WorldClass

26 апреля 2024, 03:57
Экономические деловые новости регионов Черноземья

erid: 2VtzqucPBPb

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

AbiregTV - Ректор ВГПУ Сергей Филоненко: «В первую очередь средства будут инвестироваться в успешно работающие структуры, которые имеют потенциал»

09.08.2013 18:11
Автор:

Воронеж. 09.08.2013. ABIREG.TV – Эксклюзив – На уходящей неделе новый ректор Воронежского государственного педагогического университета Сергей Филоненко перешагнул временную отметку, после которой принято подводить первые итоги – 100 дней в должности. Имея образование историка и авторство серьезных трудов о Великой Отечественной войне, в этом интервью, однако, он дал понять, что ректор в первую очередь управленец, а затем ученый.

- Сергей Иванович, за плечами у вас уже так называемые 100 дней руководства вузом, и, видимо, какие-то основные вопросы вы уже проработали, сделали для себя какие-то выводы… Хотелось бы узнать, сохранится ли некая преемственность в руководстве вузом или вы планируете все поменять здесь максимально возможным образом?

- Мне как новому ректору необходимо соблюсти баланс: сохранить все передовое, что наработано в вузе – и с точки зрения управления, и с точки зрения результатов по основным направлениям деятельности; а с другой стороны – внести новую струю и придать импульс развитию педуниверситета, чтобы он занимал достойное место среди вузов РФ. Вот это я и провожу сегодня в жизнь. С одной стороны, проведена 100%-ная смена высшего менеджмента вуза: 100% проректоров отправлены в отставку, и приняты на работу новые люди, из числа профессуры ВГПУ. В вузе достаточно молодых перспективных профессоров, которые готовы решать проблемы сложного современного развития.

- Они пришли на эти должности на конкурсной основе?

- Пришли по рекомендации факультетов. Каждый факультет выдвигал свои кандидатуры, и после моих консультаций с коллективами подразделений и руководством факультетов, с учеными советами, в ходе общения непосредственно с кандидатами получился такой своеобразный конкурсный отбор. Что касается деканов факультетов, то после анализа их деятельности было принято решение, что в работе двух из семи факультетов есть признаки неэффективности. Об этом им было сказано публично и предложено провести ротацию.

Далее изменения происходили уже по новой структуре университета, которая была принята и утверждена 4 июля на Ученом совете. Стоит задача развивать перспективные и совершенно новые направления работы для вуза. Упор сделан на развитие дистанционного образования, потому что в современных условиях университет может наращивать внебюджетный фонд для финансирования в больших объемах научных исследований и иметь возможность реализовывать проекты, которые связаны с новым качеством образования. Поэтому создано новое управление по дистанционному образованию, туда набраны молодые доценты и профессора, средний возраст которых 35 лет, и я жду от этой молодой команды нового качественного этапа в развитии дистанционного образования с наполнением внебюджетного фонда университета.

- После вашего избрания на встрече с губернатором вы назвали одной из основных проблем для повышения эффективной работы в вузе нехватку образовательных площадей. Как вы планируете решать эту проблему и удалось ли уже сделать какие-то конкретные шаги в этом направлении?

- Мы в первую очередь связываем решение этой проблемы со строительством нового учебного корпуса на 10 тыс. кв. м, и площадка для этого имеется за главным корпусом университета. Но вопросы строительства, развития инфраструктуры вуза решаются по двум основным направлениям. Во-первых, это долгосрочная перспектива. Понятно, что нельзя построить эти площади моментально, так как для этого необходимо федеральное финансирование. Необходимо попасть в федеральную адресную инвестиционную программу. К марту 2014 года мы должны представить в министерство проектно-сметную документацию. Сейчас над этим работаем.

Есть более срочные вопросы, которые связаны с новым строительством: наш университет получил от Минобрнауки двухгодичный грант на 13 млн рублей для развития студенческого самоуправления: в прошлом году 7 млн рублей и в этом году 6 млн рублей. Именно сейчас реализуется программа по этому гранту. Но Минобрнауки выделяло эти деньги при условии, что педуниверситет из собственных средств внесет деньги параллельно на развитие студенческих проектов и в целом студенческого самоуправления. Часть этих средств мы уже выделили.

Студенты обратились с просьбой построить котельную в нашем спортивном лагере «Спутник» в Дубовке, потому что пока лагерь работает только в летнем режиме. Между тем факультет физической культуры и безопасности жизнедеятельности имеет возможность проводить там лыжные соревнования, имеется возможность укрепить учебную базу за счет зимнего цикла использования этого лагеря. Поэтому сегодня прорабатываем вопрос о строительстве там котельной. Объемы финансирования со стороны университета – ориентировочно 5 млн рублей. И это задача актуальная, потому что за четыре месяца, оставшиеся до Нового года, мы должны выполнить значительную часть работ. Прорабатывается вопрос о том, чтобы в феврале-марте 2014 года подать заявку уже на новый грант Минобрнауки.

- Опять же после вашего избрания проходила информация, что вы заручились поддержкой Минобрнауки. В чем еще она может проявиться, что вам обещали?

- За три месяца моей работы состоялось три встречи с замминистра и руководителями ключевых департаментов. Вузу перечислены более 15 млн рублей дополнительного финансирования на увеличение зарплаты, и мы, со своей стороны, приложили усилия к улучшению этой ситуации – из внебюджетных средств выплатили к отпуску по дополнительной зарплате всем преподавателям и сотрудникам. Как в советские времена тринадцатую зарплату (смеется). Не стали ждать декабря, а заплатили в июле. Повышение зарплаты было одним из моих предвыборных обещаний, и оно реализуется.

Кроме того, 1 июля Минобрнауки нам официально сообщило, что наша дополнительная заявка на 11 млн рублей принята и включена в общий план допфинансирования, который направлен по третьему кварталу этого года на утверждению в Минфин. Это тоже мое предвыборное обещание. Суть в том, что в прежней должности мне пришлось работать проректором по международным связям в Воронежском агроуниверситете и организовывать академические обмены. И в ВГПУ коллектив преподавателей взял с меня слово, что я буду организовать ежегодный выезд до 500 студентов и преподавателей за границу в рамках академических и культурных обменов. Поэтому я и обратился на имя министра с ходатайством о выделении дополнительного финансирования на приобретение современного автобуса для таких обменов.

Поступают предложения (у нас же есть естественно-географический факультет) полевые практики проводить не только в Центральном Черноземье, но и, допустим, в итальянских Альпах …

- Да, у вас хорошие связи с Италией, еще по ВГАУ…

– …у нас очень хорошие связи с Италией в том числе. И вот министерство проанализировало всю эту ситуацию, и было решено пойти нам навстречу. Если до 30 сентября деньги будут выделены, то есть ходатайство Минобрнауки будет удовлетворено Минфином, то в ноябре у нас уже будет этот автобус. Но, не дожидаясь покупки автобуса, вчера из Австрии и Венгрии уже возвратилась первая группа в составе 45 преподавателей, которые побывали там в рамках культурного обмена по приглашению Союза городов-побратимов и Ассоциации соотечественников-россиян в Венгрии. И те контакты, которые состоялись во время этих визитов, помогут налаживать вузу не только культурный обмен, но и формировать целевые группы, связанные с научной деятельностью.

- Вот как раз хотелось бы поговорить о науке, но прежде спрошу: вы как профессор-историк намерены привнести что-то свое в развитие истфака ВГПУ?

- Да. Я хочу добиться на гуманитарном факультете, который образован в вузе за счет слияния двух факультетов – исторического и филологического, нового качества подготовки историков. Им будет предоставлена возможность более широко знакомиться с достижениями мировой культуры. Вот этот международный компонент, с моей точки зрения, должен способствовать тому, чтобы уровень знаний студентов повышался. В мою бытность студентом Воронежского пединститута мне, приехавшему из Россоши 17-летнему юноше, вдруг на первом курсе сообщили, что у вас будет музейная практика в Ленинграде, вы поедете в Эрмитаж, поработаете в запасниках…. А на втором курсе давали возможность выехать на Черное море на педагогическую археологическую практику – представляете, что это значит?! С моей точки зрения, нам нужны эти традиции: чтобы и по своей стране свободно перемещаться с образовательной целью, и дать возможность студентам выехать за границу.

Сейчас, например, обсуждается возможность подписания договора с Ла Сапьенца - Университетом Рима №1, как они себя называют в связи с тем, что он основан в 1303 году. В этом университете 24 музея! И сейчас речь о том, чтобы наши студенты могли проходить музейную практику в музеях Рима. Считаю, что в следующем году этот проект будет реализован.

- Думаю, что у вас образуется очень большой конкурс на этот факультет… Сергей Иванович, в последние годы большие надежды в стране связываются с созданием малых научно-инновационных предприятий при вузах, но здесь одна главная проблема – отсутствие финансирования. Каково ваше видение вопроса применительно к ВГПУ?

- В нашем педуниверситете есть научные школы, которые имеют международное признание. Они дают возможность нашим маститым ученым, профессорам привлекать к работе молодых преподавателей, студентов, аспирантов… Допустим, если взять профессора Виталия Александровича Хоника, то индекс его цитирования (сейчас это один из основных показателей для министерства) зашкаливает. Более 70% всего международного цитирования по вузу как раз приходится на руководителей таких научных школ. Поэтому понятно, что у профессора Хоника есть своя физическая лаборатория, которая как раз и должна работать в плане развития научных исследований через малые инновационные предприятия. И я как ректор университета дал гарантии и факультету, и коллективу всего университета, что в первую очередь будут инвестироваться средства в успешно работающие структуры, которые имеют потенциал. Это не обязательно исследования в чистом виде…

Мы создали у себя Центр русского языка, потому что профессор Ольга Владимировна Загоровская – ученый-филолог с мировым именем, которая развивает эти исследования, и главное – постоянно получает гранты как российских фондов, так и активно сотрудничает с иностранными организациями, в силу того что на сегодня уважение к нашей стране за границей растет. Ассоциации проживающих за границей россиян есть теперь во всех крупных странах мира, и русские через эти ассоциации вступают в контакт не только с общественными организациями, но и вузами, и часть финансирования идет по этой линии.

Также науку мы развиваем через внутренние гранты. Сейчас мною поставлена задача часть поступающих во внебюджетный фонд вуза средств передавать и на научные исследования через внутренние гранты. Второе направление – более широко использовать гранты иностранных организаций. Кроме Центра русского языка, сейчас мною подписан приказ о создании в ВГПУ Центра аэрокосмических исследований. Примерно в 10 университетах России будут создаваться такие центры с использованием современных навигационных средств и возможностей спутниковой группировки, находящейся на орбите.

- Как это соотносится вообще с педуниверситетом?

- Это соотносится в первую очередь с естественно-географическим факультетом. То есть мы в рамках подготовки и биологов, и географов будем использовать снимки из космоса, которые дадут возможность более продуктивно проводить исследования и учебный процесс. Но научное направление является перспективным, если есть ведущий профессор, у которого есть мировое имя и контакты. В ВГПУ – профессор Павел Сергеевич Русинов является человеком, который занимался этим в течение десятилетий. Сейчас он даже дал согласие на передачу в вуз части технического оборудования для комплектации будущего центра, и речь идет о поэтапной передаче такого оборудования на общую сумму около 8 млн рублей. Вот это те точки роста, которые я как ректор вижу на сегодняшний день. И моя задача – максимально вложить туда силы, энергию и административный ресурс для достижения зримых результатов.

- Понятно, что важнейшая из ближайших задач для вас сейчас – это сделать достойный набор на все направления подготовки. Каково государственное задание на этот год?

- Коллектив очень волновался по поводу того государственного задания и тех цифр приема, которые будут до нас доведены – будут ли они резко сокращены. Но в целом по стране для педуниверситетов снижения планов приема не произошло. Мы получили контрольные цифры приема, которые составили около 1000 человек – это на 28 мест больше, чем в прошлом году. Поэтому на сегодня задача стоит двуединая: с одной стороны, принять в вуз как можно больше студентов, но с другой стороны – с качественными знаниями, имеющих ЕГЭ больше 60 баллов. Иначе если мы заявим в министерство, что набрали слабых студентов - и значит, будет низким уровень подготовки специалистов, - то это будет признаком неэффективности университета. Вот средний балл по ЕГЭ у нас на сегодня по всем направлениям, кроме одного, превышает цифру 60. И крайне популярно у нас в первую очередь именно педагогическое образование. По нему – почти 72 балла.

- Сергей Иванович, мы желаем вам удачи и надеемся, что с вашим приходом вуз будет эффективно развиваться.

- Спасибо.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 1