Из 28 присутствовавших на заседании депутатов гордумы 21 проголосовал за увеличение предельных индексов коммунальных тарифов «РВК-Воронеж». Планируется рост цен на водоснабжение на 12%, а на водоотведение – на все 20% с 1 июля 2025 года. Изменения в «РВК-Воронеж» объясняют «масштабными работами по повышению качества услуг». Идею поднятия тарифов лоббировал депутат Александр Сысоев.
Свои мысли по этому поводу высказал депутат Воронежской гордумы Дмитрий Швецов. Отметим, он также входит в состав постоянной комиссии по ЖКХ.
Сразу же после «выборов мэра» организовалась комиссия по ЖКХ в гордуме. В повестке дня – предложение повысить тариф для РВК выше допустимых значений.
Прямо скажем, нехорошо как-то с этого начинать: чувствуется некий намек на дальнейшее развитие событий. Как в те далекие времена, когда по коронации судили о том, как пройдет правление.
Я был категорически против даже рассмотрения этого вопроса. Уверен, он должен быть вообще снят с повестки.
С такими выводами я пришел с собрания:
- Депутаты вновь выступают как «плохие полицейские», которым страсть как натерпится срочно поднять тарифы.
- «РВК-Воронеж» уже не в первый раз не может вписаться в рамки предельного тарифа и требует повышения.
- Предельные значения – это верхняя граница. В идеале тариф должен быть ниже (!) этих значений.
- Детального (да хоть какого-нибудь) обоснования, зачем нужно повышать тариф, нет.
Рассмотрим вопрос детально
Прежде всего все понимают, что в стране – инфляция, тарифы неизбежно надо индексировать. Собственно, это и происходит ежегодно. Сейчас РВК просит еще увеличить этот предельный индекс. По официальному прогнозу Центробанка, кстати, инфляция составляет 6,5-7%. А мы сейчас говорим об увеличении тарифа на 12 и 20%.
Во-вторых, уровень жизни граждан падает несколько последних лет, высок уровень закредитованности. Вырастут обязательства не только граждан, но и школ, детских садов, других организаций. Любая дополнительная финансовая нагрузка воспринимается крайне негативно. И в этой ситуации концессионер хочет переложить все затраты на людей. В конце концов, областное правительство может напрямую субсидировать концессионера, если уж на то пошло. Всё лучше, чем залезать в карман горожан.
В-третьих, меня смущает абсолютная непрозрачность формирования тарифов. Обоснование для повышения предельных индексов тоже выглядит, мягко говоря, недостаточным. РВК не представил никаких документов. Мы хотим видеть конкретные цифры и мероприятия, а не расплывчатые формулировки об издержках и модернизации.
В-четвертых, сейчас ситуация воспринимается как безальтернативная. Водоканал диктует свои условия, требует повышения тарифов, а все остальные безропотно соглашаются. Но позвольте напомнить, что концессия – это далеко не единственный вариант. В российских городах успешно работают МУПы и ГУПы: например, в Санкт-Петербурге. Да, у нас в Воронеже есть негативный опыт на этот счет. Но можно извлечь из него уроки и поработать над ошибками.
И наконец, давайте не забывать, что цель концессионера – извлечение выгоды, это коммерческое предприятие. Так, РВК отчитался о 632,5 млн рублей прибыли за 2023 год. Это на 50% больше, чем годом ранее.
У МУПа же нет цели зарабатывать деньги. Поэтому немалые средства могли бы быть целиком направлены на строительство новых сетей или ремонт уже существующих. Да и потребность в таком резком росте тарифа тоже бы отпала.
Проблема в том, что сейчас у города и области практически нет способов повлиять на концессионера. РВК разговаривает с нами с позиции силы. А надо всё-таки не забывать, кто в этой ситуации заказчик, а кто – поставщик услуг.
Честно говоря, не хотелось бы прощупывать грани, за которыми начнется народный протест. Хотелось бы исправить ситуацию.