Транспортная стратегия Воронежа: иллюзорные инновации

Транспортная стратегия Воронежа: иллюзорные инновации

19.12.2012, 14:41:44 

Воронеж. 19.12.2012. ABIREG.RU – Аналитика – На днях прошла подготовленная общественным движением «Город и транспорт» презентация «Развитие транспортного комплекса города Воронежа до 2020 года». Тема, актуальная для всех,  для любого жителя столицы Черноземья – и для тех, кто часами стоит в личных и служебных автомобилях в пробках, и тех, кто сначала штурмует маршрутки на остановках, чтобы затем присоединиться к армии стояльцев в заторах.

Собственно идеи, изложенные в документе, гордо именуемом «стратегия» (в последнее время на тактику никто не разменивается), сложно назвать революционными: централизация управления общественным транспортом, развитие легкорельсового транспорта, оптимизация маршрутной сети и инфраструктуры, развитие велоинфраструктуры. Все эти достаточно банальные вещи почему-то подаются как некий новый подход. Впрочем, ничего особенно вредного или безумного в предложениях нет.

Основной идеей нового подхода является, по мнению авторов документа, лестница приоритетов, построенная на преимуществе пешеходов и велосипедистов над общественным транспортом, а последнего – над частным, особенно припаркованным. Идея, наверное, действительно актуальная, но глубоко противоречащая традициям, принятым в городе. Любой гражданин, побывавший в Москве, согласится, что ситуация в Воронеже гораздо лучше и у нас пешеход куда меньше рискует быть задавленным на зеленый свет. Впрочем, даже в нашей вотчине обладатели крутых тачек, а куда чаще просто хамы ведут себя вызывающе по отношению к велосипедистам и «безлошадным». Как переломить дурное воспитание, думаю, не знают даже лучшие психологи. Уже поэтому предложение показалось мне нежизнеспособным. Однако когда идею развития велотранспорта проиллюстрировали широко известной картинкой с мэром Лондона, едущим на работу на «двухколесном друге», и предложили привлекать медийных лиц к проекту, воображение мне отказало. Представить высших чиновников города, служебные машины которых обычно паркуют прямо на тротуаре у мэрии, едущих на велосипеде, я категорически не смогла. Впрочем, в программе отмечается и прогресс, достигнутый в Воронеже, по развитию велоинфраструктуры – это парковки и дорожки: их мало, но они появились.

Остальные предложения были куда проще, понятней и гораздо интересней. Итак, основным способом повышения качества транспортной сети власти декларируют следующее: «Мы предлагаем новую идею:  муниципалитет будет регулировать частный транспорт (доля которого сегодня составляет 93% в структуре городских перевозок)». Таким образом, нам «продают» не очень понятный надзорный орган с могучими (с любыми другими он будет бесполезен) оперативными полномочиями. Принципиально – это возможность передела рынка в «ручном режиме» и мощный инструмент давления на любого из нынешних частных перевозчиков, ведь «муниципалитет получит новые функции и будет регулировать деятельность частных перевозчиков, контролируя соблюдение установленных в законе нормативов». Думаю, что лоббисты нынешнего транспортного хаоса не обрадуются такой перспективе. Смена власти, изменение политики властей, да просто конфликт между горадминистрацией и перевозчиком будут приводить к изменению структуры рынка. Рай для мутных коррупционных схем, интриг и черного пиара. Конечно, все это есть и сейчас, но происходит это медленнее из-за отсутствия оперативного контроля. Нынешняя схема, конечно, плоха, но она по крайне мере работает. Будет ли работать в наших условиях единая диспетчерская и если будет, то как – вопрос гадательный. Учитывая политическую значимость общественного транспорта, лоббизм со стороны перевозчиков, владельцами которых, по слухам, являются депутаты и чиновники, есть сомнения в принятии новых, не всем понятных правил игры.

Впрочем, для владельцев маршруток единая диспетчерская – далеко не самое страшное в концепции. Там же предлагается ввести единый билет на основе универсальной электронной карты гражданина РФ. Даже если не учитывать то, что этой самой карты еще не существует, вопрос о перераспределении денежного потока, необходимости дооснащения автобусов считывающими устройствами, цены на проездные и т.д. вполне может затянуть решение транспортной проблемы на годы. Представьте: лишить водителей привычного для них весьма черного «нала». Тут и до забастовки недалеко. А уж согласовать процентные отчисления биллингу (кстати, весьма непыльный и доходный бизнес намечается), выработать порядок распределения средств по проездным… Что-то меня гложут сомнения в реализации вышеописанной инновации.

Еще одно предложение – легкорельсовый транспорт. Обсуждается он уже много лет, но воз и ныне там. Восстановить с немалыми затратами современный аналог трамвая – идея, имеющая не только многочисленных сторонников, но и активных противников. Вопрос упирается и в весьма ограниченный бюджет городского округа, и в не слишком понятную экономическую эффективность проекта. Кстати, именно из-за низкой экономической эффективности авторы стратегии отрицают возможность строительства метро. Радует, что люди исповедуют реалистичный подход.

В целом презентованные идеи производят впечатление благих пожеланий, не учитывающих суровую реальность, окружающих нас традиций делового оборота, устоявшихся отношений и проблем. Посмотрим, насколько общественное движение, достаточно внезапно возникшее в Воронеже, сможет быть последовательным и подготовленным для отстаивания своей позиции.

Елена Чуфринова

© 2019 Агентство Бизнес Информации ABIREG.RU
Все права защищены