Вы читаете новости региона:

USD EURO
Вопрос недели
Выделяете ли вы деньги на благотворительность?
Да, регулярно
В самых экстренных случаях
Только тем, кого знаю лично
Пока нет, но собираюсь
Нет, мне кажется, эти деньги используются не по назначению
Нет, самому не хватает
 6887 
Защита: Введите код c картинки
Результаты

Комментарии к публикациям
Эти качели когда нибудь остановятся. И первое февраля не за горами. Директора посадят. С учетом отсиженного в СИЗО года 1,5-2 еще придется посидеть, т...
КФХ, 19.01.2019, 17:39:15
Уточню: 28 процентов говорят, по-моему, японцы. Мы говорим, вроде бы о 18 процентах. Вопрос исследовался, есть материалы и результаты. Плюс люди отмеч...
Никита Чеботарев, 19.01.2019, 09:57:22
Хорошо еще не в департаменте соцзащиты нашли кадра (Щербатых к примеру)просто начинаешь верить, что верхи не могут... Ильич был прав....а Витек пусть ...
садовод, 18.01.2019, 21:27:00
А что-то указа о назначении на сайте правительства не нахожу...
павел, 18.01.2019, 21:16:14
Порядок с ОТ не навели в городе из-за отсутствия жёстких решений и желания работать, дороги по области убиты и по 20 лет не ремонтировались, результат...
Сергей, 18.01.2019, 20:21:51
Простой вывод бюджетных денег своим чиновником через подставные конторы. А чиновник близок к Гусеву, ёлка ведь рядом.
мамонт, 18.01.2019, 17:56:47
На пресс-конференции мэр Вадим Кстенин заявил, что удовлетворен работой вице-мэра Виктора Владимирова, в частности рекордными темпами освоения бюджетн...
Неравнодушный Горожанин, 18.01.2019, 17:54:47

Главная Без купюр

14.06.2018, 18:26

Известия // Игра по правилам

Депутат Анатолий Выборный – о том, какой закон о лоббизме нужен в России.

В США продолжается рассмотрение дела Пола Манафорта, экс-главы штаба Дональда Трампа. Звучит много заявлений о его якобы существующих связях с Россией и бывшими украинскими властями. Но немногие помнят, что одно из главных обвинений в адрес Манафорта связано с нарушением закона о лоббизме. По мнению следствия, он платил европейцам в интересах украинских политических сил, обманывая легальные лоббистские компании. Это, конечно, не так страшно, как его (до сих пор не доказанные, кстати) связи с Россией, но способно поставить крест на карьере политика в любой стране, где есть более или менее развитый институт лоббизма. Ведь если закон позволяет продвигать те или иные решения, а человек всё равно платит «мимо кассы», он точно что-то скрывает.

Нужен ли такой закон в России? Дискуссии об этом идут со времен распада СССР. За это время парламентарии внесли в общей сложности пять проектов федеральных законов. Вопрос стоял в думской повестке от созыва к созыву и даже не раз обсуждался внутри президентского совета по противодействию коррупции. Но закон о лоббизме в России до сих пор не принят, и этот институт по-прежнему работает вне правового поля, без четких и ясных правил игры.

Главная причина такого состояния дел – в неоднозначном понимании лоббизма. С 1990-х годов у людей осталось впечатление, что эффективнее всего вопросы решаются через взятки и откаты. Все помнят коробку из-под ксерокса, набитую деньгами, которая перемещалась по кабинетам власти. На таком фоне лоббизм часто звучал как синоним коррупции.

Но сегодня ситуация кардинально изменилась. Легализация лоббизма теперь рассматривается в увязке с развитием российского антикоррупционного законодательства. Оно уже включает более 100 нормативно-правовых актов и постоянно совершенствуется с акцентом на профилактику коррупционных правонарушений.

Одновременно созданы все необходимые механизмы для реализации принятых законов. Коммуникация между гражданами, организациями и властью становится всё более прозрачной: движение документов проще отслеживать с помощью информационных систем, с обычного мобильного телефона. Мы выстраиваем систему «одного окна» и МФЦ, чтобы там, где раньше вопросы решались с помощью взяток, теперь граждане получали нормальное сервисно ориентированное обслуживание.

И сейчас уже очевидно, что институт лоббизма необходимо ввести в правовое поле. Ведь он является логическим развитием антикоррупционного законодательства: базовый закон позволит установить четкие правила и закрыть последние лазейки для коррупционеров.

Тем более, что как явление лоббизм уже занимает в обществе и экономике значимое место. В ведущих российских вузах, в том числе МГУ и ВШЭ, студентов обучают профессиональной лоббистской деятельности. Создан Национальный союз лоббистов, работает российский интернет-портал о лоббизме. Фактически каждое объединение, каждая ассоциация так или иначе продвигает интересы определенной группы. В рамках действующего законодательства этим занимается и Торгово-промышленная, и Общественная палаты, Фонд Кудрина по развитию гражданских инициатив, «Деловая Россия», «Опора России» и многие другие. К слову, российский бизнес активно пользуется иностранными лоббистскими институтами. Так, например, в свое время Центр Хруничева с помощью профессиональных американских лоббистов избежал включения в санкционный список США.

Возможно, от принятия базового закона удерживает отсутствие ответа на главный вопрос: «Каким должен быть институт лоббизма?» Я глубоко убежден, что он должен находится под государственным контролем, его нельзя отдавать в руки саморегулируемых организаций. Также нельзя допускать вмешательства лоббистов во власть, чтобы они формировали повестку органам власти.

Другими словами, нужен управляемый со стороны государства и абсолютно прозрачный для общества лоббизм. Все лоббисты должны пройти соответствующую процедуру аттестации. Для них необходимо установить квалификационные требования – например, высшее образование и трех-пятилетний опыт работы в той сфере, которую человек продвигает. Дальше – регистрация и создание открытого реестра лоббистов. Они должны регулярно отчитываться о своей деятельности. На мой взгляд, было бы целесообразно поручить контроль за соответствующими отчетами Минюсту и Налоговой службе.

Необходимо также закрепить понятие лоббистской декларации, в которой будет четко указано, кто выступает заказчиком, каковы цель лоббирования и доходы от этих услуг. В основе должно лежать соглашение, агентский договор между заказчиком и исполнителем.

Конечно, находиться под таким колпаком и вести абсолютно прозрачную деятельность понравится не всем. Но государство будет знать, что интересует или беспокоит те или иные группы граждан и сообществ, и принимать превентивные меры. Появится возможность контролировать эту деятельность и соответствующие финансовые потоки.

Некоторые вопросы относительно института лоббизма еще предстоит проработать. Например, нет единодушия по поводу того, кто может выступать лоббистом и кто станет главным регулятором в этой сфере. Необходимо также решить вопрос об ответственности за нарушения. Она должна быть аналогичной действующим санкциям за коррупцию.

К проработке законопроекта необходимо привлечь самую широкую группу экспертов, бизнес, парламентариев, правительство. Такой закон должен родиться на очень качественной дискуссионной площадке – в Госдуме, Совете Федерации или ТПП РФ, чтобы самые жаркие споры в конце концов привели нас к единому знаменателю.

Автор – заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Анатолий Выборный
Известия, 08:00, 14.06.2018

Добавьте «Абирег» в свои избранные источники

СВЕЖИЕ НОВОСТИ НА ПОЧТУ

Комментарии к блогам
Спасибо)
harlamov, 21.01.2019, 06:42:28
"Не буду рассказывать про позорный уровень зала в нашем аэропорту." Дима дорогой - чему ты удивляешься и пытаешься что-то до нас донести. Разве в В...
Вася, 18.01.2019, 10:20:46
Один государственный деятель договорился до того, что советует запретить сказки детям такие как "про золотую рыбку" и "О Емеле со щукой" - мешают фина...
www, 18.01.2019, 09:47:59
Отличная история! С нетерпением жду следующую. Вы – самый интересный блогер Абирега!
Капитан, 17.01.2019, 17:28:53
рейдер: перечитайте переписку, посмотрите инструкции по вики, если вы не понимаете о чем пишите, смысл продолжать :-)
Владимир, 16.01.2019, 20:33:14
Система Orphus

Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU)
Воронеж т.ф.+7 (473) 212-02-88
Липецк т. (4742) 90-06-85, Курск т. (4712) 36-00-87
Орел т. (4862) 78-12-64, Тамбов т. (4752) 43-54-61
Белгород т. (4722) 50-05-84,  Москва т. (495) 560-48-82
info@abireg.ru

Картотека
Группа Абирег использует систему проверки контрагентов Картотека.ru
Создание сайта - "Алекс"

Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU)
Воронеж т.ф.+7 (473) 212-02-88
Липецк т. (4742) 90-06-85, Курск т. (4712) 36-00-87
Орел т. (4862) 78-12-64, Тамбов т. (4752) 43-54-61
Белгород т. (4722) 50-05-84,  Москва т. (495) 560-48-82
info@abireg.ru

Яндекс.Метрика