Конференция по продажам

 
    
     
   
    

HH.ru // Как отбирают лучших стажеров и создают из них кадровый резерв


11.06.2019 08:30

Если организация растет стремительными темпами, а коллектив — молодежный, это означает необходимость в постоянном притоке новых сотрудников. Если еще и деятельность у компании нестандартная, то новых членов команды нужно интенсивно обучать. Как организовать весь процесс? Рассказываем про опыт WorldSkills в России.

Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» действует с 2015 года, это часть международного некоммерческого движения WorldSkills International. Его глобальная цель — повышение стандартов подготовки рабочих кадров и популяризация рабочих профессий.

Союз занимается профориентацией подростков и студентов, сотрудничает с колледжами и вузами, готовит молодых специалистов, создает стандарты работы, организует обучение и проводит чемпионаты, на которых встречаются студенты, представители вузов, государственных органов, бизнеса и общественных организаций. А в связи с пенсионной реформой в России Союз запустил программу профессиональной переподготовки людей старшего поколения.

Проектов у союза много, и поэтому задач для его сотрудников тоже много: нужны менеджеры для разных организационных вопросов, специалисты по связям с общественностью, международным связям, юристы, бухгалтеры, ИТ-специалисты.

Задача: организовать непрерывный приток новых кадров

Когда WorldSkills открылся в России в 2015 году, штат состоял из 50 человек. За четыре года он вырос в семь раз — сейчас в штате более 350 человек, и это не предел, людей нужно всё больше и больше.

Ежегодно открываются новые проекты. Бывает, что на один проект нужно нанять сразу 20 человек. Причем, не просто нанять, но и оперативно обучить специфике работы в союзе.

В WorldSkills не перебрасывают уже работающих сотрудников на новые проекты, под них всегда набирают новый штат. Поэтому приток сотрудников и пополнение кадрового резерва должен быть постоянным, и новые люди должны быть готовы сразу включиться в работу.

Еще одна причина постоянной нужды в кадрах — текучесть. Это нормальное явление для молодых коллективов (средний возраст работников союза не превышает 30 лет).

Решение: стажировки для студентов вузов и колледжей

Поскольку основная деятельность союза связана с образованием и развитием профессиональных компетенций, к налаживанию процесса поиска и подготовки собственных молодых кадров HR-служба WorldSkills подошла основательно и со знанием дела.

С 2018 года в союзе организовали практические стажировки для студентов вузов и колледжей, в том числе региональных. Это позволило WorldSkills создать кадровый резерв из тех, кто уже знаком с союзом и спецификой его работы.

Процесс состоял из пяти этапов, а подготовка к запуску стажировки заняла пять месяцев:

    В феврале 2018 года разослали вузам и колледжам письма о запуске в WorldSkills программы стажировок, провели личные встречи с руководителями учебных заведений в Москве и Московской области, организовали встречи со студентами, на которых презентовали программу и условиях участия в ней.
    С апреля начали прием заявок от студентов, пожелавших принять участие в стажировке. К участию приглашались как студенты-первокурсники, так и старшекурсники.
    В мае провели собеседования с кандидатами в стажеры и отобрали лучших.
    Июнь посвятили подготовке будущих наставников стажеров из числа сотрудников WorldSkills. Наставников было 20.
    С июля началась сама стажировка. Ее длительность — четыре недели.

Как отбирали стажеров

Один из основных секретов успеха любой стажировки — в отборе «правильных» стажеров. То есть тех, кто идет на стажировку не просто из любопытства или для галочки, а действительно мотивирован научиться чему-то новому, искренне интересуется деятельностью организации и ответственно относится к своим обязанностям. Только в этом случае стажировка не превратится в бесполезную головную боль для HR-службы и наставников, а привлечет в компанию перспективные кадры.

Как рассмотреть таких людей в потоке кандидатов, если это студенты без опыта, значит, даже полноценного резюме у них пока быть не может, а проверять сложные и объемные тестовые задания при большом потоке невозможно?

Проверку придумали простую, но очень эффективную. Тем, кто прислал заявки на стажировку, отправили анкету. В ней нужно было написать, кем кандидат хочет быть, какая специальность его интересует, в каком департаменте он хотел бы оказаться, чему научиться там и чем ему это пригодится в дальнейшем.

Отделаться чисто формальным заполнением не получилось бы — кандидату надо было ответить на вопросы о том, что он делает сейчас, что будет делать через год и через три года. Представить себя через три года — даже для многих людей старшего возраста непростая задача, а для студентов тем более. Зато это отличный повод задуматься над тем, по какой траектории хочется двигаться в ближайшие годы, и как в этом может помочь стажировка и работа в WorldSkills. А для рекрутеров союза это простое, на первый взгляд, задание послужило тестом, благодаря которому можно оценить осознанность и заинтересованность каждого кандидата, а также насколько он системно мыслит.

Тех, кто хорошо справился с этим заданием в анкете, пригласили на собеседование: студентов из Москвы — очное, из других городов — по скайпу. В 2018 году из ста кандидатов отобрали 18 самых сильных ребят, которые ярче остальных проявили себя и продемонстрировали живую заинтересованность в работе. Их и пригласили на стажировку.

Как проходила стажировка

Стажировка представляла собой полное погружение в рабочий процесс. Студенты должны были каждый день с 10 утра до 19 вечера находиться в офисе, как все сотрудники союза.

Сначала перед стажерами выступил сотрудник офиса и рассказал о работе, глобальных целях и задачах WorldSkills в России. Затем провели серию деловых игр, развивающих навык управления. Стажеров учили навыкам общения, поведения в коллективе, реакциям в стрессовой ситуации, организационным навыкам — в качестве задания нужно было организовать чемпионат (чемпионаты — одна из типичных активностей WorldSkills, а их подготовка — типичная задача сотрудников союза). Каждый стажер «прикреплялся» к наставнику, который ставил перед ним рабочие задачи из тех, над которыми работал сам. Дальше они работали над этой задачей в паре. Таким образом ребята занимались настоящими текущими операционными задачами, имея возможность всегда попросить о помощи или задать вопрос, если что-то казалось непонятным, и одновременно наблюдать за тем, как работает наставник.

Например, в подразделении «Академия», которое занимается повышением квалификации директоров колледжей, стажеры подготавливали договоры и курировали процесс их заключения. Другие стажеры готовили чемпионат, писали бизнес-планы. Стажер, который работал в подразделении HR, планировал бизнес-игры.

К самостоятельному выполнению задач стажеры в течение четырех недель подходили постепенно:

    сначала наставник демонстрировал, как над конкретной задачей работает он сам, и объяснял нюансы;
    потом стажер подключался к выполнению тех же задач, но под контролем наставника;
    затем стажер делал всё самостоятельно, а наставник только проверял результат;
    наконец стажер, уже полностью погрузившись в процесс, самостоятельно выполнял работу и обращался к наставнику только при необходимости обсудить какие-то моменты.

«Интереснее всего работать с первокурсниками: им море по плечу, так много энергии, энтузиазма и всё кажется возможным, они не боятся никаких препятствий, — делится своими впечатлениями и.о. директора департамента по работе с персоналом Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Анна Селукова. — Они еще не знают на собственном опыте, как непросто реализовать ту или иную идею или какое-то нестандартное решение, поэтому их идеи и решения всегда смелые, свежие и, что интересно, — вполне рабочие. И каждый стажер очень освежает своей энергией всё подразделение, в котором работает».

Итоги стажировки: семь новых сотрудников

Во время стажировки действовала рейтинговая система — наставники и организаторы оценивали текущую работу стажеров в баллах. По итогам стажировки ребята готовили презентацию и защищали свой проект — своеобразный отчет о том, чем они занимались четыре недели.

Пятерых лучших по итогам всех оценок стажеров включили в кадровый резерв WorldSkills и по мере появления вакансий приняли на работу в Москве. Еще двое бывших стажеров работают сейчас в региональных центрах WorldSkills.

В организации и проведении стажировки приняли участие 28 сотрудников WorldSkills, включая наставников.

После первого опыта летнюю стажировку решено было проводить ежегодно — недавно в Союзе стартовал набор новых стажеров.

HH.ru, 10 июня 2019



Комментарии на Facebook.com

Другие сообщения

 
 
 
Результаты работы компаний зависят от того, насколько хорошо их руководители справляются с...
     
   
    
     
   
    
     
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
 
    
     
   
    
Самое читаемое Abireg.ru
     
 
 
    

 

 
Показано: количество показов за 30 дней, за неделю и за сегодня

Новости образования | Рейтинги | On-line интервью | Эксперты | Афиша | Бизнес-события | Реклама на сайте | Контакты

Создано в студии "Алекс"