WorldClass

10 мая 2024, 09:35
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Берег // Это факт: контрафакт!

29.03.2012 16:02

Рынок полон алкогольными суррогатами

Примерно 500 тысячам бутылок с алкогольной продукцией, поступившим в прошлом году на добровольную сертификацию, было отказано в выдаче документа соответствия. В 46% случаев были выявлены признаки, прямо или косвенно свидетельствующие о принадлежности продукции к нелегальному обороту. Такие данные были озвучены на днях начальником отдела аналитики и мониторинга КП ВО «Воронежкачество» Ольгой Ивановой.

Следует оговориться: данные, предоставленные Ольгой Николаевной, касаются только того объема алкогольной продукции, который прошел через казенное предприятие. Но с учетом того, что в 2011 году здесь было проверено порядка пяти миллионов бутылок с алкоголем, результаты заставляют задуматься.

Осторожно! Подделка

Подобных цифр, однако, не стоит пугаться: они кажутся смешными в сравнении с общероссийским уровнем нелегального оборота спиртного. По данным Росалкогольрегулирования, в прошлом году доля только контрафактной водки в среднем по стране составила 24% от общего уровня продаж. При этом в ведомстве говорят об уменьшении этого процента по сравнению с прошлыми годами. Эксперты утверждают: еще в 2009 году доля нелегального оборота в официальной розничной торговле (реализацию «паленки» в киосках из-под полы в расчет не берем) доходила до 60-70%.

Подтвердить, что все 230 тысяч бутылок однозначно были поддельными, в КП ВО «Воронежкачество» не могут. Но то, что они имели явные признаки фальсификата, сомнению не подлежит.

– Были выявлены случаи, когда федеральная марка передавалась третьим лицам, когда была искажена информация федеральной марки (это, как правило, занижение объема емкости, градусов), – говорит Ольга Иванова. – При выявлении таких моментов мы делали заключения о невозможности идентифицировать партию и, естественно, отказывали в сертификации.

В 2011 году работа по выявлению контрафактной продукции в торговых точках Воронежской области позволила казенному предприятию даже разместить на собственном сайте свое­образный «иконостас» подделок, имевших хождение по прилавкам региона (ознакомиться с полным списком подделок можно на странице http://vkachestvo.ru/news/vnimanie-kontrafakt).

– Показательна в этом ряду водка, производимая ПКФ «Березка», – рассказывает Ольга Николаевна. – Она стала появляться в торговой сети Воронежской области примерно с июля прошлого года. В Росалкогольрегулировании нам сообщили, что завод-производитель, не имея на то лицензии, выпускал продукцию сразу в три смены. Предприятие это не зарегистрировано в специальном реестре, оно работает, не уплачивая акцизов, использует поддельные федеральные марки, принадлежащие другим (в том числе и воронежским) производителям.

В ходе проверок выявлялись фальсифицированное виски Johny Walker Blue Label в полулитровых бутылках (легальная продукция реализуется исключительно в таре объемом 0,75 л), элегантно подделанная водка «Пять озер» (факт подделки можно было выяснить исключительно после изучения федеральной марки) и даже дешевые портвейны. Находился, например, «Портвейн 72» в полуторалитровых баклажках, на которых не было не то что указания о нетоксичности тары, но даже и сведений о том, кто произвел сей продукт. Были и портвейны, произведенные незарегистрированными или даже несуществующими предприятиями. По словам эксперта, эта категория вин пользуется у фальсификаторов большой популярностью в связи с невысокой ценой и, соответственно, широким спросом.

Разумеется, результаты мониторинга не только вывешиваются на сайте предприятия, но и передаются в Роспотребнадзор и Рос­алкогольрегулирование. Как сказала Ольга Иванова, материалы по нескольким проверкам, повторно осуществленным уже надзорными ведомствами, переданы в суд.

Понюхать «электронным носом»

Интересно, что среди подделок, выявленных специалистами КП ВО «Воронежкачество», не обнаружилось ни одного коньяка. С одной стороны, конечно, это можно объяснить достаточно высокой стоимостью подобных напитков. Но с другой, виски Johny Walker Blue Label тоже не принадлежит к дешевым продуктам, однако это не остановило производителей-«нелегалов».

Если подделок в течение года не находилось – не беда. Специалисты предприятия решили провести исследование «фабричного» продукта, реализующегося на полках воронежских магазинов. Как водится, на предмет соответствия по физико-химическим и органолептическим показателям. Для этого было выбрано пять коньяков российского производства из самого доступного сегмента – «три звезды».

Для потребительской дегустации отобрали российские трехлетние коньяки «Три звездочки» (ГУП «Кизлярский коньячный завод»), «Три звездочки» (ЗАО «Ставропольский винно-коньячный завод»), «Усовский» (ООО «Усовские винно-коньячные подвалы»), «Звезды Прасковеи» (ЗАО «Прасковейское») и «Киновский» (ОАО «МВКЗ «КиН») в ценовой категории от 212 до 539 руб.

Как выяснили эксперты, по физико-химическим показателям данные коньяки полностью соответствовали требованиям, предъявляемым к данной продукции. Оставалось определить только их вкусовые свойства. И в этом таился определенный подвох, так как анализ алкогольной продукции по органолептическим показателям, по мнению профессора Воронежского государственного университета инженерных технологий Татьяны Кумченко, является самым неопределенным фактором в оценке напитка.

Она представила на дегустации разработанный в университете прибор, названный «электронным носом», который в ряде случаев способен заменить дегустатора, так как может проводить собственную оценку запаха того или иного продукта. Прибор этот по своей стоимости значительно ниже европейских аналогов, а действует вкупе с соответствующей компьютерной программой ничуть не хуже. Поэтому в процессе дегустации было принято решение сравнить результаты, которые будут получены от профессиональных экспертов с теми, что даст прибор.

В результате сравнительного смотра дегустаторы единогласно признали победителем продукцию Кизлярского коньячного завода. Здесь был отмечен органичный букет с преобладанием шоколадно-ванильных тонов. Впрочем, этот коньяк по своей цене был самым дорогим из представленных – стоимость пол-литровой бутылки напитка составляла 539 руб. Второе место большинством голосов было отдано «КиНовской» продукции. У нее был отмечен слаженный букет с легким цветочно-фруктовым оттенком. Подмосковный коньяк оказался уже более демократичным по цене – стоимость бутылки составила 339 руб. С небольшим отставанием от него на третьем месте расположился прасковейский продукт (380 руб.). Здесь опять же был отмечен аромат с преобладанием ванильно-шоколадных тонов, но в то же время в качестве негативного момента назывался резкий запах сивушных масел. «Аутсайдерами» же смотра стали усовский и ставропольский коньяки (212 и 264 руб. соответственно). Это вовсе не значило, что напитки этих производителей были невысокого качества, но их вкус эксперты определили как «простой».

«Электронный нос» не стал ранжировать продукцию по местам. Согласно полученным с его помощью показателям, исследованные коньяки оказались условно объединены по двум группам. В первую вошли кизлярский и «КиНовский» продукты, во вторую – усовский и ставропольский. Прасковейский коньяк по своим характеристикам стоял особняком. В то же время при наложении показателей друг на друга выяснилось, что диаграммы дагестанского и подмосковного продуктов идентичны на 97% – это очень неплохой показатель для двух продуктов одной потребительской группы, свидетельствующий о соблюдении всех технологических требований. Показатель же усовского и ставропольского напитка (84%) дает уже пищу для размышлений.

Конечно, понятно стремление КП ВО «Воронежкачество» провести анализ продукции именно отечественного производителя. Но все равно результаты кажутся неполными без анализа присутствующих на воронежском рынке ординарных коньяков производства Республики Армения. Все же многие воронежцы по старинке предпочитают употреблять именно эту продукцию. К слову, и по числу подделок сегодня лидируют именно армянские коньяки. Не исключено, что, проведи в сетях закупку этой продукции, результаты смотров могли бы быть совсем иными.

Юрий Бабаян
Берег, №30, 29 марта 2012 года.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0