется, в проекте документа предлагается ряд решений многих из названных проблем, желающие могут прочитать этот документ полностью. Мы же упомянем, что пунктом первым в списке существенных возможностей развития области значится «Наличие на национальном и мировом рынках устойчивого спроса на никелевые руды».

При освоении рудных месторождений, говорится в документе, вполне реально появление масштабного спроса на продукцию разных отраслей экономики Воронежской области, прежде всего, на продукцию предприятий машиностроения. Отмечена и мультипликативная функция добывающей промышленности с точки зрения активизации научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, что позволит сформировать целевой заказ на образовательные услуги.

А второй пункт воронежских надежд звучит так: «Расширение масштабов бюджетного финансирования развития воронежских предприятий оборонно-промышленного комплекса».

Герман Полтаев
Время Воронежа, 13:12, 21.03.2018

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0