Губернатор Курской области направил президенту РЖД Владимиру Якунину письмо с просьбой возобновить движение поезда Воронеж — Курск, отмена которого «вызывает социальную напряженность». Похожие письма пишет губернатор Архангельской области — там РЖД отменила поезд Архангельск — Онега, связывавший областной и районный центры, а также поселки вдоль линии. Без железнодорожного сообщения с областным центром, Волгоградом, остался 40 000-ный Урюпинск — телеграмма Якунину. Отменены поезда в Саратовской и Свердловской областях и т. д.
РЖД отменяет не только электрички на пути следования «Сапсана» и в регионах, где местные власти не могут обеспечить 50%-ное финансирование расходов (а с 2011 г. — 100%-ное). Отменяются и поезда дальнего следования, убыточность которых по закону должен компенсировать федеральный бюджет. В некоторых случаях отмена противоречит закону «О защите конкуренции», поскольку других путей сообщения для жителей поселков при железной дороге не существует. Иногда отмену пытается оспорить ФАС — с переменным успехом.
Убыточность пригородных перевозок давно беспокоит РЖД, но раньше они существовали в какой-то степени благодаря «социальной ответственности» монополиста. Теперь, судя по всему, Якунину разрешено отказываться от этой «социалки».
Межрегиональные и внутрирегиональные маршруты длиной более 200 км — формально на них работают поезда дальнего следования — отменяются потому, что их регулирование нечетко. Схема компенсаций из федерального бюджета не работает, госзаказа на перевозки с конкретными объемами и обоснованием на федеральном или региональном уровне нет. Что-то изменить может законопроект, разработанный Минтрансом, когда будет принят. Он даже предусматривает компенсацию расходов на электрички из федерального бюджета, если региональный испытывает с этим серьезные проблемы.
Очевидно, что таких случаев будет много. Доходная база перераспределена в пользу центра, регионы во время кризиса режут что могут. Да и РЖД сохраняет «социальную ответственность» для центральных проектов — например, спонсируя Олимпиаду в Сочи.
Отмена поездов в регионах снижает и без того низкую мобильность населения — государство, одной рукой давая деньги на спасение моногородов, другой лишает их жителей возможности не то что уехать, а просто съездить в областную больницу.