22 декабря 2024, 20:58
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Руководитель подразделения разработки и внедрения коммерческого ПО компании «РЕТ» Роман Попов: «Текущие объемы автоматизации бизнеса – это всего лишь начало большого бума»

22.06.2010 17:28
Автор:
Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика – За последний год в Воронеже значительно возрос спрос на системы автоматизации бизнеса. Комплексное внедрение таких систем осуществили компании «Самсон», «Русский аппетит», «Агрофарм», «Амтел», «Страховая бизнес-группа (IBG)», «Твой дом», и это далеко не полный их список.

Воронеж. 22.06.2010. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика – За последний год в Воронеже значительно возрос спрос на системы автоматизации бизнеса. Комплексное внедрение таких систем осуществили компании «Самсон», «Русский аппетит», «Агрофарм», «Амтел», «Страховая бизнес-группа (IBG)», «Твой дом», и это далеко не полный их список. Что заставляет предприятия идти на массовую автоматизацию и что конкретно автоматизирует воронежский бизнес? Ситуацию прояснил руководитель подразделения разработки и внедрения коммерческого программного обеспечения межрегиональной компании «РЕТ» Роман Попов.

- Роман, прежде всего, давайте уточним, какие задачи бизнеса решает автоматизация?

- Если коротко, то системы автоматизации созданы для ускорения, упрощения каких-то бизнес-процессов, для сбора и обобщения информации. Вместе с тем, они позволяют оптимизировать трудозатраты, освободить от ручной работы и так далее. Некоторое время назад под автоматизацией бизнеса подразумевалось разве что внедрение программ на отдельных участках работы компании. Автоматизировали конкретную учетную функцию – бухгалтерию, логистику или контур производства. Теперь же предприятия стремятся к комплексной автоматизации – когда все бизнес-процессы объединяются в единую систему (ERP-система). Это позволяет не только на порядок оптимизировать работу, но и исключить ошибки и потерю информации при синхронизации отдельных блоков. Грубо говоря, в одной программе клиент учтен как «ИП Иванов», в другой как «Иванов ИП». При обмене информацией в обеих программах учитывается не одно предприятие, а два. Комплексные системы автоматизации как раз страхуют от этой и многих других ошибок.

- С чем, с вашей точки зрения, связан активный интерес бизнеса к системам автоматизации, который наблюдается в последнее время?

- Дело в том, что любой серьезный бизнесмен хорошо понимает значение автоматизации. И всегда понимал. Однако внедрение таких систем – довольно непростой процесс, и на него еще следует решиться. До кризиса бизнес был поглощен другим делом – обеспечением растущего спроса. В кризис спрос упал, но вместе с ним просели и доходы, в отдельных случаях – вплоть до нуля. Бизнес начал вести поиск инструментов, позволяющих эффективно и без потери качества снижать издержки. Одним из таких инструментов являются системы автоматизации. Поэтому когда после кризиса спрос возобновился, бизнес уже не стал откладывать в долгий ящик их внедрение.

- Насколько высока конкуренция на этом рынке в Воронеже? Какова, по вашим оценкам, приблизительная доля компании «РЕТ» на нем?

- Подавляющая доля программ автоматизации, внедряемых в Воронеже и в России, основана на платформе 1С. В Воронеже их продажей и инсталляцией на сегодняшних день занимается порядка 50 компаний. Из них 30 являются официальными партнерами 1С. Реальных игроков – 7, они занимают первые позиции независимого рейтинга 1С, построенного на учете успешных внедрений и числа сертифицированных специалистов в штате партнера. Компания «РЕТ» за два года достигла в этом рейтинге второй позиции. При этом наша доля воронежского рынка автоматизации составляет 20-30% при его общей емкости в денежном выражении 100-140 млн рублей в год, включая и продажи, и внедрения. Если говорить о причинах такой динамики роста «РЕТ», то они объясняются высоким уровнем квалификации наших специалистов, комплексным подходом в осуществлении работ и широкими возможностями выбора конкретных решений. Для автоматизации бизнеса это играет ключевую роль.

- Создает ли «РЕТ» собственные системы автоматизации или же предлагает стандартные решения, имеющиеся в арсенале других IT-компаний?

- Мы сейчас находимся в завершающей стадии разработки уникального коробочного продукта «Система управления бизнесом», который объединяет в себе все управленческие функции. На рынке в основном представлены программы, которые либо автоматизируют контур задач, либо автоматизируют систему мотивации персонала и так далее. То есть, выполняют специализированную функцию. Мы же соединили в одном продукте все процессы. Другой уникальной чертой разработки является возможность интегрировать ее с любым уже установленным на предприятии модулем 1С, независимо от профиля деятельности компании. В продаже «Система управления бизнесом» появится к концу года. Летом планируется осуществить ее пилотное внедрение в ряде воронежских предприятий. Основной рынок сбыта – регионы с высоким сосредоточением производств. Так, например, мы возлагаем большие надежды на Санкт-Петербург и область.

- Каковы средние параметры цен на программные продукты автоматизации на воронежском рынке?

- Разброс цен большой. Если ERP-система для малого бизнеса на основе 1С стоит ориентировочно 150 тыс рублей, то минимальная стоимость такой системы, произведенной на западе, составляет 50 тыс долларов. Свою разработку мы планируем продавать в диапазоне 40-50 тыс рублей. Внедрение ее обойдется еще в 50 тыс рублей. Для систем управления бизнесом эти условия крайне лояльные. Конкурирующие программные продукты находятся в ценовой нише от 0,5 до 1 млн рублей без учета стоимости внедрения.

- Какими критериями руководствуются клиенты, выбирая системы автоматизации или заказывая их разработку?

- Пока именно цена играет ключевую роль – и при выборе продукта, и при выборе поставщика. Однако в последнее время все больше учитывается опыт.

- Недавно директор компании 1С Борис Нуралиев заявил о восстановлении докризисного уровня продаж. Реализация «1С:Предприятия» в рублевом выражении превысила показатели первого квартала 2009 г. на 22% и повторила рекордный в истории фирмы «1С» уровень начала» 2008 года, отметил он. Согласуются ли отмеченные им цифры с наблюдениями компании «РЕТ на воронежском рынке и рынке ЦЧР?

- Действительно, продажи продуктов на базе 1С динамично растут. Но мне сложно определить, насколько это связано с динамикой всего рынка, а насколько – с фактором развития этого направления в фирме «РЕТ». Все дело в том, что «РЕТ» сам по себе демонстрирует бурный рост. За два года существования направления автоматизации бизнеса в структуре компании прирост его составил 30-40%, несмотря на кризис.

- Почему большинство систем автоматизации в России построено на платформе 1С? Может ли компания, заинтересованная в автоматизации собственного бизнеса, использовать какие-то другие платформы столь же эффективно?

- Предприятие 1С вообще сделало много правильных шагов, которые привели, по сути, к безоговорочному завоеванию рынка программ автоматизации в России. Первой причиной стал, конечно же, открытый код: 1С-программы всегда продавались вместе с языком программирования, что позволяло дописывать дополнительные модули, дорабатывать шероховатости. Вместе с тем, 1С не прекращал наращивать функционал своих продуктов. Далее компания начала выстраивать компетенцию своих партнеров: не просто наращивала сеть, а требовала квалификации их сотрудников. Потому что одной из причин неудачного внедрения являются ошибки персонала. И, что самое интересное, часто этот персонал валит все на исходную систему – мол, не я, а она плохая. Контроль над компетенцией партнеров это исключил. Плюс, у 1С всегда низкая ценовая политика. 1С выиграла конкуренцию даже у импортных систем типа SAP, которыми пользуются, как правило, лишь дочерние структуры транснациональных корпораций – поскольку кроме высокой цены они проигрывают еще и в приспособленности под российские условия ведения бизнеса.

Кстати, строго наоборот шло продвижение известной ранее российской системы автоматизации «Галактика». Ее производители выстраивали сеть собственных представительств, ломили цены. От этого они теряли сначала обратную связь с пользователями, затем – качество, и в конечном итоге – число сторонников. Сегодня об этой программе почти никто не знает.

- Почему же при тотальном охвате рынка в 1С упустили из внимания нишу, которую сейчас пытается занять «РЕТ»?

- Я лично не смог найти этому объяснения. На рынке существует несколько продуктов, в чем-то схожих с нашей «Системой управления бизнесом». Это, например, программа «Управление бизнес процессами» или программа «Управление проектной организацией». Но функции, заложенные в этих продуктах, мы позиционируем лишь как отдельные гранулы функционала нашего продукта. Мы собрали воедино все, что связано с управлением бизнесом, и аналогов этому нет.

- Какие надежды возлагает «РЕТ» на свой продукт?

- Сразу отмечу, что задачи его массовых продаж перед нами не стоит. При внедрении этой системы очень важен сам подход, поэтому в компании «РЕТ» ее производство рассматривается как «среднештучное». В первое время мы в Воронеже внедрим 10-20 таких систем. Чуть позже планируем поработать на рынке Питера. Только потом мы намерены начать построение партнерской сети по принципу 1С. Цель – не просто продать эту штуку (это - не Windows), а именно обеспечить ее грамотное внедрение и поддержку.

- Почему Питер, а не города Центрального Черноземья?

- Программа особенно хороша для производственных предприятий, а в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, как я уже говорил, таких предприятий много. Если же оценивать города Черноземья, в которых особенно активен спрос на подобные системы автоматизации, то можно отметить Оскол и Белгород.

- Как, по вашим прогнозам, будет происходить дальнейшее развитие этого рынка?

- Рынок автоматизации имеет огромный потенциал. Он будет активно расти. Текущие объемы автоматизации бизнеса – это всего лишь начало большого бума, пик которого наступит через год-два. Внедрение комплексных систем автоматизации станет массовым. Опять же – если снова не случится кризис. С другой стороны, с моей точки зрения, будет происходить естественный отбор тех компаний, которые предлагают услуги по внедрению. Уже сейчас основное требование к этому процессу – высокая технологичность. А основная масса игроков по-прежнему работает как служба проката IT-специалистов. И если они не изменят свой подход к делу, то им ничего не останется, как покинуть этот рынок навсегда.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0