WorldClass

28 апреля 2024, 12:00
Экономические деловые новости регионов Черноземья

erid: 2VtzqucPBPb

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

R36 мегаполис // Что у Воронежа на языке?

21.11.2012 15:13

Воронежский рынок языкового обучения близок к насыщению. Об этом, в частности, свидетельствует количество языковых центров (в пересчете на душу населения) и замедление темпов роста у многих игроков. Международная практика рассматривает такую ситуацию как наиболее интересную. Именно теперь ведущим обучающим центрам предстоит определить новый «потолок» рынка, исходя из сегодняшних тенденций.

От трех до бесконечности

В таком возрастном разрезе сегодня представлена аудитория воронежских языковых центров. Если раньше учить иностранные языки начинали только те, кто хочет стать переводчиком или дипломатом, то сейчас это делает почти каждый. Соответственно возрастным и профессиональным задачам создаются образовательные продукты. Одна из главных тенденций в обучении — снижение возраста. Если начать изучение иностранного языка в 3-4 года, ребенок вырастает билингвом — то есть овладеет двумя языками как родными. Это даст огромное преимущество в будущем. Но государственный институт образования — система очень консервативная, и в нашей стране, и в любой другой. «При традиционном подходе у нас в школах начинают английский с пятого класса. Но сейчас этот подход изжил себя», — комментирует Наталья Власова, директор Международного центра «Лингвист». Государственная программа не предусматривает изучения языков в раннем возрасте. Это одна из причин того, почему частные языковые центры у нас востребованы. И здесь речь не только о юных учениках, но и о школьниках и студентах. Даже чтобы хорошо сдать ЕГЭ, им приходится обращаться в языковые центры. «Школьники обращаются за помощью в подготовке к ГИА и ЕГЭ. Есть также студенты, которые изучают язык для использования в профессии — деловой, технический английский. Имеется спрос на подготовку к международным экзаменам (TOEFL, IELTS, Cambridge Exams)», — рассказывает директор образовательного центра «Зеленая улица» Елена Тимофеева.

Классическая школьная и вузовская программы не успевают за изменениями в мире. Именно поэтому языковые школы процветают: им есть, что предложить людям. «В идеале общеобразовательная школа должна давать знания английского языка на бытовом уровне, а для более глубокого изучения разумнее было бы обращаться в языковые центры. А сейчас тенденция такова, что часто приходится сталкиваться с просьбами «подтянуть» язык, чтобы иметь хорошую оценку в школе, но это нельзя назвать комплексным изучением, это ближе к понятию «скорая языковая помощь», — добавляет Наталья Власова. Но пожалуй, нужнее всего иностранные языки взрослым людям. «Основную массу наших студентов составляют люди от 20 до 35 лет, которые столкнулись с проблемой недостаточного знания иностранного языка во время учебы, работы и путешествий. У многих из них есть неплохой уровень грамматики и лексики, но как применить этот «школьный багаж» они не знают, у большинства такой сильный языковой барьер, что им бывает сложно просто представиться или рассказать о себе», — признается директор языкового центра «Английский Дом» Ольга Щедрина . Взрослые люди, в отличие от детей, не рисуют абстрактные планы на будущее — они ставят конкретные задачи. К примеру, командировка в Германию на завод партнера. Или международная конференция, выставка, форум в своей сфере. Переговоры с потенциальными инвесторами из-за рубежа. Даже если у вас есть переводчик, вы не можете во всем полагаться на него — нужно самому понимать ход беседы и участвовать в обсуждении. На уровне динамично развивающихся компаний эти потребности уже осознанны и выражаются в готовности платить за обучение сотрудников. Языковые школы, в свою очередь, разрабатывают специальные программы для корпоративных клиентов, стараясь учесть многие факторы. «Взрослые часто ограничены во времени, поэтому выбирают интенсивную программу, позволяющую в короткие сроки получить максимальный эффект. Наша методика включает ролевые игры, дискуссии, диалоги, которые помогают обучающимся начинать и заканчивать разговор, обмениваться информацией, соблюдать речевой этикет. В конечном счете, это выводит их в самостоятельную речь и дает возможность общаться с носителями языка в реальных ситуациях», — делится исполнительный директор школы иностранных языков «Интерлингва» Елена Кузнецова .

Английский и не только

Самый популярный во всем мире язык — английский. В современном обществе это язык глобализации, интернета и бизнеса. «В наше время невозможно обойтись без знания английского языка, поэтому основной целью обучения является развитие умения общаться на этом языке. Популярностью пользуются также специальные курсы — английский язык для выезжающих за рубеж, бизнес-английский», — комментирует директор образовательного центра «Зеленая улица» Елена Тимофеева.

Каждая уважающая себя школа языков имеет квалифицированных преподавателей английского и партнеров-носителей языка, а также дает возможность подготовиться к экзаменам на один из международных сертификатов. В Воронеже можно готовиться к экзаменам и получить такие сертификаты как PEARSON, TOEFL, IIELTS, LCCI, Cambridge Exams, FCE и другие. Воронеж — единственный в Центральном Черноземье город, где работает сертифицированный центр по приему Кембриджских экзаменов. Чтобы обеспечить высокий уровень обучения английскому языку, школы развивают все направления: разрабатывают и улучшают методические программы, повышают квалификацию преподавателей. «Сейчас у нас идет пересмотр и доработка всех методических программ. Дело в том, что сейчас учить языки начинают действительно в очень юном возрасте. Ведущие мировые методисты пишут единую программу подготовки для young learners. Кроме того, эти дети достигают продвинутого уровня к 14 годам. Вопрос, как с ними работать после этого, также требует разработки методик. Именно этим мы и занимаемся», — поясняет Наталья Власова, директор Международного центра «Лингвист». Также Наталья отмечает, что «Лингвист» активно ведет работу по повышению квалификации для своих преподавателей и всех желающих учителей общеобразовательных школ. Работу с квалификацией преподавателей ведут все ведущие языковые центры Воронежа, так как клиенты стали требовательными к качеству языковых услуг. Помимо английского, есть запрос и на изучение других языков. Рост спроса всегда имеет под собой основу. «Каждый год в моду входит изучение того или иного языка. Причины могут быть самые разные: от политических изменений в мире, проведения тематических анимэ-фестивалей до популярной песни на испанском или португальском языке, — считает Ольга Щедрина, директор центра «Английский Дом». — В последние годы увеличилось число обращений по поводу изучения китайского, японского и арабского языков. К счастью, в Воронеже проживает много носителей этих языков».

А вот директор образовательных программ «N’ecole» Надежда Струева считает, что языку для покорения масс нужны более весомые причины: «Популярность того или иного языка увеличивается с усилением деловых контактов с определенной страной. Так, в нашей школе в последние годы возрос спрос на немецкий и китайский. Их изучают в основном те, кто планирует связать с этими странами свою карьеру». Интерес воронежцев к китайскому языку объясняется расширением деловых контактов России с Китаем в рамках БРИКС. Что касается немецкого, то здесь есть другие, но вполне конкретные причины. В Воронеже работает трансформаторный завод Siemens, и кроме того, в ведущих вузах Воронежа (ВГУ, ВГПУ, ВГАСУ) есть партнерские программы с немецкими вузами и компаниями. Еще один язык, пользующийся спросом, — испанский. По количеству носителей в мире он уступает только английскому и китайскому, соответственно, помогает в карьере в той же степени, что и два названных. Есть еще такие языки, которые традиционно изучаются из-за своей красоты и мелодичности. Например, французский и итальянский во многих языковых школах изучают как второй язык. Общая тенденция одна: как только спрос на язык возникает, лингвистические школы расширяют свою продуктовую линейку. И каждая делает это по-разному. «Расширение линейки предлагаемых программ связано с двумя факторами. Во-первых, это спрос со стороны клиентов. В этом случае мы осуществляем разработку новой программы и привлекаем высококвалифицированных преподавателей. Во втором случае мы действуем «от преподавателя». Это значит, что в школе работает преподаватель редкого языка, у которого клиенты учат редкий язык сначала для удовольствия, а затем уже находят ему применение в своей профессиональной деятельности», — поясняет методику «Интерлингвы» Елена Кузнецова. Весьма строгие требования предъявляют к себе в школе «N’ecole»: «Мы берем на работу преподавателей новых языков только в том случае, если уверены, что человек не только владеет языком, но и является высококвалифицированным специалистом и знает, как обучать детей. Пока мы не найдем специалиста достаточно высокого уровня, мы не запускаем новый язык. Именно так мы действовали в случае с японским», — рассказывает Надежда Струева. Очень оригинального подхода придерживается центр «Английский Дом»: «В языковом центре «Английский дом» обучают более 10 иностранным языкам, включая такие как японский, арабский, чешский, португальский, польский. Основным принципом нашей работы является индивидуальный подход к каждому клиенту, поэтому как только появляется заявка на обучение очередному иностранному языку, мы стараемся найти преподавателя этого языка (у нашего Центра хорошие отношения с кафедрами иностранных языков ВГУ И ВГПУ)», — делится Ольга Щедрина.

Методики

В современных условиях пользователи делают акцент на свободном общении. «В настоящее время наибольшей популярностью пользуется коммуникативная методика, в которой владение языком является не самоцелью, а инструментом для достижения более серьезных жизненных задач. Большинство современных учебников издательств Oxford University Press и Cambridge University Press отвечают всем требованиям коммуникативной методики: в них рассматриваются интересные актуальные темы, располагающие учащихся к обсуждениям. Процесс обучения насыщен работой с аутентичными аудиоресурсами, так что учащиеся уже с начальных уровней привыкают к речи носителей языка», — комментирует директор языкового центра «Английский Дом» Ольга Щедрина. Такие языковые школы как «Интерлингва», «Зеленая улица», «N’ecole» и международный центр «Лингвист» также основывают свои методики на коммуникативном подходе. Однако у каждой школы есть собственный акцент, изюминка в применении коммуникативного метода.

«Зеленая улица»: инновации. Образовательный центр «Зеленая улица» предлагает своим учащимся инновационную методику преподавания иностранных языков, учитывающую современные требования и стандарты образовательной системы, принятые в нашей стране, а также за рубежом. Обучение иностранным языкам в «Зеленой улице» происходит не только посредством преподавания языка в аудитории. Также есть возможность изучать иностранный язык в рамках проекта «Школа делового развития», которая предполагает разностороннее развитие подростков и молодых людей, и помимо иностранного языка включает в себя авторские спецкурсы и тренинги профессионального и личностного роста. Высококвалифицированные преподаватели и современная технологическая база (интерактивные доски, лингафонный кабинет) позволяют достичь высоких результатов в изучении иностранных языков.

«N’ecole»: творчество. В этой школе язык — средство развития потенциальных возможностей личности. Главное, чему учат, — создавать коммуникацию, а не разрушать ее. Неважно, будь то грамматика, фонетика или вокабуляр — все составляющие должны служить навыку создания, творения коммуникации. Общение предполагает культурное развитие, и потому раскрыть творческий потенциал учащегося — это тоже цель школы. Здесь проводится много творческих мероприятий: концерты учащихся, поэтические, песенные конкурсы. Работает киноклуб, который помогает развить культуру общения. Совместно с друзьями из США ученики создали собственную библиотеку.

«Интерлингва»: высокие технологии. Сегодня в интернете на языке оригинала можно прослушать и концерт, и интервью с известным человеком, и трансляцию популярного радиоканала и даже посмотреть обучающее видео или мультфильм на английском языке. Учащиеся «Интерлингвы» принимают участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети интернет, переписываются со сверстниками из других стран, участвуют в чатах, видеоконференциях, общаются в сети Facebook. Английский через Skype в школе иностранных языков «Интерлингва» позволяет сделать обучение более разнообразным и интересным.

«Лингвист»: мировые тенденции. Ориентируется на мировую методическую школу. Именно для этого центр «Лингвист» открыл единственный в Центральном Черноземье сертифицированный Кембриджский центр и стал представителем зарубежных издательств, что повысило статус Воронежа в разы. Находясь на «передовой» рынка, языковая школа «Лингвист» считает для себя важным не идти на поводу у спроса, а формировать его. Трансляция технологий мирового образца — реальный шанс привести региональный рынок к уровню мировых стандартов.

Язык и культура

Язык нельзя отделять от культуры его носителей. Более того, интеграция в культуру делает обучение интересней, помогает понять речевой этикет и даже менталитет разных народов. У слушателей воронежских языковых школ есть масса возможностей, чтобы разнообразить свое обучение. Все крупные языковые центры предлагают образовательные программы за рубежом (в языковой среде), лагеря для детей с углубленным изучением английского, а также летние каникулы во Франции, Британии, Германии и других странах. И даже не выезжая из города можно посетить дискуссионные клубы, концерты и выставки, связанные с культурой разных стран, и принять участие в конкурсе переводчиков. К примеру, школа иностранных языков «Интерлингва» предлагает множество проектов как в области изучения иностранных языков, так и в сфере досуга. В 2012 году открыт экзаменационный центр «Интерлингва» по приему международных экзаменов EDI LCCI (PEARSON) в Воронеже. Получение международного сертификата позволяет продолжить обучение или получить работу за рубежом или в иностранной компании. Для детей предлагается совместить отдых и общение на английском в языковых лагерях: на базе отдыха «Лесная сказка» (Воронежская область), в Лондоне или на побережье Черного моря в Болгарии. Кроме того, в «Интерлингве» ведется серьезная деятельность по организации бесплатных семинаров для школьников по лингвокраеведению. В школе «N’ecole» работает киноклуб и регулярно проводятся концерты с творчеством учащихся. Образовательный центр «Зеленая улица» ежегодно проводит различные конкурсы и олимпиады для школьников, студентов и учителей города и области, главными призами которых являются бесплатные поездки в Англию и Германию. Также «Зеленая улица» организует летний отдых детей в международных языковых лагерях в Англии и США, а также в Воронеже на базе ДОЛ «Кировец», где с детьми занимаются носители языка. А международный центр «Лингвист» априори состоит из нескольких подразделений, не зависящих друг от друга. Языковая школа — только одно из них. Но столь же успешно развиваются параллельным курсом Кембриджский центр, магазин иностранной литературы, проект «Зазеркалье» (занимающийся организацией языковых лагерей) и агентство по образованию за рубежом.

Вместо послесловия

Для того чтобы понять, как будет развиваться рынок языковых услуг Воронежа дальше, надо принимать в расчет несколько условий. Во-первых, почти каждая языковая школа, кроме основного продукта — обучающих курсов, — предлагает дополнительные сервисы: письменные переводы или сопровождение переводчиков. Во-вторых, языковые центры изобретают новые услуги и направления: иногда с подачи клиентов, а порой и раньше возникновения потребностей. В-третьих, далеко не все возможности освоены школами в плане реализации интересных подходов и методик: здесь есть бесконечный простор для творчества. Что касается конкуренции, то она проявляется, скорее, на уровне миссий и стилей работы языковых школ: в гораздо меньшей степени потребитель ориентируется на цены. И главное — рынок обучающих услуг подобен вечному источнику: смена поколений предполагает, что в нашей стране всегда будут те, кого надо обучать.

Ирина Щербаненко
R36 мегаполис, №10, ноябрь, 2012.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0