Эпоха спекулятивного беспредела на воронежском рынке антиквариата, похоже, подходит к концу. Что дальше?
Воронеж. 30.06.2010. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Светская хроника. – В типичном воронежском антикварном магазине ни души. Слышно, как мухи кашляют. Убогие витрины завалены грудами из самоваров, прялок, подстаканников и прочего деревенского хлама. В «красном уголке» — покрывшееся пылью колесо от телеги или бюст Ленина. Редкий покупатель, с порога оценив обстановку, тут же выходит обратно, так ничего и не купив. Владельца это не смущает: его магазин не для покупателей старинных вещей, а для их случайных продавцов, которые периодически приносят сюда бабушкины ценности в надежде на барыши.
В общей массе откровенной ерунды, притащенной населением, попадаются весьма достойные вещи. На это и расчет. В среде воронежских собирателей старины барражирует давняя история о том, как в один из таких воронежских магазинов однажды принесли около 20 затертых скруток каких-то полотен и эскизов, найденных на чердаке старого дома. Один из владельцев антикварной лавки, «дежуривший» в этот день, заплатил за них что-то порядка 100 тысяч рублей. Увидев впоследствии свежие приобретения своего коллеги, другой владелец бизнеса схватился за голову, отчитал компаньона за столь опрометчивый поступок, компенсировал ему затраты и, забрав полотна, порвал с ним всяческие отношения. Через полгода находки «всплыли» на одном из крупных аукционов. Они оказались работами какого-то известного русского художника начала XX века и были проданы по цене в среднем 10 тыс. евро за эскиз и 20-30 тыс. евро за
картину.
Со временем многие нюансы этой истории, конечно же, стерлись и претерпели искажения. Но пусть даже полотен было не двадцать, а десять, их авторство относится не к началу века, а к середине и проданы они были в среднем не за 20 тыс евро, а за пять — суть не меняется. Суть в том, что история эта является зеркалом того, что представлял собой воронежский рынок антиквариата еще год-два назад и что он в отдельных проявлениях представляет собой сейчас.
Первенцы весны
Индивидуальный предприниматель Сергей Комаров работает в сфере военного антиквариата — так называемой «милитарии» — с 2005 года. Его бизнес тоже начинался отчасти со скупки у населения предметов старины по спекулятивной цене. Но вот уже несколько лет он «не ищет дураков ни среди продавцов, ни среди покупателей». «Гораздо выгоднее работать с «правильными» ценами — это один из факторов формирования репутации, которая в антикварном бизнесе играет первостепенную роль», — считает он. Отказавшись от целенаправленной скупки у населения предметов антиквариата за «три копейки», предприниматель нисколько не проиграл. Налаженный им регулярный объем поставок качественных вещей по рыночной стоимости от постоянных дилеров из других городов России и из-за рубежа с лихвой компенсирует упущенную выгоду от Его Величества случая «зацепить» по дешевке у несведущего гражданина какой-нибудь ценный экземпляр. Еще одной альтернативой стало налаженное производство точных копий униформы и экипировки времен Второй мировой войны, начиная от шлемов и мундиров, заканчивая ремнями и котелками. «Мы можем пошить даже трусы, точь-в-точь такие же, какие носили солдаты германской армии», — поясняет предприниматель, демонстрируя для сравнения аутентичный образец, купленный в Германии, и его буквально вчера изготовленную копию.
Продукция мастерской Сергея Комарова раскупается людьми, увлекающимися военно-исторической реконструкцией и просто любителями милитарии — в целях оформления домашнего музея или формирования коллекции. Оптовые поставки идут, в том числе, за пределы Воронежской области — в Смоленск, Калининград, Москву, Калугу. Ведь в большинстве регионов нет подобных производств, их всего четыре в России.
Другой воронежский коммерсант, Николай Скок, так же выстраивает свой бизнес, ориентируясь на принципы цивилизованного рынка. Его магазин «Мир сокровищ» в «Доме быта» стал первым в Воронеже антикварным магазином, нацеленным на продажу. «Я почти не практикую скупку вещей у населения», — говорит он. По словам предпринимателя, обыватель полностью дезориентирован в ценах на антиквариат, «он, например, приходит с иконой, которая полвека пролежала на кадушке с огурцами, и хочет получить за нее состояние, в то время как на деле цена такой иконы в первозданном виде в два раза ниже затрат на реставрацию предлагаемого экземпляра». Обывателю это не объяснить, а использовать методы «психологической обработки» предприниматель не считает возможным. Да и, собственно, зачем набивать необязательные шишки, если можно поехать за рубеж и там, на специальных ярмарках спокойно пополнить товарный запас для своего магазина?
Предложение в «Мире сокровищ», кстати, тоже выгодно отличается от среднестатистической картины по рынку. На витринах — неплохой ассортимент монет и сопутствующих для коллекционеров товаров — альбомов, литературы, вместе с ними — поисковая техника, старинные карты и прочее. И пусть цены на некоторые позиции на 30-50% выше, чем в Интернете, это — все равно лучшее предложение на воронежском рынке на сегодняшний день. И конкурировать с ним довольно сложно.
К сожалению, других примеров более или менее цивилизованного антикварного бизнеса в Воронеже нет. Еще год назад список можно было бы продолжить за счет магазина антикварного оружия «Землянка» предпринимателя Евгения Болдырева в ТЦ «Петровский пассаж». Но от «Землянки» остался лишь ник на одном из популярных сайтов любителей милитарии: из-за слабых продаж коммерсант был вынужден свернуть свой торговый бизнес и переформатировать его в экспертное бюро. Словом, основная часть антикварного сообщества региона работает по старинке. Стоит зайти на так называемое «Общество» коллекционеров, которое проходит по воскресеньям в фойе ДК «Машиностроителей», и все становится понятно. Несведущему человеку, желающему что-то купить или продать из предметов старины, там просто нечего делать: сто к одному, что его обведут вокруг пальца.
Беспредельное — в прошлом
И все же время спекулятивного беспредела на антикварном рынке Воронежа близится к завершению. То, что раньше происходило регулярно — «нашел «железку», уболтал знакомого выложить за нее хорошие деньги», — сегодня встречается все реже и реже. С одной стороны, стало сложнее по дешевке раздобыть «железку»: массовый приток старинных вещей от населения завершен, а основные внутренние поставщики «железок» — «копачи» — хорошо знают им цену. С другой стороны, проблематично стало «убалтывать» знакомых. Докризисное безрассудство, когда, например, самый распространенный Георгиевский крест поднимался в цене до 35 тысяч рублей (сегодня его можно купить за 7 тысяч рублей) закончилось; кризис серьезно ослабил активность инвестиционных покупателей антиквариата и в разы уменьшил их количество. Большую роль в этом также сыграл Интернет, который забрал у «барыг» значительную часть аудитории коллекционеров. «Покупка предметов антиквариата на интернет-аукционах привлекает широким выбором и, в связи с этим, более адекватными ценами, которые сформировались исключительно по законам рынка, исходя из соотношения спроса и предложения», — объясняет Сергей Комаров.
Вслед за покупателем в виртуальное пространство активно перемещаются продавцы. Бизнес Сергея Комарова, например, на 70% зависит от продаж в глобальной сети. Собственного сайта у него нет, зато есть высокий рейтинг на специализированных ресурсах, который, по мнению предпринимателя, может дать гораздо больше. У Николая Скок доля продаж онлайн пока не столь высока — в числовом выражении порядка 30-35 сделок в месяц, но она растет, увеличиваясь с каждым месяцем в среднем на 10%.
В таких условиях шанса выжить у антикварных спекулянтов прежней формации почти не остается. Рано или поздно им придется выбирать: следовать за технологиями и строить цивилизованный бизнес либо превратиться в рядового любителя старины, возможно, и с заработком на этом поприще, но весьма и весьма скромным.
Следующий!
Как полагают эксперты, расчищенное поле будет пополняться новыми игроками. Возможно, что профессиональными коммерсантами, вышедшими не из среды коллекционеров, как это было раньше, а из среды предпринимателей. Приток профессиональных бизнесменов в специфичные и поэтому прежде закрытые для посторонних игроков отрасли наблюдается и на других рынках Воронежа, например, на рынке частных охранных услуг. Потому вероятность такого исхода, действительно, велика. Николай Скок не испытывает опасений по поводу возможного появления сильных конкурентов. По его оценкам, антикварный рынок Воронежа способен вместить порядка 10 магазинов, ориентированных на цивилизованное предложение. Предприниматель, напротив, видит в этом наиболее эффективный способ стимулирования внутреннего спроса на антиквариат. «Я никогда не стремился быть монополистом, — говорит он. — Одному тяжело формировать культуру антиквариата в городе».
Между тем антикварный бизнес не так уж и привлекателен, как может показаться со стороны. Основными его клиентами в Воронеже сегодня являются мелкие коллекционеры, совершающие, как правило, относительно недорогие покупки и придирчиво относящиеся к выбору той или иной вещи. Прирост аудитории весьма небольшой. «В сфере военного антиквариата прироста и вовсе нет», — отмечает Сергей Комаров. Есть какое-то число людей в обществе, которые зациклены на милитарии и готовы платить за определенный кусок железа с историей, который не имеет никакого практического применения в жизни. Их не становится ни больше, ни меньше. Это сейчас, когда тема Великой Отечественной войны не сходит с экранов телевизоров. А уже в ближайшем будущем и вовсе возможен спад интереса. «Еще лет двадцать назад были живы многие люди, видевшие войну своими глазами, и ни о какой романтике не могло быть и речи. Сейчас же многие вещи кажутся более романтическими, что и обуславливает спрос: война и игра в войну — совершенно разные вещи. Но очень скоро Великая Отечественная война будет так же далека от людей, как война 1812 года», — поясняет Сергей.
Рассчитывать на крупного коллекционера в провинции тоже не приходится. Пусть в Воронеже и есть полтора десятка человек, владеющих коллекциями мирового уровня, но эти люди не покупают антиквариат на местном рынке. Хотя бы потому, что антиквариата их уровня в городе просто не бывает. «Я, например, не возьму на себя ответственность приобрести за рубежом, предположим, наградное кольцо «Мертвая голова» с целью перепродажи, — говорит Сергей Комаров. — Просто не смогу его продать, потому что мое слово в отличие от слова заслуженного международного эксперта, у которого я куплю этот предмет, не является гарантией подлинности».
Для стороннего наблюдателя, особенно для свидетеля массового вывоза русского антиквариата за рубеж в 80-90 годы прошлого столетия, может показаться, что заграница вновь должна нам помочь. Но, во-первых, вывоз ценностей из России строго карается по закону. Во-вторых, заграничным коллекционерам (если только это не собиратели картин Малевича, Петрова-Водкина и других) малоинтересны предметы русской старины. «Ну не платят немцы за русский антиквариат больше, чем русские!» — восклицает Николай Скок. Сейчас другая тенденция: происходит массовый реэкспорт ценностей из-за границы.
Возможны и перспективы
Другими словами, вновь открывшийся антикварный бизнес из различных категорий клиентов может целиком и полностью рассчитывать лишь на любителей искусства, спонтанно покупающих старинные вещи ради получения эстетического удовольствия. Вместе с тем камнем преткновения для новых игроков также может стать невыразительный коммерческий смысл антикварного бизнеса. Владелец магазина «Мир сокровищ» не скрывает, что на голом антиквариате он бы не выжил. Для Сергея Комарова открытие производства по изготовлению копий униформы и снаряжения тоже было своеобразной формой диверсификации. Сейчас предприниматель работает над открытием собственного розничного магазина военного антиквариата, и это будет фактически третьим направлением его бизнеса, связанного с предметами старины. В магазине коммерсант намерен выложить линейку аутентичных вещей, униформу РККА, Вермахта и союзников, оборудование и снаряжение для страйкбола (любителям «поиграть в войну»). При этом он достаточно сдержанно оценивает коммерческую перспективу предприятия: «Даже если я сделаю все, что задумал, то при самом расцвете своей империи я не заработаю с нее более 200 тысяч рублей в месяц».
При таком раскладе было бы слишком наивным думать, что сфера антиквариата заинтересует местных воротил бизнеса — разве что себя потешить. Однако открытие антикварных магазинов с цивилизованным подходом к делу на месте бывших лавок отъявленных спекулянтов очень даже вероятно уже в ближайшем будущем. Если у предпринимателя есть склонность к старине, то как предмет для небольшого семейного бизнеса антиквариат — очень даже подходящая фактура. Во-первых, это — красиво. Во-вторых, при размеренном ритме экономического развития он ежегодно растет в цене в среднем на 10-20%, что так или иначе притягивает к нему частных инвесторов. На отдельные категории товаров периодически фиксируется и более высокий взлет цен. Сегодня, например, специалисты в области антиквариата ожидают резкого роста цен на почтовые марки, которые последние годы были незаслуженно забыты.
Для формирования ассортимента в этом бизнесе есть проверенные каналы — антикварные ярмарки Германии, Польши, Франции, Чехии и других европейских стран. В конце концов, есть «копатели», из-под лопат которых периодически выскакивают интересные вещи. Так, например, в позапрошлом году под Воронежем был найден редкий «траурный» рубль Екатерины I стоимостью несколько десятков тысяч долларов. В прошлом году нашли не менее редкий золотой червонец императрицы Елизаветы Петровны.
Вместе с тем Воронеж является признанным центром антиквариата. Основная масса сделок со старинными предметами в Черноземье происходит именно здесь. С развитием в городе цивилизованного рынка старины статус Воронежа как антикварной столицы Черноземья еще более окрепнет.
При оценке всех плюсов и минусов антикварного бизнеса важно не забывать, однако, о том, что многое еще зависит от знания предмета и личной предрасположенности. И, как это ни странно, многое зависит от цены на нефть и количества нефтедолларов в стране. Как отметил Николай Скок, если народ голодает, никакой антиквариат никому не нужен.
Ассортимент Сергея Комарова включает как оригинальные предметы времен Второй мировой, так и их точные копии.
Цена удовольствия
Шлем реставрированный образца 1935-го, 1940-го годов (Германия) — от 3500 рублей
Макет ППШ (СССР), оригинал — 10500 рублей
Полевой китель образца 1935-1940 годов (Германия), копия — от 4000 рублей
Камуфлированная плащ-палатка (Германия), копия — 2100 рублей
Кожаный чехол для саперной лопаты (Германия), копия— 900 рублей
Оригинальный ранец (Германия) — от 4000 рублей
Оригинальная фляжка в чехле (Германия) — от 3500 рублей
Полевое кепи (Германия), копия — от 500 рублей
Макет пулемета ДП-27 (СССР), оригинал — 21000 рублей
Макет винтовки Мосина (СССР), оригинал — 9000 рублей
Утепленная двусторонняя куртка (Германия), копия — 2500 рублей.
Николай Скок — владелец первого антикварного магазина в Воронеже, рассчитанного на продажу, а не на скупку.
Цена удовольствия
Четырехчастная икона с изображением Пресвятых Богородиц ( 45х35 см), Россия, XIX век, дерево, темпера — 25 000 рублей
Икона с изображением Митрофания Воронежского, Россия, XIX век, дерево, масло — 20 000 рублей
Утюг, Россия, конец XIX— начало XX вв., бронза — 1 000 рублей
Альбомы для монет и марок — от 180 до 980 рублей
Монета 5 копеек 1776 года (екатеринбургский монетный двор), Россия, медь — 420 рублей
Монета 1 рубль 1897 года (Николай II), Россия, серебро — 1500 рублей
Медаль «За храбрость», начало XX века, Россия, серебро — 7 500 рублей
Георгиевский крест IV степени, Россия, начало XX века
(Временное Правительство), белый металл — 18 000 рублей
Монета 5 марок 1902 года, Германия, серебро — 3 000 рублей
Монета 5 франков 1833 года, Франция, серебро — 1 000 рублей
Монета 1 доллар 1921 года (Морган), США, серебро — 1 800 рублей
Евгений Крамченко
Inside, июнь, 2010.