Воронеж. 28.11.2014. ABIREG.RU – Аналитика – Пожалуй, нет другого такого инвестиционного проекта в Воронежской области, как мясное скотоводство ООО «Заречное» бизнесмена Сергея Ниценко, который региональные власти и лично губернатор Алексей Гордеев настолько активно продвигали бы на всех доступных им уровнях. Безусловно, на фоне запрета на импорт говядины из США и Австралии ставка на мясное скотоводство и государственно-частное партнерство в отрасли выглядит оправданной. Но внесем немного скепсиса. Алексей Гордеев собирается позиционировать Воронежскую область как крупнейшего производителя и поставщика говядины в мире. Между тем воронежские планы выпускать до 70 тыс. тонн в год меркнут по сравнению с заявкой одного «Мираторга»: она почти вдвое больше.
Продвижение
Официальные параметры инвестиционного проекта Сергея Ниценко в Воронежской области, начавшего реализовываться в 2011 году, следующие. Предусматривается освоение четырех площадок на территории Рамонского, Каменского, Подгоренского и Ольховатского районов. Конечная цель – организация племенного и товарного производства специализированного мясного скота абердин-ангусской породы с маточным поголовьем в 30 тыс. голов, общим среднегодовым поголовьем в 84 тыс. голов (включая откорм). После выхода проекта на полную мощность в 2016 году он позволит получать 20 тыс. тонн мяса в живом весе и 10 тыс. племенных нетелей на продажу.
Большую роль в лоббировании и продвижении проекта играют региональные власти и губернатор Алексей Гордеев, который зачастую, создается впечатление, едва ли не работает у Сергея Ниценко в хорошем смысле пресс-секретарем. Достаточно сказать, что с начала года в Рамонском районе на животноводческом предприятии ООО «Заречное» побывали, в частности, глава Сбербанка Герман Греф, министр сельского хозяйства Николай Федоров, помощник президента Константин Чуйченко, а также представители Китайской государственной инвестиционной корпорации. И практически всякий раз как сам Гордеев, так и высокие гости положительно отзывались об увиденном.
«В Воронежской области создается мощный животноводческий комплекс, который способен обеспечить импортозамещение в части поставок говядины, – говорил Федоров. – Наличие таких проектов дает объективные основания рассчитывать, что Россия способна развить собственное мясное животноводство до необходимого уровня и не зависеть от мировой конъюнктуры». А вот реакция Чуйченко: «Заречное», наверное, - один из лучших образцов мясной промышленности. Конечно, надо брать пример и дальше развивать и двигать такие проекты в Воронежской области и в других регионах»
Естественным образом реклама со стороны высокопоставленных государственных менеджеров не могла не отразиться на продвижении говядины, в том числе мраморной, на прилавки магазинов и в рестораны. Известно, что «Заречное» договорилось о сотрудничестве с российской сетью стейк-хаусов «Гудман». Альтернативу запрещенной в России американской и австралийской говядине «Гудман» нашел в Аргентине, Уругвае и Воронеже. А недавно, встретившись с Гордеевым и Ниценко, продукцию «Заречного» нахваливал известный столичный ресторатор Аркадий Новиков, владелец группы компаний, носящей его имя. «Я считаю, что в наших ресторанах должно быть лучшее мясо, – сказал он. – А лучшее мясо – воронежское». Новиков заявил об организации системы поставок мраморной говядины «Заречного» во всю его сеть. В Воронеже продукция рамонского предприятия есть в сети «Мир вкуса», ее можно отведать в 20 ресторанах. Организованы поставки в другие города, в том числе Санкт-Петербург.
Проблемы
Несмотря на то что воронежский проект Сергея Ниценко успешно развивается, являясь хорошим примером частно-государственного партнерства, сказать, что у него нет и не было проблем, было бы неправильно. «Стоимость проекта пересматривалась несколько раз, что вызывало много вопросов в центральном офисе Сбербанка, но ведь и опыта реализации подобных проектов еще не было, - признавался глава Центрально-Черноземного банка Сбербанка России Петр Колтыпин. - Очень хорошо, что нас поддержали. Объем дофинансирования проекта составил с нашей стороны 2,2 млрд рублей, что должно позволить его полностью завершить. Итоговая цифра по стоимости получилась около 8 млрд рублей только кредитов Сбербанка, а с учетом вложений инвестора, инфраструктурной помощи областного правительства – в сумме до 11 млрд. Предприятию, разумеется, предстоит выйти на заявленные мощности. Но уже сейчас очевидно, что продукция качественная, интересная для различных рынков».
Также известно, что в случае с инвестиционным проектом Сергея Ниценко давала сбой государственная машина. Летом 2013 года крупные сельхозинвесторы Воронежской области – гендиректор «Стивенсон-Спутника» Александр Бузулеев, его партнер и руководитель ООО «Племенной завод Ангус-Шестаково» Сергей Гончаров и сам Ниценко пожаловались Алексею Гордееву, что вынуждены постоянно производить выплаты банку из собственных средств. С аналогичными проблемами тогда столкнулись многие инвесторы региона, да и других субъектов Федерации. Губернатор, естественно, забил тревогу на федеральном уровне. Тем более что «Стивенсону» угрожало банкротство. Гордеев сначала поднял тему на крупном аграрном совещании в Курске, потом на совещании в Воронеже. И после вмешательства премьера Дмитрия Медведева проблема была решена. В регионы ушло 7 млрд рублей на субсидирование процентных ставок по кредитам. «У меня просьба: как только средства отправите - трубочку снимите и мне позвоните», - напутствовал Медведев главу Минсельхоза Николая Федорова.
Перспективы
Ставка региональных властей на производство говядины, включая проект Сергея Ниценко, была сделана в 2011 году, когда они утвердили ведомственную целевую программу «Развитие мясного скотоводства в Воронежской области на 2011-2013 годы». Она включала бюджетные вложения в сумме 691 млн рублей, прежде всего в виде субсидий и дотаций компаниям, реализующим проекты по увеличению поголовья крупного рогатого скота специализированных мясных пород: абердин-ангусов и герефордов. По словам руководителя департамента аграрной политики Анатолия Спивакова, к 2020 году Воронежская область должна выйти на показатель 350 тыс. голов мясного КРС, что позволит производить около 70 тыс. тонн говядины в год и продавать ее не только в регионы Центральной России, но и за рубеж. Но в условиях путинских контрсанкций ставка областных властей выглядит даже более эффективной, чем раньше.
Производство говядины в РФ в 2013 году, по данным Минсельхоза, составило 1,65 млн тонн в убойном весе, или 2,9 млн тонн – в живом. Но еще до 0,7 млн тонн в убойном весе (где-то треть всего объема) Россия импортировала. Сейчас в связи с запретом на ввоз говядины из США, Австралии, Канады, ЕС крупные потребители, в первую очередь торговые сети и общепит, ищут способы покрыть дефицит. В том числе, как видим, наводя мосты с Аргентиной и Уругваем. «Мы можем вытеснить мясо и аргентинское, и австралийское, и американское, и канадское, – оптимистичен Гордеев. – Объемы производства будут позволять обеспечить потребности всех крупных промышленных центров». Вместе с тем из приведенных выше цифр очень хорошо видно, что потенциальные объемы производства воронежской говядины к 2020 году – капля в море в емкости российского рынка. Так что не совсем понятны попытки Алексея Гордеева позиционировать Воронежскую область как крупнейшего в будущем производителя и поставщика говядины не только в России, но и в мире, если, конечно, не рассматривать подобные заявления исключительно как элемент пиара и продвижения говядины.
Тем более что на пятки воронежским чиновникам и их партнерам из «Заречного», «Стивенсон-Спутника» и других предприятий наступает холдинг «Мираторг», ведущий оператор российского рынка мяса, который принадлежит братьям Линникам. В конце октября компания заключила с администрацией Брянской области инвестиционное соглашение, предусматривающее вложение 7,7 млрд рублей в развитие проекта по производству высококачественной говядины мощностью 130 тыс. тонн в год. Понятно, что, учитывая воронежский опыт с дофинансированием от Сбербанка, цена вопроса со временем изменится в большую сторону. Возникнут, вполне вероятно, и другие сложности. Но очевидно, что в нишу мясного скотоводства, которая до недавнего времени оставалась относительно свободной (регион-лидер в отечественном производстве мяса – Белгородская область – специализируется на курятине и свинине) устремились новые игроки. Воронежские власти в ней благодаря Алексею Гордееву первопроходцы, но едва ли в перспективе крупнейшие игроки даже в России.
Остается напомнить, что в нынешнем году впервые за весь период правления губернатора Гордеева в регионе наметился спад в производстве мяса. Если в первом полугодии он был незначителен (всего 1,7%), то за девять месяцев 2014-го уже серьезен – минус 8,5% (245 тыс. тонн в живом весе). На 1 октября в Воронежской области насчитывалось 457,7 тыс. голов свиней (минус 10,3%). Поголовье крупного рогатого скота выросло на 3,1%, до 439 тыс. голов, в том числе 175,5 тыс. коров, овец и коз – на 6,6%, до 207,9 тыс. голов. А вот птичье стадо уменьшилось почти на 8%, до 9 млн голов. Для сравнения: на начало 1970 года в Воронежской области насчитывалось 1,2 млн голов КРС, 1,26 млн свиней, почти миллион овец и 8,1 млн голов птицы. Конечно, мраморной говядиной тогда полакомиться было невозможно, но мяса воронежцы потребляли явно больше.