WorldClass

27 апреля 2024, 00:31
Экономические деловые новости регионов Черноземья

erid: 2VtzqucPBPb

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

ВАСО: фундамент для реструктуризации

08.07.2014 12:24
Автор:

Воронеж. 08.07.2014. ABIREG.RU – Аналитика – Воронежский авиазавод ставит пред собой амбициозные планы по реализации новой Стратегии, благодаря которой в ближайшие годы должны увеличиться мощность и прибыль предприятия. Завод ведет активную кадровую политику, возвращает профессионалов и готовится к масштабной реструктуризации производственных активов. Важную роль в позитивных изменениях на предприятии должны сыграть создаваемые технопарк и кластер. Активная работа в данных направлениях идет уже не первый год, однако авторам идеи пришлось столкнуться с серьезными организационными и юридическими трудностями при взаимодействии с контрагентами. Выходом в сложившейся ситуации может стать Центр сертификации и испытаний, который поможет структурировать отношения с партнерами и даст толчок к дальнейшему развитию технопарка и кластера, а также поможет малым и средним предприятиям работать на заказах Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).

О создании авиационного кластера было заявлено еще в 2010 году, сейчас в него входит шесть компаний. О планах по созданию технопарка на базе ВАСО заявлялось в прошлом году. Однако претворению планов в жизнь мешал ряд препятствий.

Инициатива активизации работы в данном направлении принадлежит ОАК и связана со Стратегией развития компании. Планируется, что к 2025 году объем производства должен увеличиться в четыре раза. Для ОАК очевидно, что существующая модель бизнеса не отвечает этим планам. Поэтому перед отраслью поставлена стратегическая задача перехода на новую индустриальную модель, и, соответственно, для решения задачи необходима реструктуризация производственных активов.

«Под новой индустриальной моделью понимается формирование нового облика компании, когда мы концентрируемся на нескольких ключевых компетенциях, связанных именно с авиастроением: инжиниринг, окончательная сборка, агрегатно-сборочное производство плюс часть ключевых технологий, которые не продаются на рынке, но связаны с обеспечением конкурентоспособности, например, производство композитного крыла, механическая обработка длинномеров и прочее», - поясняет директор департамента реструктуризации производственных активов ОАО «ОАК» Олег Севрюков.

Существующая ныне индустриальная модель давно себя изжила и относится еще к сталинской форме ведения промышленного производства. Фактически за 80 лет глубокой модернизации на восьми предприятиях (в том числе и на воронежском), ныне находящихся под крылом ОАК, не произошло.

В ближайшие 5-10 лет Объединенная авиастроительная корпорация ставит в качестве важной цели выращивание поставщиков из предприятий малого и среднего бизнеса, которым можно было бы отдавать часть заказов на аутсорсинг.

«Если в последние 15-20 лет реструктуризация сводилась к ужиманию объемов производства, сокращению персонала, поиску заказов на стороне, то сегодня задача кардинально иная – это увеличение в разы объемов производства. Уже к 2015 году выручка компании должна вырасти в два раза в сравнении с нынешними показателями в 300 млрд рублей. Одна из ключевых проблемных позиций компании, которая должна быть решена с помощью нового формата бизнеса, – это расширение мощностей по механообработке», - продолжает господин Севрюков.

В понимании компании самыми эффективными инструментами для перехода на новую модель бизнеса является создание авиационного кластера и технопарка, где формируется система резидентов-поставщиков. Эта инициатива одобрена и на уровне федеральных чиновников (Минэкономразвития России, Минпромторг), и местными властями. Подобная работа ведется в Ульяновске, Нижнем Новгороде и Казани. Воронеж стал последним в этом списке, но благодаря активной работе менеджмента демонстрирует хороший темп преобразований.

Почему ОАК заинтересована в искусственном формировании поставщиков? В компании заверяют, что на данный момент выполнить заказы корпорации не всегда просто, даже при существующем громадном интересе со стороны партнеров. Пример: в Комсомольске-на-Амуре существует пакет заказов на 1 млрд рублей, его готовы закрыть компании, базирующиеся в технопарке в Татарстане. Однако из 30 организаций подходит лишь одна, так как существуют жесткие требования корпорации по лицензированию, сертификации, документообороту и т.д. При этом компания может взяться за работу только спустя полгода-год ввиду загруженности и нехватки оборудования.

То есть на данный момент существует очень серьезный барьер входа на рынок для предприятий-поставщиков авиаотрасли. Выходом стала совместная работа ОАК с Минэкономразвития России, результатом которой стал новый формат взаимодействия –центр сертификации и контроля качества, призванный помочь как кластерным предприятиям, так и компаниям технопарка.

Модель такова – Минэкономразвития предоставляет субсидии данному центру, который за счет средств будет помогать сертифицироваться поставщикам и получать необходимые лицензии, обеспечивать контроль качества и, по сути, снимать барьер входа на рынок высокотехнологичной продукции. Фактически «зеленый свет» центра гарантирует, что условному поставщику можно доверять и работать с ним.

Конкретно в Воронеже предполагается создать на базе ВАСО Центр сертификации и испытаний коллективного пользования. Формирование и становление центра будет проходить в 2014-2016 годах. Основными акционерами центра выступят ВАСО и правительство Воронежской области.

При этом на ВАСО проводят разграничение между авиакластером и технопарком. Кластер – это региональное образование, технопарк – это общность территорий и услуг (где важно наличие внешних и внутренних резидентов).

Центр будет решать задачи аттестации и сертификации производств поставщиков второго и третьего уровней авиационных конструкций и материалов, оказывать услуги аккредитованной лаборатории, проводить испытания опытных образцов продукции, предоставлять в пользование высокотехнологичное оборудование и другое.

Под нужды центра в этом году будет выделено здание в Воронеже площадью 1,125 тыс. кв. м, вторая очередь (2015 год) включает промышленное помещение площадью свыше 3,2 тыс. кв. м. В этом году планируется также создание правовой и нормативно-методологической базы центра, а в марте следующего года уже образуют открытое акционерное общество.

В 2017-2019 годах планируется, что начнется период частичной коммерциализации и расширения географии. Начиная с 2020 года – фаза полной коммерциализации и выход на международные рынки. Прогнозируемый объем выручки центра в 2018 году – свыше 100 млн рублей.

Это будет именно Центр коллективного пользования, и это очень важно. Он создается не для ВАСО, деньги выделяются для обеспечения доступа всех предприятий малого и среднего бизнеса к комплексу услуг, который позволит интегрироваться в большой бизнес.

Для предприятий малого и среднего бизнеса, входящих в авиакластер, планируется предусмотреть льготные формы оказания услуг, которые гарантирует федеральное правительство. Для всех остальных центр будет оказывать услуги по рыночным ценам.

Среди потенциальных клиентов Центра коллективного пользования разграничивают три группы компаний: малые, средние и крупные. К крупным, к примеру, относят ООО «Воронежсельмаш», ЗАО «УГМК-Рудгормаш», ОАО «Концерн «Созвездие» и другие. Среди создаваемых называют Центр компетенции «Мотогондолы и пилоны», ВАСО-Механический завод, ЗАО «АРМИКОМ» и другие.

«В четырех регионах страны на заводах ОАК идет аналогичная работа по созданию технопарков и реорганизации производств. Нас поддерживает губернатор региона Алексей Гордеев, федеральные власти и Ассоциация технопарков. Мы можем стать лидерами в этой работе. Малые и средние предприятия могут получить преимущество перед теми компаниями, которые не успели вступить на эту тропинку», - резюмирует гендиректор ОАО «ВАСО» Сергей Юрасов.

Конечно, о необходимости создания инжинирингового центра для авиаотрасли говорят уже не впервые. Но если раньше эти разговоры носили несколько условный характер, то теперь имеется четкая модель и поддержка федеральных властей. С другой стороны, проект на бумаге хоть и выглядит логичным, но все же в своем роде уникален и аналогов не имеет, а это значит, что определенные риски также заложены. В любом случае авиапромышленности нужны новые форматы работы не рынке и данный способ должен доказать свою эффективность уже в ближайшие годы.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0