WorldClass

29 марта 2024, 00:10
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Спор липецких энергетиков и производителей труб опасен для населения

11.05.2018 19:32
Автор:

Воронеж. 11.05.2018. ABIREG.RU – Аналитика – Выяснение отношений об оплате электроэнергии между гарантирующим поставщиком электроэнергии, Липецкой энергосбытовой компанией (ЛЭСК), производителем чугунных труб для водопровода, и одним из крупнейших потребителей электроэнергии, предприятием «Свободный сокол», тянется уже семь лет – с мая 2011 года. На каждое решение суда, их не устраивающее, энергетики выставляют новые требования и каждый раз пытаются отключить от электроэнергии второе по величине промышленное предприятие Липецка. В спор в качестве третьих лиц вовлечены еще несколько действующих энергетических предприятий, в частности филиал «МРСК Центра» – «Липецкэнерго» (в ходе статьи мы будем это название сокращать до МРСК) и Федеральная сетевая компания (ФСК). Корреспондент «Абирега» попытался разобраться, насколько обоснованны претензии одних и доводы других участников спора и возможно ли завершение этой бесконечной тяжбы.

Славное прошлое – современные тяжелые будни

История «Свободного сокола» начинается в XIX веке. В 1899 году бельгийцы организовали в селе Сокольское, позднее вошедшее в городскую черту Липецка, Тамбовское анонимное горно-металлургическое общество. Бельгийцами были построены две доменные печи для выплавки чугуна. В 1918 году предприятие национализировали, а в 1923 году рабочие придумали ему нынешнее звучное название. В 1934 году здесь начали делать чугунные трубы, а в 1989-м – запустили цех по выпуску труб по новой технологии производства из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом (ВЧШГ). Трубы диаметром от 80 мм до 1000 мм предназначены в основном для водопроводов и канализации, но могут быть использованы в теплоснабжении и нефтедобыче. «Свободный сокол» много лет является крупным поставщиком «Мосводоканала», и фактически вся Москва опоясана липецкими трубами. И не только Москва – в лучшие годы доля «Сокола» на внутреннем рынке водопроводных труб достигала 25%. Кроме того, до 20% труб поставлялось (и поставляется) за рубеж. Здесь особое, еще советское отношение к труду, здесь гордятся своими трудовыми династиями в несколько поколений и никто не удивляется, если дед и внук вместе работают в одном цеху. Но в результате экономического кризиса 2008-2009 года производство чугуна стало нерентабельным, а вся деятельность Липецкого металлургического завода «Свободный сокол» (далее – ЛМЗ) стала убыточной. В 2011 и 2013 годах заводские власти остановили работу доменных печей. Решение было тяжелым, но единственно возможным. Благодаря этому непростому решению удалось сохранить трубное производство, которое сейчас развивается и обеспечивает работой 1,5-тысячный штат предприятия.

В апреле 2011 года было образовано новое юридическое лицо «Липецкая трубная компания «Свободный сокол» (далее – ЛТК). Первоначально ЛТК работала основным дилером ЛМЗ, но через год экономические проблемы ЛМЗ привели к тому, что на заводе была введена процедура наблюдения, утвержден временный управляющий.

В начале мая 2013 года между ЛМЗ и ЛТК был заключен договор аренды, по которому часть имущества завода, в том числе комплекс зданий и сооружений труболитейного производства, была передана трубной компании. 20 мая 2013 года ЛМЗ был признан банкротом, открыто конкурсное производство и утвержден конкурсный управляющий. Надо понимать, что ЛТК ни юридически, ни фактически не являлась правопреемником ЛМЗ. Имущество завода также арендовали (и продолжают арендовать) и другие многочисленные юрлица, например ООО «ФасонЛит», ООО «ЭС «ИНПРОМ», ООО «Экоцентр утилизации и инновационных технологий», ЗАО «Металлургремонт СУ-2», ИП Кривоносова Н. А., ООО ЧОО «Одиссей» и другие. Территория завода колоссальна – более 280 га. В спорный период, с апреля 2013 года по август 2015 года, все указанные юрлица потребляли электроэнергию, поставляемую на ЛМЗ, который сам в это время являлся потребителем электричества. Суть претензий ЛЭСКа в том, что наиболее крупный арендатор и платежеспособный клиент – ЛТК – должен заплатить за всех и за всё время. Последняя сумма претензий, заявленная ЛЭСКом в конце 2017 года, составляет 528 млн рублей.

Надо понимать, что электроэнергию, направляемую в точку поставки распределительных подстанций, находящихся в собственности ОАО «ЛМЗ» «Свободный сокол», потребляет не только сама ЛТК, но и другие многочисленные арендаторы, а также жители прилегающего поселка Свободный сокол численностью около 10 тыс. человек. Сюда же через распределительные подстанции ЛМЗ подключены социально значимые объекты района (общеобразовательные, медицинские и др. учреждения, транспортная инфраструктура «РЖД»), а также объекты теплоснабжения, в частности водогрейная котельная АО «ЛГЭК». И все они в какой-то мере являются заложниками затянувшегося спора.

Стоит отметить, что, согласно принятому еще в декабре 2013 года решению арбитражного суда Липецкой области, ЛМЗ «Свободный сокол» относится к числу потребителей, в отношении которых не допускается полное ограничение подачи электрической энергии, так как это приведет к нарушению прав третьих лиц. То есть все попытки «взяться за рубильник» или даже угрозы прекращения подачи электроэнергии могут являться незаконными.

Таким образом, кто и сколько потребил электроэнергии за длительный спорный период с 2012 по 2015 год, надлежит установить суду. Сложность в том, что ЛЭСК, не являясь даже единственным субъектом спора со стороны энергетиков, регулярно пытается «схватиться за рубильник» и ограничить подачу электроэнергии всем участникам технологической цепочки, включая и других арендаторов завода, и жителей поселка Свободный сокол. Естественно, такие попытки ЛТК успешно оспаривает в судах. Но количество претензий ЛЭСКа от этого не уменьшается.

Вообще, отключение – это любимое «развлечение» ЛЭСКа. Липчане надолго запомнят июль 2017 года, когда электромонтеры ЛЭСКа за день «отрезали» свет почти в 1 тыс. квартир, несвоевременно заплативших за свет. Причем минимальная сумма долга, из-за которой отрезали электричество, была смехотворной – 2 тыс. рублей. И, разумеется, никаких решений судов!

Любопытно, что всего за месяц до этого Пленум Верховного суда РФ признал, что само по себе наличие задолженности по оплате коммунальных услуг «не может служить безусловным основанием для их приостановления или ограничения». Эта мера должна быть соразмерна сумме долга и не может нарушать прав и законных интересов других лиц, а также создавать угрозу для их жизни и здоровья.

«Переток» должников

Попробуем разобраться в истории взаимоотношений между двумя юридическими лицами (ЛМЗ и ЛТК, имеющими в названии одинаковый контекст «Свободный сокол»), с одной стороны, и энергетическим компаниями МРСК и ФСК, не имеющими никаких претензий к производителям труб, и ЛЭСКом, с другой стороны. И как получилось, что ЛЭСК, имеющая претензии по факту к ЛМЗ, пытается их «отбить» за счет ЛТК?

В период, предшествовавший банкротству ЛМЗ, а именно с января 2012 года по конец апреля 2013 года, между ним и ЛЭСКом действовал договор энергоснабжения № 0078/256. Действие этого договора прекратилось по инициативе ЛЭСКа в связи с направлением им соответствующего заявления на завод. А спустя месяц, в мае 2013 года, уже ЛТК «Свободный сокол» обратилась в адрес ЛЭСКа с заявкой на заключение договора энергоснабжения. Причиной такого обращения стало заключение договора аренды комплекса зданий и сооружений труболитейного производства между ЛМЗ и ЛТК.

Согласно действующему законодательству, гарантирующий поставщик не вправе отказать потребителю в услугах поставки электроэнергии, но ЛЭСК с заключением договора с ЛТК, судя по всему, не торопилась, запрашивая всё новые и новые документы. Следующую, повторную, заявку ЛТК отправила в адрес ЛЭСКа в июле того же года, но в итоге договор № 0198/430 был датирован лишь октябрем 2013 года, причем составляли его специалисты ЛЭСКа.

В проекте договора ЛЭСКом было предложено условие, согласно которому потребитель (ООО «ЛТК «Свободный сокол») несет ответственность за потребление электрической энергии до начала исполнения гарантирующим поставщиком обязательств по этому договору, причем по цене так называемого «бездоговорного потребления» электроэнергии, которое применяется в качестве запретительной меры для незаконного потребления.

Кроме того, в проекте договора содержалось условие о том, что электроэнергия будет отпускаться только после отмены полного ограничения режима потребления электроэнергии (п. 8.1). Иными словами, ЛЭСК намеревалась обязать арендатора (ООО «ЛТК «Свободный сокол») оплатить долги арендодателя (то есть предшествующего потребителя) и только после этого начать поставку электроэнергии новому потребителю.

ЛТК неоднократно обращалась в ЛЭСК с требованием предоставить первичные документы на поставленную электроэнергию (счета, акты поставок электрической энергии и т. д.), но документов так и не получила до сих пор.

Стороны долго обменивались протоколами разногласий, дополнениями к протоколам разногласий и согласованиями этих разногласий. В итоге всё подписали, для этого потребовалось решение арбитражного суда, который по иску ЛТК признал договор № 0198/430 действующим, а его пункт 8.1. ничтожным. Суд также обязал ЛЭСК предоставить «первичку» по спорному периоду.

ЛЭСК заняла удобную для себя позицию, согласно которой договор между ним и ЛТК начнет действовать только после устранения обстоятельств, явившихся основанием для введения полного ограничения режима потребления электроэнергии, то есть после оплаты задолженности другого юридического лица – ЛМЗ. Полагая, что договор поставки электроэнергии с ЛТК не начал своего действия, ЛЭСК не производила начисления стоимости электроэнергии за весь спорный период, не направляла ответчику счета, счета-фактуры, акты поставки. Но ЛТК «Свободный сокол» производила оплату электрической энергии по заключенному договору № 0198/430. Более того, после расторжения этого договора по соглашению сторон в августе 2015 года излишне уплаченная трубной компанией сумма была засчитана в счет нового договора (№ 0220/323). И к декабрю 2015 года стороны подписали акт сверки, по которому задолженности друг перед другом не имели.

14 сентября 2015 года ОАО «ЛЭСК» и ООО «ЛТК «Свободный сокол» заключили новый договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) № 0220/323 и распространили его действие на отношения, возникшие с 1 апреля 2015 года. По данному договору обязательства сторонами исполняются своевременно и в полном объеме, претензий стороны друг к другу не имеют.

Казалось бы, живите и работайте, а старые вопросы решайте в судах. Определяйте сумму и надлежащего ответчика, но с завода-банкрота получить деньги сложнее, чем с работающего предприятия. Вот и пытаются загрузить того, кто везет.

Как мы уже сказали, в подаче электроэнергии участвует не только гарантирующий поставщик (ЛЭСК), но и федеральные сети (ФСК), и предприятие, осуществляющее подачу на «последнюю милю», – МРСК. Энергетики имеют возможность законного давления на неплательщиков путем нескольких видов ограничения: 1) до уровня технологической брони (6,275 МВт); 2) до уровня аварийной брони (0,381 МВт). Эти ограничения вводятся на федеральных сетях автоматически после принятия соответствующего решения.

Но автоматика сама по себе не учитывает социальных факторов, а именно того, что введение ограничения режима потребления электрической энергии по точкам поставки ЛТК создает угрозу полного отключения социально значимых объектов района и иных потребителей электроэнергии, присоединенных к сетям электроснабжения ООО «ЛТК» – пиковые нагрузки сторонних потребителей превышают 13 МВт.

Тем не менее ЛЭСК неоднократно требовала режима полного ограничения электроэнергии и направляла в адрес филиала ОАО «МРСК Центра» – «Липецкэнерго» уведомления о введении полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении ОАО «ЛМЗ «Свободный сокол». По утверждению УФАС, ЛЭСК допустила злоупотребление доминирующим положением и ущемление интересов других лиц и тем самым нарушила федеральный закон «О защите конкуренции».

ОАО «МРСК Центра» не очень-то горело желанием быть использованным в чужом споре и предоставило в УФАС и в арбитражный суд заключение экспертизы, согласно которому ограничение режима потребления электроэнергии может повлечь за собой опасность для жизни людей, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства и т. д.

Однако попытки выбить старые (и спорные!) долги одного юрлица за счет другого при помощи грозного оружия – рубильника – продолжаются: ЛЭСК шлет в «МРСК Центра» новые и новые требования об ограничении подачи электроэнергии. Производитель труб в судах «отыгрывает» это «пожелание» назад. Через какое-то время всё повторяется. Последние баталии пришлись на осень и зиму. Интересно, будет ли «весеннее обострение»?

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0