Воронеж. 24.06.2024. ABIREG.RU – Авторская колонка – Блогер Валерия Робустова продолжает писать рецензии на культурные события в Воронеже. Сегодня автор отвечает на вопрос, почему в советском кино было немало гениальной музыки. Робустова убедилась в этом, посетив в рамках Платоновского фестиваля «Оркестр громкоговорителей» Олега Нестерова.
Платоновский фестиваль для меня это всегда непопсово и непросто. Кажется, там не бывает событий, которые бы понравились всем и безоговорочно. Но на фестивале всегда случаются события, которые разворачивают твой взгляд на искусство. Мы с мужем попали на «Оркестр громкоговорителей» Олега Нестерова. Это часть проекта «Три степени свободы: музыка, кино, СССР». И на этом событии мы наконец-то получили ответ на вопрос, почему в советском кино было столько гениальной музыки.
Советская киномузыка – вообще мировой феномен. Шостакович, Прокофьев, Вайнберг, Шнитке, Канчели, Губайдулина: нигде в мире композиторы такого высокого уровня не работали в кино. «На современном Западе ни один приличный, уважающий себя композитор в кино не работает. Кино не может не диктовать композитору своих условий. А киномузыка в СССР часто являлась самым свободным проявлением в искусстве. Существуя официально, в то же время она могла не вписываться в каноны «социалистического реализма». Этот феномен в должной мере не проявлен и до конца не исследован. И есть большая вероятность, что музыка, написанная большими композиторами ХХ века, рано или поздно исчезнет навсегда – забудется в архивах вместе с фильмами, в которых она звучала», – писал Альфред Шнитке.
Именно поэтому Нестеров и его команда отделяют музыку от кадра и оцифровывают ее. Подавляющее ее большинство никогда и нигде не издавалось, это оригинальные звуковые дорожки из фильмов, найденные на киностудиях, в государственных и частных архивах. В Воронеж на Платоновфест Нестеров привез музыку Александра Кнайфеля, оригинальную звуковую дорожку к фильму «След росомахи» (режиссер – Георгий Кропачев, «Ленфильм»). Мы услышали «АЙНАНА, 17 вариаций на имя пирамидой голосов, ударных и магнитофона».
И это было сложно. Сложно понять, как музыка может состоять только из голосов и ударных. Сложно было воспринимать ее практически в темноте. И без визуального ряда это казалось в какой-то момент какофонией. И я понимаю, почему некоторые вставали и уходили. Эта музыка, этот проект – очень непривычно для современного слушателя. И даже мой муж-меломан сразу по окончании сказал, что это было слишком изощренно.
Но! Но через пару дней он изменил свое мнение. Потому что посмотрел «След росомахи», к которому Александр Кнайфель и создал свои 17 вариаций, соединив математику и музыку. Муж сказал, что если бы не этот концерт, он бы никогда не узнал, не услышал, не увидел такое советское кино.
А я и на мероприятии и после думала, что благодарна за новые эмоции и впечатления Платоновскому фестивалю. И Олегу Нестерову за его проект. Будем слушать.