WorldClass

20 мая 2024, 23:39
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

De Facto // Наши танки в Париже

12.03.2012 11:13

Как отразятся на воронежском военно-промышленном комплексе планы по модернизации Российской армии?

172-й Центральный автомобильный ремонтный завод стал площадкой для реализации совместного российско-итальянского предприятия по сборке бронемашин Iveco LMV M65. В ближайшее время планируется сделать 60 итальянских бронемашин. А всего до 2020 года задумано выпустить 1 775 Iveco. Это крупнейшее событие в воронежском ВПК, и в недалеком будущем такие проекты в местной оборонке могут начать появляться гораздо чаще.

А наши люди в Москве

В последнее время произошли события, которые прямо и косвенно говорят, что Воронеж имеет шансы сыграть важную роль в процессе модернизации Вооруженных сил РФ. Курирующим оборонку заместителем председателя правительства Российской Федерации стал Дмитрий РОГОЗИН — политический выходец из Воронежа. Один из его ближайших соратников — избранный от Воронежской области депутат Госдумы от «Единой России» Алексей ЖУРАВЛЕВ — является членом комитета Госдумы по обороне. Еще один депутат Госдумы, способный продвинуть наши интересы, — председатель комитета Госдумы по собственности, член КПРФ Сергей ГАВРИЛОВ, подчеркивавший свой интерес к ВПК.

В конце января Дмитрий Рогозин посетил наш город вместе с Сергеем Гавриловым. Сергей Гаврилов заявил, что основные цели их приезда — это формирование и развитие движения ВПК в регионах.

— Дмитрий Рогозин знает ситуацию в Воронеже и людей, — размышляет политолог Андрей ЗЛОБИН. — В Воронеже ему проще, чем, скажем, в Саратове, где он людей, по большому счету, не знает. Чего от них ждать? Здесь он понимает, что, если вот этот человек ему пообещал к какому-то числу изготовить столько-то необходимого для ВПК изделия, он сделает. Кроме того, мне кажется, что у Рогозина некая личная симпатия к Воронежской области. Отсюда люди из его команды депутаты Журавлев и Гаврилов, чей вес в последнее время вырос.

Также дополнительный ресурс влияния получила воронежская космическая промышленность. Несмотря на негативный фон вокруг КБХА и мехзавода, связанный с последними авариями российских космических аппаратов, гендиректор КБХА Владимир РАЧУК возглавил воронежский предвыборный штаб Владимира Путина.

Усиление ресурса влияния воронежской оборонки произошло на фоне конкретизации планов по модернизации Российской армии. 20 февраля Владимир Путин опубликовал в «Российской газете» статью «Быть сильными: гарант национальной безопасности для России». В своем тексте он назвал обновление армии одной из важнейших задач России в ближайшие десять лет. Оно будет включать в том числе поступление на вооружение армии новой техники и технологий (см. справку).

Тройка удалая

Три классические оборонные компетенции Воронежской области — связь и военная электроника, космос, авиация. Все эти направления были отмечены в статье Владимира Путина как приоритетные. Давайте посмотрим, как они могут развиваться в Воронеже после президентских выборов.

Направление первое: связь и электроника

Оно представлено в Воронеже концерном «Созвездие», головной компанией холдинга «Концерн «Созвездие». Он был образован указом именно Владимира Путина для создания единой системы управления войсками и оружием в тактическом звене (ЕСУ ТЗ). Именно эту систему концерн должен начать внедрять в Вооруженные силы РФ с 2012 года. Также «Созвездие» работает над системами ПВО-ПРО и средств радио­электронной борьбы.

Направление второе: космос

Во время своего визита в Воронеж Дмитрий Рогозин сообщил, что планируется увеличить численность гражданской орбитальной группировки до 75 космических аппаратов (с 25 спутников в 2011 году) и осуществить новый полет к Марсу. А Владимир Путин в своей статье заявил, что в ближайшее десятилетие наша армия получит около 100 новых космических аппаратов военного назначения.

Направление третье: авиация

Во время своего визита Дмитрий Рогозин заявил, что в Воронеже формируется крупный военный авиационный центр. В его рамках будет развиваться как аэродром «Балтимор», от расширения которого не отказалось правительство РФ, так и система подготовки летчиков и технических специалистов. Кроме воронежского ВАИУ, ставка будет делаться на Борисоглебский учебный авиацентр. Дмитрий Рогозин выступил перед курсантами и персоналом центра. Он заявил, что, как зампред правительства, проконтролирует, чтобы авиацентр получил новую технику, а «Борисоглебск и авиация стали неразрывными на долгие годы». По заявлениям губернатора Воронежской области Алексея ГОРДЕЕВА, в центре будут увеличены штат и количество курсантов, введена подготовка не только летного состава, но и технического персонала, построено жилье для работников учебного заведения.

Кроме того, потенциально на ВАСО может быть организовано производство военных транспортных самолетов. Еще в 2011 году ВАСО вело сборку первого образца легкого транспортника Ил-112. Однако Минобороны заморозило проект, и сборка была остановлена. Теперь идут разговоры о том, что на ВАСО для Минобороны будут собираться транспортные самолеты Ан-70.

— Где гражданские самолеты, там и грузовые, — рассказывает заведующий Центром стратегических исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН Сергей КАЗЕННОВ. — Где еще строить Ан-70, как не в Воронеже? У нас большинство аэродромов грунтовые. Нам нужна нормальная неприхотливая машина, как Ан-70. Я думаю, сотрудничество по ним весьма перспективно, тем более в них 80% деталей российских, а не украинских.

Кроме того, в связи с тем, что на вооружение армии поступят более 600 новых самолетов и свыше тысячи вертолетов, на получение новых заказов может рассчитывать воронежское опытно-конструкторское бюро моторостроения. Оно специализируется на разработке, производстве и испытаниях двигателей, механизмов и систем для авиационных и авиационно-космических аппаратов, в том числе вертолетов Ка, самолетов Су и Ту.

Новые горизонты под прицелом

Кроме проектов в классических военных отраслях Воронежа, в нашем городе могут появиться совершенно новые производства ВПК. Давайте посмотрим, какие это производства.

• Совместное российско-итальянское предприятие по сборке бронемашин Iveco LMV M65. Площадкой для реализации проекта станет 172-й Центральный автомобильный ремонтный завод. Стоимость одной итальянской бронемашины колеблется между 300-500 тыс. евро. Причем, потенциально проект может выйти за рамки производства только бронемашин. Российские специалисты надеются использовать технологии Iveco для создания бронетранспортера «Бумеранг», который придет на смену БТР-80 и БТР-82.

Между тем ряд экспертов считают, что с приходом Дмитрия Рогозина проект может быть свернут.

— Эта зима показала, что Iveco нам не подходит, — рассказывает Сергей Казеннов. — Она заводится только при температуре до 15 градусов мороза. У них слабенькая проходимость. Они рассчитаны на песчаные грунты, а не на наши условия. Кроме того, Рогозин — противник того, чтобы раздавать заказы за рубежом.

Впрочем, начальник Генерального штаба Николай МАКАРОВ в интервью федеральным СМИ отметил, что проект Iveco заключается в закупке не зарубежной техники, а технологий, которые будут переноситься в Россию.

• Завод «Промтехнологии». Группа компаний провела в 2011 году переговоры по строительству своего завода на территории промзоны «Восточная» в Нововоронеже. На первой очереди предприятия стоимостью 57 млн долларов должны выпускаться патроны. На второй очереди стоимостью 30 млн долларов — винтовки гражданского назначения. Будущий завод «Промтехнологий» должен дать не менее 100 рабочих мест.

«Промтехнологии» — разработчик винтовки Orsis SE T-5000. Сейчас именно эта винтовка считается основным отечественным претендентом на то, чтобы заменить австрийские Steyr Mannlicher как оружие снайперских команд Российской армии.

— Переход на винтовки Orsis — вопрос чистой воды политики и лоббистских интересов различных сил внутри Министерства обороны, — рассказывает создатель сайта «Современное стрелковое оружие», автор ряда изданных в России и Великобритании книг об оружии Максим ПОПЕНКЕР. — Технически здесь проблем нет. По объемам речь идет о нескольких тысячах винтовок в течение 2-5 лет. Проблемы могут возникнуть с патронами. В винтовках T-5000 используются снайперские патроны калибра .308 и .338. В России с ними большие проблемы, ибо они все импортные. Насколько я знаю, «Промтехнологии» в обозримом будущем планируют создать свое патронное производство. И будет вполне логично построить его вне Москвы. Хотя бы потому, что в столице очень дорогая земля. Что касается производства оружия, то я слышал о том, что вне Москвы «Промтехнологии» планируют производить качественное охотничье оружие для гражданского потребителя.

Впрочем, в самой группе компаний пока не подтверждают ни участия в программе Минобороны, ни будущего строительства завода в Воронеже.

— Пока никакого госконтракта у нас нет, — рассказали DF в «Промтехнологиях». — Сейчас мы продаем наши винтовки частным лицам, охотникам и спортсменам. Мы рассчитываем на создание двух новых производственных площадок — оружейного и патронного заводов. Но конкретно по Воронежу пока ничего нельзя сказать. Воронежская область — не единственная рассматриваемая нами площадка. Окончательного решения по размещению еще нет.

Как сообщили DF источники, близкие к переговорам между представителями «Промтехнологий» и правительства Воронежской области, группа компаний пока не может договориться об условиях размещения с администрацией Нововоронежа. При этом группа компаний лишилась мощного лобби. Долгое время заместителем генерального директора «Промтехнологий» был сын Дмитрия Рогозина Алексей. Но он ушел с этого поста 17 февраля.

Кроме перечисленных проектов, развитие могут получить такие воронежские производства, связанные с оборонкой, как 127-й военный завод «Воентелекома», корпорация «НПО «РИФ» (микроэлектроника, силовая и термоэлектроника), «Космос-Нефть-Газ» (подвижные военные медицинские комплексы), некоторые предприятия пищевой промышленности и т. д. В случае если местный ВПК будет активно развиваться, к военным заказам могут подключиться и другие предприятия, ранее не занятые в оборонном производстве.

— Мы поставляем системы управления для не воронежского предприятия, выпускающего военные агрегаты, — рассказывает генеральный директор «Агроэлектромаша», доцент ВГТУ Виктор ШАПОШНИКОВ. — Проект серийный. В прошлом году мы сделали триста агрегатов. Сейчас уже начинаем работу над продолжением проекта. Этот заказ дает 10-15% дохода предприятия. Кроме того, под интересный проект мы смогли привлечь нескольких сильных специалистов. При развитии ВПК участятся случаи взаимодействия предприятий, в том числе невоенных с военными. Гражданские производства будут подключаться к процессу. Например, потребуется помощь малых инновационных предприятий. Ведь, кроме сильного выпуска, нужно еще заниматься наукой.

По силам?

Понятно, что получить возможности для развития недостаточно — надо еще суметь ими воспользоваться. Готовы ли воронежские оборонные заводы выполнить крупные заказы на производство современной техники, учитывая проблемы с оборудованием, технологиями, кадрами, характерные для всей российской промышленности? Мнения экспертов разделились.

— ВПК в Воронеже сохранился и постепенно перевооружается, — рассказывает заместитель гендиректора «Ильюшин Финанс Ко», бывший вице-губернатор по промышленности Воронежской области Вячеслав КЛЕЙМЕНОВ. — Оборонка практически вся осталась в целости и сохранности. Сейчас идет процесс перевооружения, оптимизации. Думаю, те заказы, которые будут, все наши предприятия в силах освоить. А падения спутников КБХА — проблема перехода с одной технологии на другую. Причины поняли, и, думаю, этого больше не повторится.

Некоторые эксперты даже считают, что можно будет улучшить ситуацию с нехваткой рабочих кадров.

— Сейчас у нас образовался провал в кадрах, — объясняет Виктор Шапошников. — Если начнется развитие, то молодежь начнет его заполнять. Кроме того, могут приехать специалисты из других регионов, если почувствуют, что смогут приложить здесь силы. Прибалтийские научные центры в Вильнюсе и Каунасе приказали долго жить. А специалисты остались. И если будут соответствующие условия, они поедут к нам. Кроме того, мы получим возможность сохранять талантливую молодежь, которая сейчас уезжает за границу.

Но не все придерживаются оптимистичной точки зрения на наш ВПК. Некоторые эксперты в разговоре с DF отметили, например, такую проблему: у нас в оборонке нет управленческих кадров для реализации масштабных задач.

— Наши оборонные предприятия не могут выполнить масштабные задачи, потому что у нас сейчас нет управленцев, — считает профессор ВГТУ, доктор экономических наук, вице-президент Международной академии науки и практики производства Владимир ПОПОВ. — Все утеряно. Был упущен 20-летний период, когда на заводы вообще не поступали госзаказы. Потеряно звено. Сейчас нам нужно вкладывать деньги в подготовку молодых специалистов. Восстановить финансирование, авторитет оборонной промышленности, дать работникам льготы. А потом через 5-10 лет можно ждать, когда появятся настоящие управленческие кадры.

Получается, сегодня сложно прогнозировать, как воронежские оборонные предприятия справились бы с крупными заказами. Время покажет.

Справка

К 2015 году Владимир Путин планирует довести долю новой техники и вооружений в войсках до 30%, а к 2020 году — до 70%. В ближайшие 10 лет в войска должны поступить:

• 400 современных межконтинентальных баллистических ракет наземного и морского базирования,

• 8 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения,

• около 20 многоцелевых под­водных лодок,

• более 50 боевых надводных кораблей,

• около 100 космических аппаратов военного назначения,

• более 600 современных самолетов, включая истребители пятого поколения,

• свыше тысячи вертолетов,

• 28 полковых комплектов зенитных ракетных систем С-400,

• 38 дивизионных комплектов зенитно-ракетных комплексов «Витязь»,

• 10 бригадных комплектов ракетного комплекса «Искандер-М»,

• свыше 2 тысяч 300 современных танков,

• около 2 тысяч самоходных артиллерийских комплексов и орудий,

• более 17 тысяч единиц военной автомобильной техники.

Источник: статья Владимира Путина «Быть сильными: гарант национальной безопасности для России» («Российская газета», 20 февраля 2012 года).

Комментарии

Сергей ЕРМАКОВ, старший научный сотрудник отдела оборонной политики Института стратегических исследований

Воронежские предприятия должны готовиться к жесткой конкурентной борьбе

— Назначение Рогозина на пост вице-премьера, напрямую курирующего вопросы ВПК, отражает желание правительства более жестко контролировать вопросы взаимоотношений между потребителями и поставщиками вооружений, проводить более четкие долгосрочные программы в военной сфере. Поэтому отечественные производители, несмотря на выделяемые на развитие отрасли огромные государственные средства, не могут предаваться чувству самоуспокоенности. Они должны модернизировать производственную базу и готовиться к жесткой конкурентной борьбе как с другими российскими, так и с зарубежными оборонщиками. В полной мере это относится и к соответствующим предприятиям Воронежской области.

Сергей НАУМОВ, экс-вице-губернатор Воронежской области, профессор Академии народного хозяйства и госслужбы

От «оборонных» денег никто не будет лучше жить

— В Воронежской области на оборонный заказ может рассчитывать только «Созвездие». Но ведь это связь. Это не те деньги, которые дают на новые ракеты, танки, самолеты. Это совершенно другие деньги. Если туда пойдут миллиарды, то сюда придут миллионы. И кто станет жить лучше от того, что эти деньги пришли сюда? Учителя? Врачи? Пенсионеры? Журналисты? Кто? Конкретно — люди, работающие на этом заводе. И то не факт, что до них дойдут деньги. Они пойдут на производство изделий. А изделия из металла, который нужно откуда-то привезти. И так далее. Оно вроде и деньги пришли, и в то же время нет.

Дмитрий Дробышевский
De Facto, март, 2012.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0