XV ежегодный форум ForAuto 2025 «Автомобильный рынок России. Тренды и прогнозы» прошел в Москве. Его организатором стало аналитическое агентство АВТОСТАТ, в числе стратегических партнеров – Авито Авто. Ведущие эксперты отрасли обсудили актуальные тенденции и перспективы развития отечественного автомобильного рынка.
Специалисты обозначили тренд на изменения в структуре сегментов покупателей автомобилей. Основной трафик у дилеров сейчас состоит из двух категорий покупателей: начинающих автовладельцев и клиентов с опытом покупки в салонах, ценящих престиж и комфорт. Однако идет формирование и принципиально нового сегмента потребителей. Для этой части аудитории в приоритете современные способы коммуникации и покупки, а традиционные атрибуты дилерских центров отходят на второй план. Современное поколение покупателей, которое выросло со смартфонами, демонстрирует явное отторжение традиционных методов продаж. Эти клиенты избегают личного общения и торга в дилерских центрах, предпочитая получать информацию в онлайне. По данным Авито Авто, уже сейчас доля коммуникаций через чаты у дилеров составляет 69%.
«Трансформация потребительского поведения приводит к необходимости развития новых бизнес-направлений, ориентированных на дистанционное взаимодействие. Примером такой адаптации стал сервис «Селект», обеспечивающий удаленное сопровождение клиентов и оптимизирующий прямое общение покупателя с дилером. Компании, подключенные к «Селекту», увеличивают трафик на 14%. Дилерам сегодня важно понимать, что в современном управлении клиентским путем формируется новый подход к обслуживанию. Он учитывает как традиционных клиентов, готовых к личному взаимодействию с дилерами, так и новое поколение, требующее отсутствия личного контакта в офлайне при принятии решений», – прокомментировал руководитель по развитию бизнеса B2C-кредитования Авито Авто Константин Болдырев.
По мнению экспертов, в таких условиях ключевым фактором успеха на автомобильном рынке становится способность предоставлять прозрачную и полную информацию через цифровые каналы. Сегодня дилерам важно находить бизнес-решения, которые позволят адаптироваться к трансформирующимся требованиям покупателей.
Также среди трендов, которые определяют поведение потребителей в 2025 году, специалисты выделили переключаемость между новыми автомобилями и машинами с пробегом (32% клиентов рассматривают оба варианта). Отдельного внимания заслуживает рост числа «новичков» на рынке. В 2024 году количество первых покупателей авто увеличилось на 8%.
Другие значимые тренды включают переход пользователей на агрегаторы и платформы объявлений для сравнения предложений. По данным проведенных в 2024 году онлайн-опросов посетителей дилерских центров, 81% начинают поиск на платформах объявлений, 74% заходят на Авито, при этом репутация дилера имеет значение для 59%. Важна и прозрачность условий покупки – 24% сталкиваются с непрозрачным ценообразованием. Также за год на 65% выросла популярность общения в чатах – вместо привычных ранее звонков. Кроме того, на современный авторынок влияние оказывают такие факторы, как жажда скорости в коммуникациях и трансформация ценности офлайн-опыта.