WorldClass

26 апреля 2024, 11:57
Экономические деловые новости регионов Черноземья

erid: 2VtzqucPBPb

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Воронежский фитнес: каким аршином мерить?

02.10.2014 17:25
Автор:

Воронеж. 02.10.2014. ABIREG.RU – Аналитика – Рейтинг «Эксперт-Online» поставил Воронеж на последнее место среди российских городов-миллионников по количеству фитнес-клубов на душу населения (из 15 возможных). На каждые 100 тыс. жителей приходится лишь четыре фитнес-клуба. Для сравнения: в Екатеринбурге, который возглавляет рейтинг, этот показатель больше в 3,5 раза – почти 14 заведений на аналогичное количество жителей. На первый взгляд, Воронеж испытывает острый дефицит спортивных площадей. Необходимо срочно увеличить их количество – хотя бы вдвое, там видно будет. Однако получается интересная ситуация: Москва, которая со своими 756-ю клубами оставила далеко позади (по абсолютному количеству) все прочие миллионники, в упомянутом рейтинге лишь на две строчки обгоняет Воронеж. Питер (330 клубов) – 10-е место. А ведь на эти два мегаполиса приходится львиная доля всего отечественного рынка фитнес-услуг. Очевидно: сравнивать центр и периферию глупо. Но что же тогда кроется за последним местом в рейтинге «Эксперт-Online»?

Эмпирическая база, которой воспользовались составители рейтинга, весьма бесхитростна – поисковая система «Дубль ГИС». Согласно ей, под категорию «фитнес-клуба» попадает достаточно широкий спектр заведений – от тренажерного зала до спортивно-культурного комплекса. Большинство из них действительно отражают сущность «фитнеса» в привычном понимании этого явления, однако такой подход не обеспечивает должной точности: разные подсчеты будут давать разные результаты. Считать «клуб красоты и здоровья» полноценным фитнес-клубом или нет? Дело-то субъективное.

Этот вопрос – камень преткновения всей отечественной фитнес-индустрии. На сегодняшний день не существует единой типологии рынка: она пока определяется неким абстрактным отношением даже не к спорту, а скорее к затратам на внешний вид. Поэтому в нее легко вливаются различные wellness-направления (с англ. – «хорошее самочувствие»), которые к классической «качалке» имеют опосредованное отношение. Но это сложный и обоюдоострый процесс: игрокам на рынке выгодно расширять список доступных услуг, однако им также выгодно иметь на руках четкие стандарты, которые регламентируют условия игры. Первое плохо ладит со вторым. В итоге, несмотря на работу в этом направлении со стороны национального фитнес-сообщества, сейчас нельзя провести четкую границу между классическим фитнес-клубом, клубом премиум-класса и wellness-центром.

Если при подсчете учитывать заведения площадью менее 300 кв. м, то количество воронежских фитнес-клубов возрастет до 70 штук, что «поднимет» Воронеж в рейтинге до уровня Волгограда и Ростова-на-Дону. А если не учитывать «центры здоровья» и прочие производные «индустрии красоты», то Воронеж так и останется «на дне». Очевидно, что количество фитнес-клубов на душу населения – слишком условная статистическая категория, поскольку само понятие «фитнес-клуба» до конца не определено.

Особенности рынка

По данным управляющего менеджера Publica Fitness Митрофановой Татьяны, в воронежских фитнес-клубах сегодня занимается примерно 40 тыс. человек, то есть около 4% населения. Годовой объем рынка оценивается в районе 7-9 млн долларов. В количественном выражении ежегодный прирост рынка составляет 3-4%. Эксперт оценивает такое состояние как «средний уровень развития» регионального рынка, который не уступает прочим городам-миллионникам по своей динамике.

При этом наблюдается интересная ситуация. За последние годы российский рынок фитнес-услуг рос в арифметической прогрессии: его объем с 2008 по 2012 годы вырос почти на порядок (с 1 до 9 млрд рублей). Сейчас он близок к состоянию насыщения – темпы роста упали. Однако это касается в первую очередь Москвы и Санкт-Петербурга, где количество фитнес-клубов практически сопоставимо с общим количеством клубов в других городах-миллионниках. Региональный же рынок насыщен лишь в элитном сегменте (сказывается исторический аспект: отечественная фитнес-индустрия поначалу была ориентирована на элитарность, а не на массовость).

В «демократичном» сегменте, ориентированном прежде всего на формирующийся средний класс (доход около 25 тыс. рублей в месяц), эластичность и емкость рынка довольно высока. По мнению эксперта, клубы этой категории могли бы в перспективе сделать своими клиентами еще дополнительно 1,5-2% населения Воронежа (до 20 тыс. человек).

Сегментация рынка упирается в проблему отсутствия единых стандартов. Так, было бы логично ранжировать фитнес-клубы по качественным характеристикам (совокупности площади, набора услуг, сервиса и т.д.). Однако ввиду невозможности такого подхода наиболее понятной для потребителя представляется дифференциация по средней стоимости годового абонемента.

В Воронеже можно выделить три ценовых диапазона. Клубы низкой ценовой политики – до 12 тыс. рублей. Для них первостепенное значение имеет оборот посетителей. Такие клубы порой оснащены минимумом необходимого инвентаря и самым непритязательным набором услуг. Однако именно на массовость (читай: доступность) они и рассчитаны. «Основу» клуба составляют помещение и оборудование, вывеска же может меняться с регулярностью в пару лет. Хотя бывают и исключительные «долгожители», как, например, воронежский «Триэль».

Клубы средней ценовой политики – до 28 тыс. рублей. Такая стоимость влечет за собой иное количество клиентов, а следовательно, и более разнообразный набор услуг (читай: больший объем вложений). В отличие от «лоукостеров», «середняки» способны удовлетворить практически любые спортивные (и не только) запросы – от пауэрлифтинга до боевых искусств, солярия и косметологии. К клубам средней ценовой политики можно отнести воронежские «Три Богатыря», «Дельту», Elefant, «Колизей», «Авеню» и другие.

Клубы высокой ценовой политики – от 30 тыс. рублей и выше (цена в принципе не ограничена). Элитные клубы ориентированы на персональный сервис и уникальные системы тренировок (любой каприз, как говорится). К ним относятся воронежские Publica Fitness и «Янтарный».

Между тем такой подход к сегментации рынка далеко не исчерпывает многообразия представленных игроков. Некоторые клубы оказываются в своеобразном «пограничном» состоянии. Воронежский Sports Art, например, способен предложить покупателю годовой абонемент в пределах любого из перечисленных диапазонов. А федеральная сеть X-Fit представлена в каждом сегменте вообще отдельным филиалом: Fit-Studio, X-Fit Платинум и X-Fit Олимп Premium.

Куда пойти качаться

Жизнеспособность фитнес-клуба на рынке определяется в первую очередь объемом и ротацией клиентской базы. Очевидно, что наиболее выгодное положение на сегодняшний день занимают «лоукостеры». Во-первых, они достаточно быстро окупаются (минимум вложений, минимум расходов). Во-вторых, ориентированы на сформировавшийся целевой сегмент – тех самых «качков», чья непритязательность выгодно отличает их от посетителей элитных фитнес-клубов. Для последних характерен культ здоровья, для «качков» - культ тела (при всей очевидной близости этих понятий они разнятся как небо и земля). В-третьих, непритязательность «качков» обеспечивает достаточный объем и ротацию клиентской базы.

Нормой в фитнес-индустрии считается такая ситуация, когда из 100 единожды купивших годовой абонемент «постоянными клиентами» (т.е. перезаключающими договор и на следующий год) становятся 60 человек. Иными словами, 40% клиентской базы необходимо восполнять за счет новых продаж (читай: скидок, акций, распродаж и т.д.). И если «лоукостеры» легко справляются с этой задачей (прибегая, например, к уникальным ценам, вплоть до 3,5 тыс. рублей за годовой абонемент), то у клубов элитного сегмента оказываются связанными руки.

Для элитных фитнес-клубов демпинг – риск уйти в убыток. Как ни странно, дороговизна обусловлена не расчетом на максимальную прибыль, а элементарной рентабельностью, ведь в цену заложена окупаемость (порог вхождения на рынок – 1,5 тыс. долларов на квадратный метр плюс до 16 млн долларов на франшизу, если таковая предполагается), а также высокие операционные расходы.

Ситуация с восполнением клиентской базы усугубляется тем, что в сознании потребителей фитнес-клуб перестал быть атрибутом престижа. Если раньше элитарность клуба сама по себе обеспечивала должный спрос, то теперь этого явно недостаточно. Как показывает практика, люди бизнеса теперь ценят профессионализм, а не «понты».

Учитывая это, игроки дорогого сегмента прибегают к очевидному выходу из ситуации – акценту на уникальность. Элитный фитнес-клуб просто не может быть «как все», иначе получается как в рекламе – зачем платить больше? Уникальные системы тренировок вкупе с уникальными тренерами и персональным сервисом превращаются в поистине грандиозные фитнес-системы, которые все больше начинают походить на мировоззренческие концепции. Элитный фитнес обслуживает клиента с ног до головы в самом прямом смысле слова – не только тело, но и образ мыслей (ведь должны же клиенты становиться «постоянными»).

В перспективе элитный сегмент будет и дальше ориентирован на уникальность в противовес массовому характеру современного фитнеса. При этом элитные клубы без «изюминки» вряд ли смогут закрепиться в насыщенном сегменте. Будет расти количество посетителей на квадратный метр, но не количество квадратных метров.

В сетях

Анализируя воронежский фитнес, можно выделить две тенденции (к слову, закономерные и для всего регионального рынка в целом). Первая – укрупнение сетевого сегмента (что в принципе характерно для сферы услуг). Очевидно, что сетевые игроки оказываются в более выгодном положении, чем «точечные» конкуренты – минимум издержек, максимум капитала. Более того, ключевую роль играет брендирование. Для создания конкурентоспособного образа фитнес-клуба с нуля потребуется не только вливание значительных средств, но и грамотное их приложение. Крайне велик риск оттока клиентов в результате маркетинговых ошибок или смены модных тенденций.

Сетевые игроки – например, представленные в Воронеже Alex Fitness и X-Fit – уже имеют сложившийся бренд (причем федерального уровня), который говорит сам за себя. Кроме того, помимо мощного пиара и всех преимуществ из него вытекающих, они имеют возможность диктовать правила игры. К примеру, временно опускать цены, при этом сохраняя все услуги и отвечая заявленным стандартам (которые, к слову, они сами в большей степени и формируют).

Правда, такая политика приводит к неравномерному распределению клиентов между фитнес-клубами. На волне скидок и распродаж люди раскупают абонементы крупных «сетевиков» как горячие пирожки. Мало того, что «точечным» конкурентам приходится довольствоваться локальной клиентурой, отдающей им предпочтение исключительно в виду близости работы или проживания (хотя зачастую небольшому фитнес-клубу и этого хватает), так и в самом сетевом клубе оказывается чересчур много людей: помимо непосредственной целевой аудитории большое количество абонементов достается людям, у которых и в планах не было их покупать. Как показывает практика, самым мощным катализатором в данном случае выступает наличие бассейна. Результат – яблоку негде упасть.

Между тем чрезмерный объем посетителей в отдельно взятом клубе (тем более в сетевом, рассчитанном на самую широкую аудиторию) дает скорее качественную характеристику регионального фитнеса, нежели количественную. Воронежский рынок адекватно отвечает на увеличение спроса увеличением доступной площади. Так, за последние пять лет она выросла почти в 2,5 раза – с 12 до 32 тыс. кв. м. Другое дело, что нагрузка на эту площадь распределяется неравномерно как между сегментами рынка, так и внутри них. Однако этот вопрос не поддается регулированию в условиях рыночной конкуренции: людей, предпочитающих ездить на «народном», бизнес-классом летать не заставишь.

Вторая тенденция прямо вытекает из первой. В условиях конкуренции с мощными сетевыми игроками и под влиянием элитного сегмента «середняки», дабы привлечь и удержать клиентов, идут по пути увеличения списка доступных услуг, постепенно превращаясь из тренажерных залов в многофункциональные комплексы «красоты и здоровья» (если можно их так назвать). Достаточно просто перечислить: йога, хореография, пилатес, боевые искусства, дыхательные техники, различные растяжки и массажи. И это лишь часть тех услуг, которые сейчас доступны практически в любом воронежском фитнес-клубе. Элитный сегмент идет еще дальше – spa, косметология, «аквафитнес». В таком ряду бассейн уже считается не «роскошью», а рядовой опцией.

Как итог

Фитнес-индустрия далека от унификации. Для ее адекватной оценки необходимо как минимум учитывать сегментацию рынка. Простой пересчет количества клубов в городах-миллионниках дает лишь самое общее представление об уровне развития регионального фитнеса, которое нельзя считать достаточным основанием для ранжирования и сравнения. Так, последнее место Воронежа в рейтинге «Эксперт-Online» вполне соответствует сформировавшемуся и динамично развивающемуся рынку.

В долгосрочной перспективе воронежский фитнес сохранит направленность на массовость и доступность. При этом, согласно экспертной оценке, лишь самый дорогой сегмент уже достиг насыщения, поэтому появление в нем новых игроков выглядит бесперспективным. Емкость же сегментов низкой и средней ценовой политики в перспективе позволит дополнительно привлечь до 50% от нынешнего объема посетителей. Особняком стоят фитнес-клубы крупных федеральных сетей, которые в массе своей работают в среднем ценовом сегменте, однако имеют гораздо больший простор для маневра в борьбе за клиента и не стесняются пользоваться своими преимуществами.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0