Коучинг в бизнесе: обновление потока

26.01.2010 15:53

Сегодня тема коучинга часто обсуждается в среде продвинутых бизнесменов, особенно тех, кто по роду деятельности имеет опыт общения с зарубежными партнерами или людьми, интересующимися передовыми технологиями создания и развития результатов в своей компании.

Что такое коучинг?
Coaching — это слово пришло из спорта. В переводе с английского coaching "коучинг" означает "тренерство" или co-achievement - "совместное достижение".

По мнению преподавателя Гарвардского Университета и одного из основоположников коучинга Тимоти Голви, коучинг означает раскрытие потенциала личности для максимизации собственной производительности и эффективности. Коуч больше помогает личности обучаться, чем обучает.

Коучинг — это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека. (Майлз Дауни, директор Лондонской школы коучинга).
Коучинг (личное тренерство) – сопровождение человека в развитии его продуктивности и  достижении целей.

В 1980-х годах в США  коучинг начал играть важную роль в бизнесе, и долгое время был привилегией лишь руководителей высшего уровня, которые искали коучей, способных помочь им развиваться в личностном и профессиональном плане. Вскоре об эффективности коучинга стало известно во всем мире. Его технология помогала людям развиваться,  быстро осваивать новый опыт и достигать больших успехов.
На сегодняшний день самое большое распространение коучинг получил в США и Японии. Там вопрос ставится так: успешный предприниматель не может существовать без наставника.
Всемирно известные корпорации, такие как Siemens, Nokia, Ericsson, Motorola, Telenor, ABB, Boeing, Lufthansa, BP, Shell, Volvo, Toyota, Rank Xerox, IBM, Microsoft, Unilever широко используют услуги коучей. По оценке экспертов Института Гэллапа, эффект применения коучинга в компании в 6 раз превышает затраты на него. С другой стороны, он сегодня выступает просто элементом «правильного» бизнеса.

Чем и как измерить результаты коучинга?
Кто такой коуч?

Коуч не является специалистом, решающим проблемы через продажу готового решения, он даже может не быть явным экспертом в заявленной для коучинга теме. Коуч не учит своего клиента,  навыкам, что и как делать.  Эффективный коуч создает условия для того, чтобы клиент сам понял, что ему надо реализовать, определил способы, с помощью которых он может достичь желаемого, сам выбрал наиболее удачный, целесообразный способ действия и наметил основные этапы достижения цели. Все участники процесса коучинга  с самого начала должны согласовать желаемый результат и критерии успеха. Коуч и клиент договариваются об общих рамках и понимании и заключают контракт. Клиент знает, что коуч работает над раскрытием потенциала и возможностей клиента.
Стремление к обучению заложено в человеке изначально. И коуч - это профессионал, который помогает вам использовать весь свой опыт, знания, силу воли, аналитические способности и многое другое полностью. Представьте на секунду, если бы вдруг Ваши таланты и способности заработали максимально эффективно, или вы смогли бы развить то, что вам необходимо прямо сейчас, например, в два раза быстрее?
Опытный коуч полагается не только и не столько на собственные ресурсы, сколько на возможности и способности клиента, т.е. кем, как и для чего вы хотите быть. Что вы хотите делать и для каких целей вы всё это затеяли! Причём, в начале коуч кажется прямо таки хитрецом: советов не дает, ничему прямо не учит, оценки от него не получишь, а гонорар за работу довольно приличный. Поначалу привыкнуть к такому положению дел не просто. Так в чём же секрет?

Секрет коучинга
Секрет прост, гармонизировать и направить все ваши способности на достижение цели. Сфокусировать ваше внимание и действия на задаче. Помочь Вам определить результаты, достойные Вас и Вашего бизнеса. Повышать эффективность день за днём. Быть выше ситуации и находить решения там, где другим кажется, что их нет.
Коуч - это профессионал, помогающий клиенту войти в так называемое состояние «потока». Каждый человек может вспомнить это легко из опыта. Бывало ли так, когда вы кипели от идей, всё спорилось в Ваших руках, Вы быстро принимали решения, и они были верными. Вас не смущали возникающие сложности, потому что вам важен был результат, и к вам приходили и приходили варианты как его достичь. При определённых условиях у каждого человека это состояние возникает. А когда оно проходит, нам кажется, что это было что-то невероятное. В действительности - это естественное состояние человека. Помочь человеку научиться легко входить в такое состояние, а затем и находиться в нём больше и больше времени и есть одна из основных задач коучинга.
В бизнесе состояние потока люди часто называют продуктивностью. Способностью получать максимальный результат от той деятельности, в которую люди вовлечены. В современном мире бизнесмену действительно нужны все его ресурсы, способности, весь его потенциал для реализации задач.

Так  как же работает коучинг?
Часто, задав это вопрос, Вы получите очень простой ответ: при помощи вопросов! И дальше Вы услышите о том, какие варианты вопросов могут быть и почему они сработают. Если Вы станете задавать вопросы о коучинге дальше, то сможете услышать, что коучинг срабатывает за счёт:
• чёткой структуры коммуникации;
• отношений, которые устанавливаются между коучем и клиентом в ходе работы;
• ориентации на решение задач;
• умения коуча помочь Вам определить наилучший результат проекта, бизнеса или, например, всей вашей жизни;
• способности коуча настроить  Вас поверить в себя, и свои способности больше, чем Вы себе представляете.

 

 

 

 

 

 


Коуч может стать тем человеком, который целенаправленно использует передовые методики в области развития потенциала личности и группы, способствуя системному улучшению результатов.

Как происходит коучинг?
Коучинг проводится в виде сессий/встреч, направленных на работу с конкретным запросом клиента по следующей схеме:

Вот пример этапов, по которым может проходить клиент в формате коучинга:

• Формулировка цели. Перевод мечты, идеи или потребности в сформулированный результат.

• Разработка планов и способов достижения с учётом профессиональных и жизненных приоритетов.

• Поиск дополнительных ресурсов. Работа со значимостью и ценностью достижения цели. Помощь себе в том, чтобы не отклониться от курса в период изменений.

• Этап завершения, успеха. Навыки завершения, постановки новых целей и задач. Перевод своих целей к новым горизонтам или глубине.

Процесс прохождения по этим этапам может длиться и одну сессию, и в глобальном масштабе и проработке в течение нескольких месяцев работы.

Коуч и Лидер

У современного руководителя возникает много вопросов, которые обсуждать с кем-либо сложно. Например, с партнерами важно сохранять свою позицию, сильные лидерские качества, показывать успешность своего управления. Подчиненные так же не дадут четкую обратную связь, тонкие детали, на что обратить  внимание в управлении. А обратная связь руководителю нужна в отношении личной эффективности, результативности, направлений развития, инвестиций и многих других ключевых вопросов современного управления. Многие лидеры заняли свои позиции в молодом возрасте, создавая свои компании интуитивным, опытным путем, находясь в ситуации постоянного стресса и прогрессирующего  роста личной ответственности. И на данном этапе некоторые из них реально стремятся найти и использовать возможности для обновления.  Чаще всего задача коучинга – помочь успешным людям стать еще более успешными.

История первая. Пример из практики
Рассмотрим пример из практики коучинга. Представьте совещание руководителей регионов одной из российских компаний. Совещание проводит директор. На это совещание пригласили профессионального коуча. По предварительной договорённости с директором коуч наблюдал за такими параметрами как:
• Ход и интенсивность процесса совещания,
• Насколько удаётся вовлекать руководителей в процесс обсуждения,
• Какие есть сильные и слабые стороны у директора,
• Позиция и лидерские качества директора,
• Насколько ясно и понятно доносит мысли,
• Насколько доносит Видение и цели,
• Скрытые игры и послания участников и реакция руководителя на них.
Присутствие коуча на совещании способствовало достижению двух целей: помочь руководителю в повышении эффективности проводимых им совещаний и способствовать успешному внедрению изменений, призванных усилить работу организации.

После проведения совещания руководитель запросил обратную связь у коуча. Директора интересовало, насколько эффективно он провел совещание, насколько были достигнуты цели совещания. Коуч при помощи вопросов помогал руководителю оценить продуктивность и результативность действий на совещании. У руководителя получилось хорошо достичь некоторых промежуточных целей, таких как: включение всех в обсуждение плана, отсечение разговоров, не относящиеся к делу и удержание внимания на теме обсуждения.

В то же самое время отметили, что генеральный директор передавал ответственность руководителям регионов, в результате чего были повышенные риски проведения запланированных мероприятий.

Коуч и руководитель совместно разработали новый формат принятия решений при проведении совещаний. Разобрали, какие стили управления стоит применять в зависимости от обсуждаемого вопроса. По результатам совещания директор при помощи коуча пришел к выводу, что его  стиль управления должен измениться и были прописаны точные критерии этих изменений.

Часто в практике происходит так, что наилучший результат достигается в тех случаях, когда коуч задаёт так называемый «сильный вопрос», который клиент не задал бы себе сам, не заметил бы область, в которой важно подумать. Это похоже на известный эффект восприятия под названием «слепое пятно». Когда есть области, на которые мы ввиду привычного восприятия просто не обращаем внимания. Для чего приглашают экспертов? Для того чтобы найти решение, которые сами лидеры не видят. Коучинг предлагает посмотреть и подумать так, чтобы увидеть. А для решения использовать экспертность самого руководителя, организации или подразделения. Ведь кто лучше него знает все нюансы, детали и возможности предприятия. В повседневной жизни руководители не выделяют достаточно времени для такой работы, что зачастую стоит им финансовых и временных потерь.
В результате применения коучинга клиент быстро находит решение своих критических вопросов в режиме реального времени. Коучинг можно применять при ведении переговоров, анализе собственных стратегий, планировании стратегических сессий и много другого.

Бизнес-коучинг сегодня развивается очень интенсивно. В практической деятельности ведущих зарубежных и отечественных консалтинговых компаний коучинг занимает ключевое место в проектах развития команд, лидеров и ключевых направлений бизнеса. В этой статье мы начали знакомство с этой моделью. О других не менее интересных аспектах коучинга Вы можете прочитать в наших следующих статьях.

Екатерина Юрьевна Максимова
Директор Центра НЛП Технологий,
тренер международного Эриксоновского университета,
профессиональный коуч, бизнес-тренер



Комментарии на Facebook.com

Другие сообщения

 
Служба Исследований компании HeadHunter провела опрос соискателей Воронежской области,...
 
 
Как известно, изменить понимание человеком осуществляемых им бизнес-процессов крайне...
 
Во многих «западных» книгах понятия менеджер и руководитель часто использую как...
 
 
Пять стереотипов, из-за которых высшие руководители компаний не могут принять нужное...
     
   
    
     
 

Тренинг Батырева

 
    
     
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829 
 
    
     
   
    
Самое читаемое Abireg.ru
     
 
 
    

 

 
Показано: количество показов за 30 дней, за неделю и за сегодня

Новости образования | Рейтинги | On-line интервью | Эксперты | Афиша | Бизнес-события | Реклама на сайте | Контакты

Создано в студии "Алекс"