Воронеж. 06.06.2024. ABIREG.RU – Авторская колонка – В сегодняшней колонке эксперта «Абирега» историк Николай Сапелкин объясняет, почему сегодняшние действия чиновников в отношении экскурсоводов – еще один «гвоздь в гроб» воронежского туризма.
За последние годы (с начала пандемии) произошло перераспределение туристических потоков: отдых в России и познавательные экскурсии стали весьма популярны. Госорганы заинтересованы в высоком качестве услуг гидов-экскурсоводов, поэтому с 1 июля 2024 года вводят для них обязательную аттестацию. А их самих именуют «проводниками смыслов»!
Аттестация – знак качества, чтобы доносили для слушателей проверенную, объективную информацию, а не домыслы из своей головы. Экскурсия без аттестации влечет штраф в 30 тыс. рублей.
Но в Воронеже на сегодняшний день прошли аттестацию только 47 экскурсоводов из более двух сотен человек, с разной степенью интенсивности занимающихся этим делом. Такую «нерасторопность» почему-то связывают с их нежеланием выходить из тени.
Но корень проблемы иной. Основная масса экскурсоводов имеет историческое образование, поэтому считает недопустимым участие в аттестации, вопросы для которой содержат не один десяток грубых ошибок.
Этой проблеме уже 1,5 года – первый приказ с вопросами появился в январе 2023-го. Но она не решается, хотя в октябре прошлого года был издан новый приказ, но ошибки в нем остались.
В экскурсоводческом сообществе дают разные толкования такому упрямству: либо не хотят подвергать сомнению статус уже аттестованных экскурсоводов, либо «оберегают» авторитет аттестационной комиссии. Но никакого «покушения» нет: члены комиссии в своем большинстве – менеджеры, и знать историю родного края они не обязаны. Статус аттестованных экскурсоводов вне всяких подозрений – они прошли утвержденную процедуру.
Мне ответили: сколько историков – столько и мнений. Значит, устранять ошибки они не собираются. Выходит, что экскурсоводы будут изучать историю региона по версии сотрудников областного министерства предпринимательства, торговли и туризма.
Но если бы только историю! Эти инициативные работники взяли на себя функции законодателей и, например, «разжаловали» город Богучар в село. Взяли на себя смелость возвеличить имя Ивана Мазепы, назвав его «гетманом Украины» (он им не являлся). Зачем они вообще в такой сложный период связывают Острогожск с Мазепой, мне непонятно. Где-то нашли указ об основании Воронежа. «Установили» еще одну стелу на площади Победы: «Какой орден венчает две стелы на площади Победы?»
Вопросы предполагают варианты ответов по типу тестов. Эти варианты мне неизвестны. А то бы, допускаю, нашлось большее число ошибок. Многие вопросы составлены просто некорректно. Какие выводы мы должны сделать из этого, например, вопроса: «Когда началась наступательная операция немецко-фашистских войск на воронежском направлении?» Может быть, стоило задать вопрос о начале Воронежско-Ворошиловоградской оборонительной операции наших войск?
Не подумайте, что я занимаюсь буквоедством. Но из фразы «Во время археологических раскопок на стоянке Костенки-1 в 1923 году была найдена женская статуэтка, которая получила имя богини…» следует, что это наши находки дали имя Венеры всем женским статуэткам каменного века. А как же маркиз де Вибре в 1864 году во Франции и Саломон Райнах четыре года спустя?
Многие легенды возведены в ранг исторического факта. Например: «Какой город Воронежской области в петровское время именовали малым Санкт-Петербургом?» А вот никакой. Крепость Осеред, позднее Новопавловская крепость, ставшая еще позднее уездным городом Павловском, не имела тогда ни размаха, ни архитектуры, ни значения, которые могли бы дать такой эпитет.
Вопросы церковной истории также даны некорректно: «Это единственный храм в Воронеже, который бездействовал всего три года, с 1940 по 1943 год, а остальное время использовался по своему прямому назначению – для проведения православных служб». Во-первых, богослужения возобновились 5 февраля 1942 года. Во-вторых, два десятилетия до этого храм принадлежал раскольникам – обновленцам, благодатности которых современная РПЦ не признает.
Непонятно, какой ответ ждут на вопрос: «Когда был разрушен Митрофановский монастырь, который находился на месте ВГУ?» То ли 1930-й – когда был закрыт Благовещенский собор монастыря, то ли 1943-й – когда монастырские строения были разрушены в ходе немецкой оккупации, то ли 1954-й – когда монастырские руины были снесены для строительства корпуса ВГУ.
Или вопрос: «Какое название носит в народе Каменный мост?» Ведь на такой вопрос не может быть однозначного ответа. Для кого-то он «горбатый», для других – «волчья яма», для иных – «мост влюбленных». И множество других вариантов.
При этом вопросы о теории и практике экскурсоводческой деятельности, о природных объектах, о географии написаны корректно и без ошибок. Значит, эксперты для их подготовки всё-таки привлекались. А история региона, вероятно, взята из «Википедии».
Системно проводить экскурсии я стал с 1989 года. В 1993-м окончил факультет общественных профессий ВГУ. Всё это время, так или иначе, занимаюсь экскурсиями и туризмом. И отказываться от этой деятельности не собираюсь. Но и нарушать корпоративную солидарность историков не намерен. Тем более я не буду нарушать закон.
Для себя я нашел такое решение: пройду аттестацию в Липецкой области и стану организовывать однодневные экскурсии воронежцев в Задонск, Усмань, Липецк, Елец, Чаплыгин, Лебедянь, Данков. Липецкая область создана для туризма. Видовых мест и знаковых объектов в ней не перечесть. А за это время или аттестационные вопросы в Воронеже исправят, или сама система поменяется.
В общем, как у Хаджи Насреддина.