WorldClass

21 сентября 2024, 17:56
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Орловская правда // Как часы должен работать пассажирский транспорт, считают в мэрии Орла

19.07.2010 12:42
Верно говорят, что новое — это хорошо забытое старое. Впрочем, не такое уж и старое. Кому не известно, что все последние годы в мэрии Орла одним из самых популярных увлечений является реформирование системы муниципального пассажирского транспорта. Всем хотелось раз и навсегда навести здесь порядок. Но... проблема оказалась крепким орешком. Реформы заехали в тупик Надо сказать, аргументы в пользу актуальности автотранспортных перемен приводились весьма убедительные. Назовем навскидку лишь несколько наиболее расхожих.

Верно говорят, что новое — это хорошо забытое старое. Впрочем, не такое уж и старое. Кому не известно, что все последние годы в мэрии Орла одним из самых популярных увлечений является реформирование системы муниципального пассажирского транспорта. Всем хотелось раз и навсегда навести здесь порядок. Но... проблема оказалась крепким орешком.

Реформы заехали в тупик

Надо сказать, аргументы в пользу актуальности автотранспортных перемен приводились весьма убедительные. Назовем навскидку лишь несколько наиболее расхожих. Муниципальные автоперевозчики из-за хронического недофинансирования вконец загнали своих железных коней — большинство машин изношено донельзя. А конкурировать на таком металлоломе с заполонившими столицу области юркими «ГАЗелями» — просто смешно. Да и как, собственно, конкурировать с частными извозчиками, если их на городские улицы хлынуло столько, что... никто в точности — в том числе и в самой мэрии — не в состоянии даже приблизительно сосчитать эту железную конницу. Как никто не берется внятно объяснить, почему частник рулил по самым хлебным местам Орла, а муниципалы, газуя по малонаселенным маршрутам, возили воздух. Неудивительно, что борьба за прибыльный рынок транспортных услуг разворачивалась на фоне резкого ухудшения состояния безопасности дорожного движения в областном центре — количество дорожно-транспортных происшествий с участием тех же «ГАЗелей» стало принимать масштабы эпидемии...

Учитывая все эти минусы, администрация города Орла не раз и не два принимала судорожные попытки добиться-таки позитивных перемен в организации цивилизованного и безопасного транспортного обслуживания пассажиров. Именно с этой целью проводилась, например, запомнившаяся орловцам реформа с перенумерацией привычных маршрутов. Никакой пользы, кроме путаницы. Не изменили ситуацию и конкурсы на право участия в перевозках пассажиров по муниципальным маршрутам.

Увы, ни долгожданного порядка в организации пассажирских перевозок в Орле, ни жесткого контроля за выпуском на линию исправных маршруток, ни улучшения финансового самочувствия муниципальных автоперевозчиков — ничего этого не произошло. Все усилия городской власти наконец-то установить совершенно четкие, прозрачные и понятные всем участникам рынка транспортных услуг правила игры оказались тщетны. Короче, тупик.

Гонка за пассажиром

Но выезжать из него надо во что бы то ни стало. Эту непростую задачу сегодня пытается решить новая городская власть.

Аргументы в пользу актуальности перемен практически те же. Они были озвучены на состоявшемся в минувшую среду в мэрии брифинге. Открывая его, мэр Орла В.В. Сафьянов представил ситуацию так: «Сегодня мы находимся в состоянии выбора добросовестных перевозчиков на маршруты Орла». Он напомнил, что 1 марта этого года закончился срок действия контракта на право перевозки пассажиров в Орле. Получается, уже четыре месяца (!) рынком транспортных услуг в городе безраздельно правит хаос?

Возможно, в других сферах железная рука рынка и способна что-то отрегулировать и упорядочить, но, как показывает практика, организовать цивилизованное обслуживание пассажиров — вряд ли. Поэтому мэрия в качестве альтернативы транспортному бардаку решила использовать открытый конкурс перевозчиков. Он завершится 31 июля. Чтобы с первых чисел августа право транспортного обслуживания населения по регулярным маршрутам муниципальной маршрутной сети города Орла получили достойные перевозчики.

Принимая решение о проведении конкурса, подчеркнул В.В. Сафьянов, «мы руководствовались действующими на сегодняшний день правовыми актами». Это и 131-й Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления», который предоставляет соответствующие полномочия администрации города, и Федеральный закон о безопасности дорожного движения, и утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 года № 112 «Правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», и Устав автомобильного транспорта, а также Устав города Орла.

Вспомнил мэр и о мощном «стимуляторе» — «большом количестве обращений от жителей Орла о необходимости улучшения перевозок, повышения их качества, соблюдения графиков движения, интервалов».

В общем, в деле транспортных перевозок в областном центре пора наводить порядок. И планка должна подняться очень высоко. «Мы хотим, — сформулировал конечную цель В.В. Сафьянов, — чтобы в городе Орле транспорт работал так, как работают часы на башне Кремля».

Заместитель главы администрации города Орла В.М. Бахтин и исполняющий обязанности начальника управления по транспорту и дорожному хозяйству мэрии В.А. Гришаков более детально осветили для журналистов транспортную политику городской власти. По их словам, муниципальный общественный транспорт по-прежнему является одним из основных элементов в городской инфраструктуре. И это очень важная деталь в свете быстро набирающего обороты коммерческого транспорта, ибо является сдерживающим фактором роста транспортного тарифа. Никто также не снимал с муниципалов социальную нагрузку по обеспечению льгот для отдельных категорий граждан.

Как известно, в Орле два муниципальных предприятия пассажирского транспорта — МУ «ПАТП-1» и МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие». Ежедневно на городские маршруты выходит порядка 600 единиц транспорта, в том числе 67 троллейбусов, 41 трамвай и 69 муниципальных автобусов, а также более 420 автобусов частных перевозчиков. То есть доля частного транспорта составляет порядка 70%. Явный и нездоровый перекос.

Наличие перевозчиков-нелегалов, у которых нет соответствующих договоров с администрацией города Орла на перевозку пассажиров по маршрутам, создает подобие броуновского движения. Каждый сам себе хозяин. Каждый по своему коммерческому наитию выбирает маршрут следования. По сути, работа муниципального транспорта оказывается дезорганизованной. В таких условиях трудно говорить о высоком уровне и качестве работы «муниципалов», а также о сколько-нибудь значимых показателях сбора доходов на маршрутах.

Еще на одну болезненную проблему указали выступавшие. Автобусы пригородных маршрутов часто дублируют работу городского транспорта, производя посадку-высадку пассажиров на каждом городском остановочном пункте. Это создает заторы, отрицательно влияет на скорость сообщения, на безопасность перевозок. И, конечно, на объем выручки на городских маршрутах. Как сказал Б.М. Бахтин, «пропадает возможность работать по графику, начинается гонка за пассажиром».

А раз муниципалы привозят из рейсов по городским маршрутам мало выручки, у них и зарплата будет пожиже, чем у независимого частного маршруточника, и текучесть кадров на предприятиях муниципального пассажирского транспорта повыше...
Проигрывают муниципальные предприятия гонку за пассажиром частнику и в силу испытываемой ими большей налоговой нагрузки, чем частные предприятия. Индивидуальные предприниматели платят единый налог на вмененный доход. У них нет затрат на перевозки льготников, выше тариф на перевозку платной категории пассажиров, нет затрат на содержание зданий и сооружений (административные здания, ремонтные базы).

Все эти проблемы в совокупности плюс дефицит городского бюджета, который в условиях кризиса весьма скупо «подкармливает» муниципальные предприятия транспорта, и произошла постепенная сдача рынка транспортного обслуживания населения частнику.

— С целью упорядочения работы городского пассажирского транспорта подготовлен и объявлен к проведению открытый конкурс среди перевозчиков на право транспортного обслуживания населения по регулярным маршрутам муниципальной маршрутной сети, говорит В.М. Бахтин. — Проведение конкурса позволит, в первую очередь, навести порядок в работе всего транспортного комплекса города, а также привести в соответствие с нормативными правовыми актами автотранспортные пассажирские перевозки, при этом проведя определенную работу по выявлению нелегальных перевозчиков и привлечению их к административной ответственности. Созданная при администрации межведомственная комиссия по проверке качества предоставления транспортных услуг, в состав которой входят в том числе и представители ГИБДД, сразу же после конкурса активизирует свою деятельность.

Это, простите, бардак

Куда более резкую оценку сложившейся в городе ситуации с автотранспортными перевозками дал советник мэра Орла Е.Н. Вельковский. В свое время он сам возглавлял крупнейшее орловское муниципальное транспортное предприятие, поработал и мэром города, поэтому хорошо знал, о чем говорил. По словам Ефима Николаевича, транспортное обслуживание населения Орла сегодня не выдерживает никакой критики. Особенно в части безопасности перевозок. Несмотря на то, что никто не отменял правила, запрещающие на неисправном автомобиле выходить на линию, то и дело в сводках ДТП как основная причина аварии фиксируется неисправность транспортного средства. Шныряющие по городу частники-нелегалы вряд ли знают, что такое обязательный медицинский осмотр перед выходом в рейс. Как и тоже предусмотренный правилами непременный техосмотр автомобиля.

Да что там подвижной состав, у нас, заметил Е.Н. Вельковский, сейчас нет даже нормальных остановок, нет указателей с расписанием и интервалами движения автобусов. «Это вообще нонсенс! — считает советник мэра. — Ведь если посмотреть на эти вещи с точки зрения безопасности движения, то нужно закрывать все маршруты. Немедленно».

Никто толком не знает, сколько автобусов ходят по тому или иному городскому маршруту. Это, простите, бардак.

Нет, как заверил В.В. Сафьянов, мэрия не намерена, принимая кардинальные решения об урегулировании пассажирских перевозок, нарушать действующие законы, например, о конкуренции или поддержке предпринимательства. «В этой нише могут работать все, — сказал он. — Но закон один для всех — и для государственных унитарных предприятий, и для муниципальных предприятий, и для коммерческих».

Еще важное замечание мэра по поводу изгнания из Орла

«ГАЗелей». Это не так, заверил В.В. Сафьянов, «вопрос не стоит так: убрать «ГАЗели». Виноват тот, кто ими управляет. К сожалению, иногда таким транспортным средством управляет неуч, который приводит к дорожно-транспортным происшествиям, порой с массовой гибелью людей». Он также сообщил, что уже формируется адресная программа по остановочным павильонам. Действительно, они должны отвечать всем необходимым требованиям.

Пусть победит достойный

Итак, конкурсный отбор должен обеспечить безопасность дорожного движения и наличие добросовестной конкуренции на рынке муниципальных пассажирских перевозок. Доминирующее положение частных перевозчиков на городских маршрутах должно уйти в прошлое. Точного количества частных извозчиков сегодня никто назвать не может, но, по имеющейся информации, их на городских маршрутах работает более 600. «Мы, — заявил В.М. Бахтин, — предоставляем всем перевозчикам равные условия для участия в конкурсе — чтобы были отобраны лучшие. На конкурс выставляется порядка 44 маршрутов, где будут допущены не менее 310 единиц автотран­с­портных средств для пассажирских перевозок. В дальнейшем после проведения конкурсного отбора мы предметно займемся изучением пассажиропотока, дополнительным реестром маршрутной сети для того, чтобы там, где будет появляться необходимость разрабатывать паспорт на конкретные маршруты, проводить дополнительные конкурсные отборы и привлекать частных перевозчиков».

Мэр несколько раз повторял, что этот конкурс не ущемляет ни одного предпринимателя — можно всем участвовать. Но требования, которые предъявляются законом к перевозчикам — для всех одинаковы и должны выполняться. Система пассажирских перевозок в Орле должна строиться в правовом поле. Участниками этого процесса являются многие тысячи людей. И необходимо обеспечить их безопасность. Поэтому здесь не должно быть никакой самодеятельности: хочу еду — хочу нет, хочу привожу в порядок автобус — хочу еду без тормозов...

— Если кто-то проиграл конкурс... Что ж, значит, он проиграл, — подвел черту В.В. Сафьянов. — Выиграет сильнейший. Все входит в правовое поле. Нравится это кому-то или нет, но закон превыше всего. Порядок должен быть обеспечен, безопасность пассажиров должна быть гарантирована. Это главное условие. Эту задачу поставил перед нами и губернатор области. И мы ее решим.

Орловская правда, 17 июля 2010 г.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0