WorldClass

18 апреля 2024, 11:23
Экономические деловые новости регионов Черноземья

erid: 2VtzqucPBPb

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Директор Центра исследований региональной экономики Юрий Корчагин: «Среди регионов России по показателям теневой экономики Воронежскую область обгоняют только республики Северного Кавказа»

13.07.2010 14:51
Автор:

Воронеж. 13.07.2010. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика – Сегодня Воронежская область удерживает безрадостное лидерство среди регионов Черноземья в аспекте теневой экономики – в частности, по количеству жителей, занятых в данной сфере. Воронеж как самый крупный город ЦЧР имеет самую «мощную» теневую экономику Причины этого явления кроются, помимо прочего, в том, что в Воронеже активно развиты транспорт и строительство – сектора экономики, наиболее часто находящиеся «в тени». Ситуация в нашем регионе усугубляется наличием кланов, сросшихся с властными структурами.

Теневая экономика России, как показывает статистика, боится холода – чем дальше на Север, тем ее меньше. Причин этому несколько – велика доля теневой экономики в торговле, сельском хозяйстве, в строительстве, транспорте, а чем дальше на север, тем ниже вклад в экономику регионов этих видов экономической деятельности. И тем более регламентированы и контролируемы властями и налоговыми органами эти отрасли.

По только что опубликованным ФСГС статистическим данным, Воронежская область находится на шестом месте по числу занятых людей в неформальном секторе экономики (в процентах от общей численности занятого населения). Выше среднероссийского этот показатель и у других областей ЦЧР, за исключением Липецкой и Орловской областей (табл.1), хотя им далеко по величине доли теневой экономики до Воронежской области, выше которой в этом рейтинге расположились только республики Северного Кавказа.

В соответствии с методикой ООН, которой следует ФСГС, в теневую экономику включаются следующие виды деятельности:

- скрытая - законодательно разрешенная, но официально не учитываемая (полностью или частично) деятельность в рамках формализованных структур и процедур;

- неформальная - законодательно разрешенная, но не учитываемая деятельность неформальных структур или деятельность вне формализованных процедур и отношений;

- нелегальная - законодательно запрещенная или не имеющая обязательно необходимого специального разрешения скрытая (формальная и неформальная) деятельность (криминальная и иная противоправная).

В таблице 2 приведены результаты исследований теневой экономики в России и регионах за 2000-2009 годы. К занятым в неформальном секторе авторы цитируемой работы (табл.1) отнесли лиц, «которые в течение обследуемого периода были заняты, по меньшей мере, в одной из производственных единиц неформального сектора независимо от их статуса занятости и от того, являлась ли данная работа для них основной или дополнительной».

В качестве критерия определения единиц неформального сектора принят критерий отсутствия государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.

В Липецкой области с развитой обрабатывающей промышленностью (вклад ее в ВВП свыше 50%) число людей, занятых в теневом секторе, среди областей ЦЧР наименьшее.

В Воронежской области в теневой экономике занято 37.9% от общей численности работающего населения. В Тамбовской области - 27.8%, в Курской – 27.1%, в Белгородской 22.2%, в Орловской области – 19.1% (табл.2). Воронежская область с большим отрывом на первом месте в ЦФО в рейтинге «теневитости» экономики и на шестом в России. Тамбовская – на 17-м в РФ и на втором в ЦФО; Курская – на 20-м в РФ и на третьем в ЦФО, Белгородская - на 40-ом и на шестом в ЦФО; Орловская - на 47-м месте в РФ и восьмом месте в ЦФО.

Ниже среднероссийской у областей ЦЧР доля теневой экономики по числу «работающих» в ней - в Орловской и Липецкой областях.

В среднем по России распределение численности занятых в неформальном секторе по видам экономической деятельности в 2009 году, по данным исследований, следующее: торговля – 34.3%, с/х – 24.9%, строительство – 10.1%, транспорт и связь – 9.2%, обрабатывающие производства – 8.9%, предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг – 4.6%, операции с недвижимостью - 3.2%, гостиницы и рестораны – 2.3%.

Приведенные виды экономической деятельности со значительной долей теневого сектора общеизвестны в этом качестве. Особняком стоит сельское хозяйство, которое во всех регионах получает дотации из бюджетов и преференции. И освобождено от части налогов. К тому же, в с/х неформальная деятельность традиционно не «замечается» властями и правоохранительными органами. И, например, картофель выращивается населением в стране почти полностью «неформально». Иначе страна осталось бы без картошки или с ее импортным вариантом.

Губернатор Алексей Гордеев, его первый заместитель Александр Ганов, руководитель департамента экономического развития области М.Н. Янцов неоднократно поднимали проблему коррупции, теневой экономики и неформальной деятельности, в том числе, в связи с необходимостью расширения налогооблагаемой базы области и повышения качества администрирования налогов. Область, по их оценкам, ежегодно недобирает в свой бюджет миллиарды рублей.

В новой Стратегии развития Воронежской области в части теневой экономики сказано:

«Специфика Воронежской области – в существенном разрыве между наблюдаемой и ненаблюдаемой (теневой) экономикой. К последней относятся: экономика домохозяйств, теневая предпринимательская деятельность (сокрытие доходов), криминальная экономика (коррупция и т.п.). По косвенным индикаторам – потреблению автомобилей, товаров длительного пользования и услуг, объему вкладов – размер скрытой экономики области значительно выше наблюдаемой».

По ВРП на душу населения Воронежская область в 2008 году занимала 52 место, а по расходам населения на приобретение вещей, отдых, рестораны и кафе входит в пятерку передовых регионов. Задача войти в число 30 экономически развитых регионов еще только ставится, а по числу легковых автомобилей и банковским вкладам населения на душу населения область уже в ней.

Но это все косвенные «улики» теневой экономики, а число занятых в теневой экономике людей - доказательства прямые.

Остановимся на особенностях неформального сектора экономики с/х. В Орловской области в отчете ФНС за 2008 год по статье «сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях» в бюджеты всех уровней перечислено (-396 505) тыс руб – т.е. это дотации из бюджетов в с/х. В Тамбовской (+138 877) тыс. руб; в Курской (+ 340 901); в Липецкой области (- 466 448) тыс. руб; в Белгородской области (- 2252219) тыс. руб. В Воронежской области с/х внесло в бюджеты в 2008 году (+691 833) тыс. руб.

Богатые Белгородская и Липецкая области свои с/х дотируют и бюджеты не получают ничего от него, так же поступает и небогатая Орловская область. Менее процента вклад с/х в налоговые поступления Курской и Тамбовской областей. И менее полутора процента вклад от с/х Воронежской области в бюджетную систему РФ.

С/х вносит в ВРП областей ЦЧР более 10%. Тем не менее, как это и должно быть в цивилизованных экономиках, налоги почти не платит, напротив, дотируется, что дополнительно поощряется системой показателей Минэкономразвития для оценки эффективности деятельности администраций субъектов РФ.

Поэтому АПК по определению не может быть локомотивом развития регионов. Его непременно надо развивать и поддерживать дотациями, налоговыми и прочими преференциями. А источником этих дотаций были и будут промышленность, торговля, транспорт и связь, строительство, банки и другие отрасли, а также ФБ и нефтегазовые доходы. Плюсов же развитое сельское хозяйство приносит множество. И главные из них - качественные и сравнительно дешевые продукты питания, их доступность, продовольственная безопасность.

Так что теневой характер сельского хозяйства сугубо специфичен и относителен. Как говорится, по-любому с/х не должно платить налоги, а вот качественную продукцию производить в достатке и даже с избытком для других регионов и на экспорт должно.

Самым крупным теневым сектором экономики России и областей ЦЧР является торговля, следом идут строительство и транспорт.

Например, официальная статистика объективно обнажает теневой характер пассажирских перевозок в Воронеже. По данным ФСГС, в Белгороде число перевезенных за год пассажиров автобусами во внутригородском сообщении на душу населения за 2008 год составляет 129 чел., а в Воронеже – всего 35, т. е. почти в 4 раза меньше. Вероятно, в Воронеже есть скрытое метро или пассажиры летают по воздуху.

Очевидно, что пассажирские перевозки в Воронеже в 2008 году почти полностью находились в теневой экономике, контролируемой воронежскими чиновниками областного и городского уровней и их кланами.

Удивительным контрастом со статистикой ФСГС по теневой экономике в регионах выглядит официальная милицейская статистика (она же - статистика ФСГС) по преступлениям в сфере экономики (табл.3). Воронежская область в этой части выглядит просто ангельской по сравнению с соседями – всего 117 экономических преступлений в 2009 году на 100 тысяч населения. В Белгородской области – 176, в Курской – 195, в Липецкой – 190, в Орловской области – 277, в Тамбовской – 152. На Орловщине новый губернатор совместно с силовыми структурами повел борьбу с коррупцией. Хотя доля теневого сектора в Орловской области по статистике ниже средней по России. И результат налицо – число зарегистрированных преступлений в экономической сфере растет, отражая этот процесс. Много ловят преступников в сфере экономики и в Белгородской области (217) – почти вдвое больше, чем в Воронежской области на душу населения.

В самый разгар борьбы с коррупцией и, соответственно, с преступностью в сфере экономики в Воронежской области происходит значительное снижение количества данного вида преступлений - на 14% за год (табл.4). И это - в самой теневой экономике России, в которой «неформальной» деятельностью, так или иначе, занимаются почти 40% занятого населения. Причем без учета «занятых» преступными видами деятельности (коррупция, торговля наркотиками, проституция и другие).

Подобные странности милицейской статистики уже жестко раскритикованы экспертами и общественностью, Президентом РФ и отменены руководством МВД. Министр Нургалиев отменил в начале 2010 года «палочную» статистику, когда ежеквартально и ежегодно милиционеры «организовывали» и вписывали в статотчетность столько преступлений, сколько нужно было начальству для успешной отчетности. Преступлений, зачастую не существующих в реальности.

Успешная милицейская статистика в Воронежской области имела некие последствия для ее инвестиционного рейтинга в части инвестиционных рисков. Сразу и не скажешь – положительные или отрицательные. Она привела к снижению на бумаге криминального риска Воронежской области. И регион в 2009 году занял почетное второе место по криминальному риску (табл.4). Чем выше стоит субъект РФ в этом списке, тем ниже его криминальный риск и ниже преступность.

Низкий криминальный риск потянул за собой вниз и общий инвестиционный риск Воронежской области. И она поднялась в списке регионов с 18-го на 7-е место по этому показателю (табл.5). Ниже в 2009 году был инвестиционный риск в ЦЧР только у Липецкой области, которая возглавила список субъектов РФ с наименьшим риском.

По общему числу зарегистрированных преступлений в Воронежской области ее статистика выглядит более скромной (табл.6). Число зарегистрированных преступлений в расчете на 100 тыс. чел. населения в регионе в 2009 году в Воронежской области составило 1378, в Белгородской области меньше – 1308, в Курской – 1778, в Орловской – 1853, в Тамбовской – 1467 (табл.6). Отметим в очередной раз, что число поданных и зарегистрированных заявлений гражданами на предмет заведения уголовных дел по статистике МВД из года в год растет. Число же зарегистрированных преступлений из года в год снижается. А какое количество заявлений было просто не принято от граждан, и сколько граждан не желают обращаться за помощью в милицию, доверие к которой чрезвычайно низкое, не знает никто. Такая статистика отсутствует.

Губернатору Алексею Гордееву и его молодой команде из экономического блока правительства области досталось не только слабая экономика с отсталой промышленностью и неразвитым сельским хозяйством, но и самый крупный в России анклав теневой экономики. Причем сосредоточена теневая экономика и очаги преступности главным образом в Воронеже, где оборот розничной торговли составил в 2008 году около 66% от всего областного оборота и значительно превышает оборот остальной части региона. Оборот розничной торговли Липецка в 2008 году составил 86% от областного, Белгорода – 50%, Старого Оскола – 24%, Курска – 67%, Орла – 75%, Тамбова – 84.4%. Ну а торговля дает значительный вклад в ВРП, в совокупный оборот, в налоговые поступления. И основной вклад в теневые сектора экономик регионов и их столиц. Причем если во вкладе в ВРП торговля уступает промышленности, то во вкладе в теневую экономику превосходит обрабатывающие производства вчетверо.

В Воронеже и других административных центрах ЦЧР сосредоточены и обороты транспорта и строительства – крупных теневых секторов экономики. И опять же лидер тут Воронеж. Например, в 2008 году городской транспорт в Воронеже вчетверо меньше дал вклад в бюджет города, чем в Белгороде на душу населения.

Таким образом, теневой сектор экономики сосредоточен главным образом в ЦЧР в крупных и средних городах и диффундирует из них на периферию. Теневики, как и власти, выстраивают свою экономику по кластерному типу.

Воронеж как самый крупный город ЦЧР, агломерация которого является мегаполисом, с численностью населения свыше миллиона человек, имеет самую «мощную» теневую экономику. Теневой бизнес, защищенный в Воронеже кланами, уже давно сросся с властными структурами и пока никаких существенных изменений в направлении их разрыва не наблюдается. Работают власти Воронежа по пословице «Васька слушает, да ест». И показательно, что проблема теневой экономики и неформальной деятельности полностью обойдена в так называемом Плане стратегического развития Воронежа, который получился схоластическим и оторванным от жизни документом.

Проблема теневой экономики – проблема и федеральная, и региональная, и муниципальная. По данным МВД РФ, теневая экономика в РФ составляет около 40% ВВП, по данным ФСГС – 20-25% (столько добавляет эта служба в ВВП России и ВРП регионов за счет неформальной деятельности). По данным известного экономиста Евгения Ясина, который усреднил показатели ряда источников - 30% ВВП. Для сравнения: в США доля теневой экономики оценивается в 12%, в развитых странах Европы - 5-10%.

В Воронежской области доля теневой экономики ближе к оценкам МВД, то есть к 40%, как это и следует из численности занятых в ней. Напомним, что сюда не входят запрещенные законодательством виды деятельности (коррупция, наркоторговля, проституция, рэкет, шантаж и другие). В других областях ЦЧР доля теневой экономики ниже и не превышает 30%. В Орловской и Липецкой областях - около 20%.

Возникает, на первый взгляд, нелепый вопрос: полезна или вредна теневая экономика, какова ее роль? Ответ, однако, неоднозначен. В правовом, демократическом государстве, где народ через выборы нанимает власть для работы на себя – теневая экономика очень вредна и ее всемерно снижают. В России же, в условиях раскола между государством и народом, между государством и обществом, в условиях криминальности и «теневитости» самого государства теневая экономика на всем пути развития России служила средством выживания простого люда, вопреки всем обрушимся на него многочисленным тяготам и бедам.

Поэтому проблема неформальной деятельности, проблема теневой экономики должна решаться аккуратно и без спешки. Как видим, около 400 тыс. человек заняты в ней только в Воронежской области, а во всей России – 13,5 млн. человек. И их нельзя разом или в кратчайшие сроки оставить без средств к существованию.

В то же время без решения проблем теневой экономики, коррупции, без декриминализации страны, регионов, ЦЧР и Воронежской области, в частности, невозможно создание эффективной экономики любого ее типа и уклада. В том числе невозможно развитие и повышение качества человеческого капитала (ЧК) по причине высокой преступности на бытовом уровне (проблема воспитания), высокой коррупции в медицинском обслуживании, в сфере образования, коррупции в государственной власти, которая делает затруднительным объективный отбор перспективных научных направлений, инвестиционных проектов, инноваций и т.д.

В недавно принятой новой Стратегии развития Воронежской области, в выступлениях и отчетах Алексея Гордеева, Ганова, Янцова, других сотрудников департамента развития проблема теневой экономики уже поставлена как одна из важнейших и первоочередных. Теневая экономика, конечно, не конкурентное преимущество области, а ее недостаток. Рыночную, конкурентную экономику и недотационный бюджет не создашь без кардинального снижения доли теневой экономики. И в число 30-ти, тем более, в число 15-ти лучших по экономике регионов не попадешь.

К сожалению, в Воронеже – основном очаге теневой экономики области, да и ЦЧР - не заметно особых усилий по снижению ее доли. Даже в Плане стратегического развития Воронежа эта проблема из проблем городского округа Воронеж просто обойдена по умолчанию.

По «учетно-палочной» статистике преступности и комфортности проживания среди крупнейших городов России Воронеж занял невысокое 9-е место в рейтинге журнала «Русский репортер» (http://news.moe-online.ru/view/219781.html#camment ). А городов-мегаполисов – административных центров субъектов РФ с населением свыше 700 тыс чел - всего-то 16. И в рейтинге по доле теневой экономики среди крупных городов, включая Москву и Санкт-Петербург, у Воронежа твердое первое место. Так что хвастаться низким уровнем преступности Воронежу пока не пристало. Необходимо для начала наладить ее объективный вневедомственный учет и объективную статистику. А официальные статистические данные по доле занятых в теневой экономике свидетельствуют о лидерстве Воронежа в качестве крупнейшего российского анклава теневой экономики.

Экономическим драйвером роста теневой экономики наряду с другими факторами является значительное налоговое бремя. Рост налогов вытесняет бизнес в тень. В России налоговое бремя сравнительно велико – около 35% ВВП, хотя и снизилось примерно на 20% по сравнению с 90-ми годами. Однако к официальным налогам надо добавить поборы со стороны чиновников и криминала, что делает в совокупности налоговое бремя и неформальных поборов в России очень высоким. Многие предприниматели и минимизируют это бремя, уклоняясь различными способами от уплаты налогов.

В России и в ЦЧР отсутствует конкуренция как главный механизм формирования эффективной рыночной экономики и гражданского общества (ГО). Конкуренция и ГО – основные механизмы снижения коррупции и отбора профессионалов во всех видах деятельности. Без снижения уровня коррупции – базы и опоры теневой экономики, без снижения преступности, без декриминализации экономики решить проблемы областей ЦЧР и России в целом невозможно.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0