Собственник сети магазинов мужской классической одежды Agentman Леонид Костюк в авторской колонке рассказывает, от чего «взвыл» малый бизнес в Белгородской области и что с этим делать.
Когда 30 декабря прошлого года прилетело в центр Белгорода, было понятно, что дальше дела бизнеса будут двигаться в сторону ухудшения, причем значительного. И самая большая проблема, что чиновники не понимают этого, у них не было никогда малого бизнеса. Они продолжают пенять на то, что мы предприниматели и когда открывали бизнес, брали риски на себя. Но есть другая сторона медали: риски мы брали на себя в мирное время, не когда бизнес рушится на глазах, а клиенты уезжают из города.
Знаете, что я не устаю повторять? А давайте не помогать малому бизнесу, дайте пожить без этих надстроек и нацпроектов, ну пожалуйста! Потому что от последних видов помощи хочется плеваться. Примеры:
1) отмена ЕНВД;
2) маркировка, уже покрывающая практически все товары легкой промышленности, на которую у нас какие-то катастрофические бюджеты;
3) система самозанятых, в которой курьеры могут быть самозанятыми, а продавцы – нет;
4) НДС в УСН – жесть же полная;
5) кредиты под бешеные проценты, которые без залогов взять невозможно;
6) отсутствие страхования и адекватного возмещения ущерба в приграничных зонах.
Бизнес-омбудсмен в Белгородской области Владислав Епанчинцев «скинул» мне цифры: практически 5% (2873/61615=4,66%) субъектов МСП мы уже потеряли.
Но у нас экономический блок Белгородской области мыслит по-другому, в отчетах налоговой всё прекрасно, рост субъектов – за счет конкурса «Новые возможности» (раздают гранты до 1,5 млн рублей для лучших бизнес-идей), выручки, налоги шикарные. Только это цифры прошлого года. Бизнесу от этого лучше не становится.
Самое интересное, что были программы, которые помогли в 2020 году: это и кредит под 2%, и субсидии на численность для всех.
Однако в этот раз пошли по странному пути в виде конкурса на странным образом выбранный ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности). Более того, список требований чрезмерен. Я знаю несколько предпринимателей, прописанных в других районах области, но ведущих бизнес в Белгороде. Им просто отказали в помощи.
На малый бизнес много факторов оказывают негативное влияние. Отсутствие страхования пострадавшим, адекватных выплат, очень высокие ставки кадастровой стоимости земли (в некоторых районах даже подняли стоимость), не отменяют коммунальные платежи, которые, кстати, подняли в этом году максимально. Условно: нет печати на бланке ЦЭБ – отказ. Формально ее там и не должно быть, но вместо помощи – отказ.
Сейчас самое время снижать налоговые ставки по УСН до 1% на доход, на доход-расход – до 5%, ставку патента – до 0% в тех местах, где идут боевые действия. Это всё в полномочиях местных и региональных властей.
В случае тендеров можно поставить в приоритет местных производителей. А мы продолжаем раздавать деньги, которые так необходимы белгородскому бизнесу.
По снижению ставок налогов можно было давно принимать решения, которые не про развитие, а про сохранение МСП. Потеряем в налогах? Возможно. Сохраним бизнес? Да. Но сейчас где-то уже поздно.
Только после того, как в Курскую область зашли ВСУ, объявили режим ЧС. И только сейчас без потерь стало можно расторгнуть договоры.
И самое главное. Мы, предприниматели Белгорода, очень много помогаем нашим военным, потому что понимаем, что благодаря им мы защищены. Но мы уже реально не вывозим.
Идет «забалтывание», что помощь близко, но ее как не было, так и нет. Справляемся сами.