WorldClass

16 сентября 2024, 21:44
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Буквы в законе: как уберечь свой бизнес от миллионных штрафов за «ворованный» дизайн. Колонка эксперта «Абирега»

15.08.2024 10:56
Автор:
Буквы в законе: как уберечь свой бизнес от миллионных штрафов за «ворованный» дизайн. Колонка эксперта «Абирега»
Фото предоставлено автором
При разработке дизайна многие предприниматели прибегают к услугам специалистов, но и тут можно нарваться на штрафы за нелицензионное использование шрифтов.

В современном бизнесе визуальная идентичность играет ключевую роль в привлечении клиентов и формировании имиджа компании. При разработке дизайна многие предприниматели прибегают к услугам отдельных специалистов или агентств, ожидая получить качественный продукт. Однако даже при обращении к профи и оплате продукта под ключ можно нарваться на штрафы за нелицензионное использование… шрифтов.

Казалось бы, эту мелкую неприятность можно исправить легко и играючи, оплатив лицензию или заменив шрифт. Но не всё так просто, как кажется на первый взгляд.

Любишь бесплатные шрифты – люби и за последствия отвечать

Во-первых, использование любой интеллектуальной собственности (а шрифты именно ею и являются) без согласования с ее автором запрещено законом. А это значит, что красиво оформленный баннер с витиеватыми буквами может принести не только больше клиентов компании, но и иск о защите интересов от автора шрифтов.

Во-вторых, которое вытекает из во-первых, неразборчивому предпринимателю придется заплатить немаленький штраф – компенсацию за нарушение авторских прав. Это уже может существенно повлиять на финансовое состояние бизнеса, особенно для малых и средних предприятий.

В-третьих, если с владельцем прав на использование шрифта не удастся договориться, то придется менять визуальные элементы. Это значит, что потребуются новые логотипы, рекламные материалы и куча других графических элементов. На всё это уйдет большое количество времени и, опять же, денег.

В-четвертых, есть серьезный риск нанести урон репутации из-за нарушения авторских прав. Клиенты и партнеры могут потерять доверие к бизнесу, узнав о его неэтичном поведении.

Как подстелить соломки?

Чтобы минимизировать риски, связанные с использованием нелицензированных шрифтов, следует предпринять следующие шаги:

1. Обсудить лицензирование с дизайнером или агентством. Достаточно просто уточнить, какие шрифты будут использоваться и есть ли на них необходимые лицензии для коммерческого использования.

2. Запросить подтверждение лицензий. Доверяй, но проверяй – чтобы полностью закрыть для себя вопрос с законностью использования шрифтов дизайнерами, необходимо запросить подтверждающие документы.

3. Использовать легальные ресурсы. Предприниматели могут и самостоятельно искать шрифты на проверенных платформах, предлагающих доступные законные варианты для коммерческого использования. Например, Google Fonts и Adobe Fonts предоставляют широкий выбор шрифтов с ясными условиями лицензирования.

4. Консультироваться с юристом. Если дизайнер и агентство «темнят», то можно обратиться за консультацией к юристу, специализирующемуся на авторском праве.

5. Повышать осведомленность. Незнание закона не освобождает от ответственности, поэтому повышать свою осведомленность даже в непрофильных сферах, бесспорно, полезно.

Небесплатный Aeroport

На самом деле немало предпринимателей относятся к соблюдению авторского права в использовании шрифтов несерьезно. И очень зря, так как очень распространены случаи привлечения к ответственности за это.

К примеру, в марте 2018 года дизайн-студия разработала для заказчика – Московского фонда реновации жилой застройки – фирменный стиль. Студия выполнила все работы в соответствии с требованиями технического задания, а также подписала с заказчиком акт приема-передачи прав. В соответствии с документом фонд получил исключительное право на разработанный логотип бренда «Московский фонд реновации жилой застройки». Также организация стала обладателем Брендбука (руководства по фирменному стилю), в составе которого в качестве одного из элементов фирменного стиля предусмотрен шрифт Aeroport.

Казалось бы, фонд «подстелил соломки», выкупив у дизайн-студии исключительные права на результат интеллектуальной деятельности. С чистой совестью на правах законного владельца организация использовала шрифт Aeroport как свой собственный: зарегистрировала товарный знак, исполненный этим шрифтом, издала полиграфическую продукцию, опять же, не без Aeroport, использовала шрифт на ограждениях объектов строительства, в видеороликах, на официальном сайте.

А в феврале 2022 года к фонду обратилась индивидуальный предприниматель Багдасарян Г. А. с уведомлением о том, что она (совместно с соавтором) является автором и правообладателем исключительного права на шрифт Aeroport. И Московскому фонду реновации жилой застройки выставили счет более чем на 2 млн рублей за приобретение лицензии и использование шрифта без лицензии ранее.

Фонд поспешил с вопросами к дизайн-студии, но та свою вину не признала. Организации всё же пришлось заключить с правообладателем шрифта лицензионный договор. А после уже призвать горе-дизайнеров к ответу в суде. Доказать свою правоту фонду удалось только в Суде по интеллектуальным правам и Судебной коллегии.

При этом были потеряны средства, ресурсы и самое драгоценное – время на разбирательства. Всего этого удалось бы избежать, если бы руководство фонда не слепо доверяло нанятым дизайнерам, а самостоятельно проверило легальность использования всех предоставленных им материалов.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0