На днях врио главы Курской области Александр Хинштейн отметил первую значимую дату – два месяца на посту губернатора. Чиновник встречался с президентом Владимиром Путиным и докладывал ему о первых итогах. «Абирег» вместе с политологом Владимиром Слатиновым тоже решил подвести итоги первых двух месяцев работы Хинштейна. Мы разбирались в смыслах назначений, обсудили отрасли, где еще ждать кадровых перестановок, плюсы и минусы резкого общения Хинштейна, его «слабые» места в управлении и многое другое. Подробности – в нашем материале.
Прошло два месяца – что можно сказать о новом губернаторе?
Когда мы оцениваем промежуточные результаты работы Александра Хинштейна в регионе, необходимо понимать логику и цели его назначения. Он совершенно внезапно появился здесь 5 декабря прошлого года, потому что, с моей точки зрения, прежнее руководство области утратило доверие Кремля. Прежде всего, по двум причинам:
Первая фактически была заявлена публично. Смирнов и его правительство, по сути дела, утратили контроль над ситуацией с переселенцами. Главным образом в части коммуникации с ними, что привело к массовым протестам и грозило вылиться в очень неприятные для Кремля истории. Поэтому необходимо было как-то реагировать. То есть, скажем так, кейс с переселенцами был провален прежней курской властью в представлении Москвы.
Вторая причина отставки Смирнова и перезагрузки курской власти публично не озвучивается, но подразумевается. Речь идет о массовых злоупотреблениях при возведении фортификационных сооружений.
Понятно, что после 6 августа была проведена, по всей видимости, дополнительная работа по аудиту всего процесса возведения фортификаций. И, собственно, мы сейчас уже видим по арестам и документам Генпрокуратуры внятное представление о том, что произошло.
Это представление, я думаю, было и у Кремля к началу декабря. Так что в этой части тоже было утрачено доверие со стороны федерального центра. Нужно было действовать оперативно, и, конечно, главной проблемой было поставить под контроль процессы, связанные с коммуникациями с переселенцами.
Собственно, президент Владимир Путин и на большой пресс-конференции, и сейчас на встрече с Хинштейном довольно откровенно сказал, что это главная задача, которую поставили перед управленцем. В том числе, перестроить коммуникационные механизмы, успокоить переселенцев и запустить более активно процессы оказания им помощи. Я могу сказать, что Хинштейн справился.
Несмотря на то что это далось ему очень тяжело и ситуация сейчас не идеальна, тем не менее, в целом он с этой задачей справился. В какой части? Он выстроил механизмы взаимодействия с переселенцами. Это, прежде всего, координационный совет, который обрабатывает основные проблемы и занимается подготовкой решений. Это его регулярные прямые встречи. Он действительно много встречается, ездит по ПВР, он выходил даже на уже несанкционированные акции, которые были. И вот понятно, что это поведение сгладило ситуацию. Потому что прежнее руководство, откровенно говоря, боялось прямого контакта.
Кроме того, процесс выдачи сертификатов действительно ускорился. Ряд острых вопросов, связанных со статусом людей для получения сертификатов, был решен. Количество категорий людей, которые претендовали на сертификат, и механизм их выдачи по этим проблемным вопросам действительно сдвинулись.
Я хочу сказать, что «романтический» период Александра Хинштейна очень быстро закончился, по крайней мере, с переселенцами. Потому что на тех встречах, которые произошли недавно, на него кричали. Разговор шел на повышенных тонах, но он это все выдерживает. Еще раз подчеркну, острота проблемы с переселенцами спала, и в настоящий момент ситуация находится в целом под контролем. Но я не исключаю каких-то локальных проблем.
Также, я так понимаю, что все-таки Хинштейн содействует процессу, скажем так, раскрытия различных аспектов деятельности прежней власти в части злоупотреблений в деле возведения фортификаций. Параллельно, как и следовало ожидать, выползают самые разные сюжеты о злоупотреблениях, в частности в деятельности Корпорации развития. И в этом смысле Хинштейн действительно выступает в роли «чистильщика» местных элит и местных игроков. В том числе для того чтобы, когда начнется процесс восстановления территорий (мы видим, что уже Путин одобрил идею выработки федеральной программы восстановления), местный бизнес и игроки, а также та часть чиновничества, которая будет заниматься этими вопросами, были приведены в должный тонус. Это нужно, чтобы не допускать чрезмерных злоупотреблений уже в процессе восстановительных работ.
Это очень важная миссия. Потому что все-таки ресурсы у Кремля и страны ограничены. У меня нет сомнений, что эти ресурсы, необходимые для восстановления территории, будут выделены, но нужно хотя бы в минимальной степени расчистить региональный бизнес и власть от тех субъектов, которые способны на серьезное злоупотребление в этой части. Вот Хинштейн этой задачей и занимается.
Кроме того, у Хинштейна есть очевидные достоинства, которые мы увидели. Он, действительно, хороший лоббист, и это касается решения важных задач. В том числе, на встрече с президентом. Понятно, что программа восстановления, о которой говорил глава региона, так или иначе бы появилась, но он стал инициатором ее появления.
И это красивая для него история как лоббиста территории. Мы видим, что он использовал встречу с президентом для того чтобы выбить дополнительные ресурсы на реконструкцию исторического центра города Курска. Это тоже показательный момент. И было несколько уже ярких историй регионального уровня. Например, с недостатком билетов и подвижного состава поездов на Москву. С пересылками почтой России в Белгородскую и Курскую области с бесплатными посылками. Срок бесплатного обслуживания заканчивался, и Хинштейн как в первом, так и во втором случае очень оперативно решал эти вопросы.
Были и другие истории, которые показывают, что Хинштейн довольно эффективный лоббист территории, которого принимают и слушают в федеральном центре и который добивается соответствующих решений.
Так что хочу сказать, что, во-первых, ситуация с переселенцами поставлена под контроль. Во-вторых, Хинштейну удалось привести в тонус и провести «расчистку» местных элит, к которым Кремль утратил доверие. В этом вопросе он показал себя достаточно эффективным лоббистом региона в решении различных проблем на федеральном уровне.
Что вызывает вопросы, так это способность Александра Евсеевича к тому, чтобы организовать регулярное управление. Мы видим, что регион, конечно, испытывает очень серьезную проблему в части того, что прежний механизм управления, существовавший при Смирнове, «почил в Бозе». В нем очень большое значение играли разные неформальные связи и отношения. Ясно, что эти механизмы сейчас перестали работать. И в целом управленческая система региона сейчас находится в неком ступоре. Она, конечно, реагирует на антикризисные проблемы в части восстановительных и других работ в связи с боевыми действиями. И она, так сказать, заточена, в том числе уже Хинштейном, на ручной режим. Но то, что называется регулярным постоянным управлением, которое обеспечивает, собственно, стабильное функционирование территории, с этим очень серьезные проблемы.
Как я понимаю, Хинштейн в связи с тем, что он публичный политик и бывший журналист, умеет довольно активно коммуницировать и лоббировать. Но в том, что касается регионального управления, здесь, мне кажется, компетенций и способностей Александра Евсеевича не хватает. Это довольно ярко заметно.
Мне кажется, что именно поэтому сюда прислали на должность представителя правительства Александра Чепика (бывший премьер-министр Карелии; официальное назначение в Курской области состоялось 28 января – прим. ред.). Он понимает, как существует и функционирует система регионального управления. По всей видимости, у него задача как раз отстроить это регулярное управление.
То есть Хинштейн с ключевыми задачами, поставленными перед ним, справился. Это демонстрирует сдержанная, но позитивная оценка президента. А вот наладить механизм регулярного управления регионом у него пока не получилось. По всей видимости, при помощи федерального центра и тех игроков, которые ему будут присланы или которые недавно назначены, будут эту проблему решать.
Зачем нужна была публичная порка в отношении подчинённых?
Хинштейн был направлен в Курскую область, когда Кремль утратил доверие к предыдущей власти. Так что он приехал с жестким настроем в отношении местных элит, как ретранслятор настроений федерального центра.
Этим во многом объясняется его поведение, его жесткая тональность и эти явно жесткие, опять-таки, жесты и решения, а в отдельных случаях — решения в адрес местных элит. То есть ему было необходимо продемонстрировать, что новая метла будет мести очень жестко. И это первый момент.
А второй момент заключается в следующем. Хинштейн приезжает в регион, ну в общем один, у него ещё нет своей команды, он ещё не переструктурировал систему управления, и на это у него пока нет времени, но у него есть куча задач, очень сложных. Что ему делать в ситуации, когда у него пока нет своих людей и нет структуры, которую бы он видел в качестве работающей? Ему остаётся только один метод управления. Я его называю методом «взбадривания» местных элит и управленческого аппарата. Собственно, чем он в эти два месяца и занимался.
Понятно, что это «взбадривание» требует каких-то конкретных кейсов. Мы, собственно, эти истории увидели. История с Ириной Мусьял (бывший министр по охране ОКН, ушла после публичной критики губернатора — прим. ред.), Михаилом Горбуновым (экс-зампред правительства — председатель комитета региональной безопасности, покинул пост в начале февраля — прим. ред.) наиболее яркие. Была и масса других претензий, публично озвученных к мэру Курска Игорю Куцаку, к уже бывшему вице-губернатору Сергею Стародубцеву и к министру восстановления территорий Алексею Карнаушко.
Это действительно стиль, который, ещё раз подчеркиваю, является следствием некоего настроения московского в отношении курских элит. Я не исключаю, что Хинштейна направили в том числе, чтобы запугивать местные элиты. Об этом говорили мои московские коллеги. Честно говоря, мне не нравится это слово, так что я бы сказал, что он приехал «взбадривать» и приводить в тонус.
Поэтому эти истории ещё будут, в том числе и в обозримой перспективе. Хотя мне кажется, что по мере осуществления кадровых и структурных перемен их будет меньше. Но уйти совсем они не могут, потому что этот метод органичен самой стилистике Александра Хинштейна. Но чем больше новых людей будут замещать позиции вице-губернаторов и министров, тем, конечно, потребность в использовании этого метода будет сокращаться.
Фамильярность и резкость губернатора – это плюс или минус?
Я бы здесь четко разделил два момента. Я думаю, все знают, что жанр публичного разноса чиновников — один из самых популярных у российского населения. Поэтому, когда Хинштейн публично разносит региональных чиновников, это вызывает очень активное одобрение со стороны большинства общественности, особенно простых людей.
Люди чувствуют и ощущают, что при строительстве тех же фортификаций были многомиллиардные злоупотребления, люди испытали всю тяжесть последствий в регионе после вторжения ВСУ 6 августа. И, конечно, люди хотят, чтобы кто-то понёс за это серьёзную ответственность. Так что в этом смысле жёсткая риторика в адрес чиновников вполне приветствуется.
А вот то, что касается его резкости в отношении или в общении с простыми людьми, конечно, воспринимается довольно болезненно, я бы сказал так. С одной стороны, это можно понять, потому что, как я сказал ранее, «романтический» период у губернатора закончился довольно быстро. Но это связано, конечно, с переселенцами. Потому что они находятся в состоянии, когда уже много месяцев живут в тяжелейших условиях для нормального человека. И понятно, что их терпение тоже не безграничное. В ходе публичной коммуникации у Хинштейна возникали жёсткие ситуации, когда разговор переходил на повышенную тональность или даже на крик. И ему приходилось реагировать по-разному, в том числе довольно резко.
Но есть не только истории с переселенцами, но и истории общения с разными людьми, начиная от фармацевта в аптеке и заканчивая, например, общением с директором школы, в которой произошёл инцидент с вломившимся туда подростком. Когда, скажем так, подначивания или «ерничания» в адрес людей воспринимаются довольно болезненно.
У Александра Евсеевича всё-таки есть некая стилистическая проблема, связанная с тем, что этот статус антикризисного менеджера с мандатом из центра в той части, когда он жёстко говорит с чиновниками, как бы общественность воспринимается благожелательно. Но как только эта тональность переходит на обычных людей, восприятие меняется с позитивного на негативное.
Насколько Хинштейн это чувствует, я сказать не могу, но понятно, что стилистическая гибкость в нынешней непростой ситуации от него требуется. Он человек, несомненно, очень подготовленный как раз к роли коммуникатора. В этом смысле федеральный центр, конечно, при его назначении в этой части явно не ошибся. Но даже в сфере коммуникации возникают некоторые проблемы, потому что ситуация в регионе слишком необычная и сложная. И Хинштейну, конечно, необходимо быть ещё более гибким и адаптивным к возникающим различным ситуациям в части общения с людьми.
Каких кадровых перестановок ожидать в ближайшее время?
Мы видим, что в последнее время кадровая динамика ускорилась. Здесь можно отметить, что, исходя из обозначенного мной выше тезиса об утрате Кремлём доверия к местным элитам, можно прогнозировать, что ключевые управленческие позиции, связанные с распределением ресурсов на восстановление, не будут вообще доверены курским управленцам.
И мы, собственно, это очень чётко видим как по назначению главы правительства, так и по последнему назначению Владимира Базарова из Белгорода (в первую полную неделю февраля стало известно об уходе Базарова с поста белгородского вице-губернатора; через пару дней он занял аналогичный пост в курском правительстве – прим. ред.). Базаров, конечно, является носителем уникальных компетенций в руководстве строительным комплексом в прифронтовом регионе. Эти навыки будут очень востребованы в Курской области.
Ключевые должности или позиции, которые будут связаны с решением вопроса о направлении ресурсных потоков на восстановление, командные высоты, связанные с контролем за процессом восстановления, займут варяги. Собственно, они уже начали их занимать, и они будут занимать их дальше.
Глядя на фигуры Чепика и Базарова в правительстве, мы видим, что сюда, скорее всего, будут направлены действительно люди аналогичного типа, то есть опытные чиновники из других регионов или с федерального уровня, с серьёзным статусом. Есть уже некая хинштейновская клиентела – это так называемый самарский десант. Мы уже увидели несколько его советников и помощников, почти все женского пола, что уже вызывает некоторую иронию в регионе. Я не исключаю, что кто-то из них займет позиции и в управлении.
В том числе и в некоторых нишах, связанных с контролем над процессом восстановления. Хинштейну нужны свои уши и глаза (в конце января на пост первого замминистра строительства была назначена Анна Урусова из Самары – прим. ред.). Мне кажется, что самарский десант будет распределён в основном в сферах, близких лично Хинштейну. Не исключаю вице-губернаторских, вице-премьерских и министерских сфер.
Местные элиты не сказать, что будут совсем отстранены, но командные высоты занимать в части контроля над восстановлением не будут. Дальше очевидно, что Хинштейн, конечно, будет формировать свою клиентелу, как это делается всеми губернаторами новой волны.
Собственно, мы это уже увидели. Мы видим историю с Геннадием Бабаскиным (назначен заместителем губернатора – прим. ред.), с недавно назначенным министром информации Михаилом Шумаковым, когда местные игроки повышаются в статусе. И я думаю, что Хинштейн понимает, что ему нужно формировать соответствующую группу поддержки. А большое значение будет ещё иметь перестройка структуры, потому что Хинштейну и Чепику, можно так сказать, досталась старая структура, которая не является оптимальной и даже стандартизированной с точки зрения регионального управления.
Это основные тренды в кадровой политике. Да, ещё важно сказать про соотношение варягов и местных. Опять-таки ясно, что желающих ехать в Курскую область не так много. Очереди ни в центре федеральном, ни в регионах явно не наблюдается. Но понятно, что всё равно такие персонажи, как Чепик или Базаров, будут. Но в небольшом количестве. Важно понимать, что ограниченность кадрового ресурса Москвы — это вещь уже общепризнанная, она известна. Поэтому баланс между местными и «приглашёнными» в ближайшие месяцы как-то сложится.
Так значит Хинштейн все же пришел без своей команды?
Безусловно, у Хинштейна не было своей команды. Я думаю, для него приглашение в Курск было крайне неожиданным. Не будем обсуждать истории, куда он «метил», и что, в конечном счете, получил. Но факт остается фактом. Понятно, что он приехал без команды. И это, конечно, очень серьёзная проблема для него. Потому что, как я уже сказал, выстраивать отношения с местными элитами пришлось через стратегию регулярного «взбадривания». И она, конечно, с одной стороны, в тех условиях, в которых он оказался, в какой-то степени безальтернативна.
С другой стороны, эта стратегия нравится населению. При этом она, конечно, имеет свои издержки. Я надеюсь, что Хинштейн это понимает. Так что бесконечно использовать её было невозможно, как и работать с той управленческой системой, которая ему досталась в наследство от Смирнова.
И понятно, что для того чтобы решить задачи на долгосрочную перспективу — это восстановление, о котором уже говорят, и задачи развития региона, которые, в общем, никто не отменял для Александра Евсеевича, — ему, конечно, необходимо глубоко и структурно перестроить механизм управления и кадрово, и структурно.
Но понимаете, в чем проблема? Хинштейн всё-таки скорее публичный политик и действительно активный антикризисный менеджер и лоббист, о чем я говорил выше, нежели то, что можно назвать регулярным управленцем. По крайней мере, это достаточно ярко видно по этим двум месяцам.
Так что проблема в том, чтобы здесь появились люди, способные отстроить механизмы регулярного управления под те задачи, которые стоят перед регионом. А это, ещё раз: переселенцы, восстановление и развитие. И эту проблему, как я понимаю, помогает решить Администрация Президента. Назначение Чепика и Базарова это подтверждает. При этом, как я понимаю, они не являются людьми Хинштейна. Очень важно, чтобы губернатор с ними сработался. Это важный фактор эффективности будущей системы. И, конечно, поскольку никуда не деться от местных, придётся отстраивать новую систему управления с ротацией местных элит. Резюмируя, скажу, что да, своей команды не было. Её будет помогать формировать Москва, федеральный центр; также будет формироваться баланс между варягами и местными.