WorldClass

20 мая 2024, 16:50
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Маркер // Сотовая связь в России подешевела

16.03.2012 11:00

Сегодня отчетом сотового оператора «ВымпелКом» («Билайн») завершилась серия объявлений итогов «большой тройки»МТС, «Билайн», «МегаФон» за 2011 год. При анализе этих результатов выявляется тенденция снижения стоимости услуг сотовой связи для абонентов ― в среднем по трем крупнейшим российским операторам на 7% по сравнению с 2010 годом. Причем механизм снижения стоимости услуг одинаков у всех троих ― объем потребления в 2011 году рос быстрее размеров среднего месячного счета абонента. Одновременно стало очевидно, что эпоха высокой прибыльности сотового бизнеса в России прошла.

Как изменились затраты абонентов

Поскольку «большая тройка» обслуживает 83% сотовых абонентов в России, тенденция изменения стоимости ее услуг фактически отражают сегодняшнее состояние национального рынка сотовой связи.

Обобщенным показателем цен на услуги сотовой связи является средняя цена минуты услуг (APPM). У всех трех крупнейших операторов она в 2011 году снизилась по сравнению с предыдущим годом, у кого больше, у кого меньше. Лидером снижения средней цены минуты стал «Билайн» — этот показатель у компании изменился с 1,46 рубля в 2010 году до 1,26 рубля в 2011-м. Однако цены этого оператора по-прежнему остались самыми высокими в «большой тройке», а вот МТС в 2011 году стал самым дешевым для абонентов ― минута его услуг в среднем стоит 1,01 рубля. Цены «МегаФона» изменились крайне незначительно, всего на 1 копейку за минуту ― до 1,08 рубля.

Таким же образом распределились места в «большой тройке» по среднему доходу,ARPU полученному от одного абонента. Больше всех платит средний абонент «Билайну» — 327 рублей в месяц, за ним следует «МегаФон» — 311 рублей, и замыкает рейтинг МТС с 273 рублями на одного абонента в месяц. У всех этот показатель вырос по сравнению с 2010 годом, кроме «МегаФона», у которого он практически не изменился. Зато потребление услугсреднее число минут платного обслуживания на одного абонента в месяц в 2011 году у всех выросло: у МТС — на 15%, у «Билайна» — 14%, у «МегаФона» — на 1,4%. Обращает на себя внимание, что в этом случае, как и со средней ценой минуты, результат «МегаФона», в отличие от его конкурентов, изменился очень мало.

В итоге, усредненная цена минуты услуг для «большой тройки» в 2011 году составила 1,12 рубля против 1,21 рубля в 2010 году, снизившись за год на 7%.

Что происходит с прибылью

По итогам 2011 года укрепилась тенденция к снижению рентабельности сотового бизнеса в России. Еще 2–3 года назад российский сотовый рынок выделялся высокой прибыльностью ― рентабельность по показателю EBITDA/OIBDAприбыль до налогообложения, списания активов и амортизации крупнейших операторов находилась на уровне 50% выручки и выше. Теперь же рост выручки операторов отстает от роста их затрат, что отражается на рентабельности. Этот неудивительно: новых абонентов у операторов появляется все меньше, потому что абонентский потенциал рынка в России практически исчерпан. Но операторы в этих условиях не могут позволить себе снижать затраты, так как необходимо развивать новые услуги и новые технологи для удержания уже существующих абонентов. Все это и приводит с снижению рентабельности сотовой связи.

В этом смысле 2011 год ярко продемонстрировал укрепление такой тенденции: все показатели рентабельности упали у всех трех операторов. «МегаФон» показал снижениес 45,3 до 41,4% рентабельности по OIBDA на 3,9 процентного пункта, МТС снизилас 43,4 до 42,6% рентабельность на 0,8 процентного пункта, а «Билайн» — на целых 6,1 процентного пункта.с 46,2 до 40,1% Аналогично снизилась и рентабельность по чистой прибыли: у «МегаФона» — до 18,2%против 22,9% в 2010 году от выручки, у МТС ― до 13,2%,против 14% «Билайн» чистую прибыль по России не объявил. Учитывая предстоящие огромные расходы на конверсию радиочастот для сетей LTE ― около 20 млрд рублей на одного оператора ― и само строительство этих сетей, которое потребует не менее $3 млрд на каждого, российским сотовым компаниям и их акционерам, по-видимому, придется привыкать, что теперь отечественный сотовый бизнес уже никогда не будет приносить прибыль в размере половины выручки.

Игорь Агапов
Маркер, 16.032012, 14:08.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0