Основатель компаний Gett, ACCUMULATOR и KamaLama Дэйв Вайсер в подкасте Александра Соколовского порассуждал о неудачной сделке с Volkswagen, плюсах кризиса и продаже актива.
В 2016 году Gett привлекла внимание Volkswagen, который приобрел 25% акций компании за 300 млн долларов. Вайсер отметил, что это была важная сделка для обеих сторон, однако она не завершилась ожидаемым образом:
«Это была правильная сделка для нас и для них. Был интерес со стороны топ-менеджмента Volkswagen, они зажглись. Если бы сделка не произошла, мы бы не смогли продолжить существование.
Мы договорились о том, что они поживут год с нами, и если им понравится, как мы оперируем, то через год они выкупят оставшуюся часть. Проходит год, к нам в Израиль прилетает правая рука CEO Volkswagen, он говорит: «Ребята, все как договаривались, делаем». Рассчитывать на одну сделку может быть наивно, даже если уже сказали «да». Мы решили сделать еще одно альтернативное предложение».
В итоге Volkswagen выбрал другой путь и отказался от сделки, вложив средства в собственный проект. По словам Вайсера, важно иметь запасные варианты в таких ситуациях. У Gett было три альтернативных предложения, одно из которых – инвестиции от EuropeCar на сумму 500 млн долларов.
К 2020 году команда Gett добилась операционной безубыточности после трех лет работы над эффективностью. Несмотря на пандемию, компания смогла выжить и даже продемонстрировала положительный оборот в столь тяжелый год.
«До 2017 года мы занимались эффективностью. К 2020-му, за три года, мы достигли операционной безубыточности. Мы вернулись на рынок в тот год. Что могло пойти не так?
Но в кризис мы смогли дожать последние точки по прибыльности. Какие-то меры невозможно принять на хорошем рынке, а на плохом – как раз можно сделать. 2020 был, на самом деле, нашим лучшим годом по кэшфлоу; мы выжили», – сказал Вайсер.
А уже в 2024 году Gett была продана за 175 млн долларов, что оказалось значительно ниже первоначальных ожиданий. Вайсер ушел с поста генерального директора в мае 2022 года и покинул российский рынок из-за ухода корпоративных клиентов.
«Осознание того, что я потерял бумажный капитал, пришло ко мне через год. 2022 год был не про то, как я потерял миллионы. Он оказался полон больших проблем. Думаешь о том, как спасти компанию и о том, чтобы меньше людей пострадало. Мне повезло, что это не первый бизнес и были другие выходы. Все-таки какую-то часть капитала удалось получить в ходе сделки с Volkswagen», – подытожил он.
Такси-сервис Gett прекратил работу в России 1 июня 2022 года.