30 мая 2025, 06:27
Экономические деловые новости
Экономические деловые новости
Экономические деловые новости

«Если не отругали, значит хорошо работаем»: министр дорог Воронежской области о том, почему чиновников редко хвалят

28.05.2025 15:20
Автор:
«Если не отругали, значит хорошо работаем»: министр дорог Воронежской области о том, почему чиновников редко хвалят
Министр дорожной деятельности Воронежской области Максим Оськин в откровенном разговоре рассказал о корпоративной культуре власти, советском наследии и новых технологиях.

Дорожный фонд Воронежской области в 2025 году достиг рекордных 34,5 млрд рублей, но до сих пор не победил перегруженный сельскохозяйственный и иной транспорт, уничтожающий дороги. Министр так же рассказал о первых шагах по созданию большого воронежского кольца.

О масштабах работ, нагрузке на дороги и состоянии мостов

— Максим Анатольевич, какое хозяйство досталось Воронежской области в наследство от советских времен?

— Нам досталось разветвленное хозяйство — 9 тысяч километров региональных дорог и 21 тысяча местных дорог. Все это было построено в советское время. По плотности дорог мы занимаем третье место в стране, а в ЦФО — пятое место по протяженности. Это говорит о высоко развитой нашими предшественниками транспортной инфраструктуре.

— Какие приоритетные задачи Вы ставите перед собой?

— Основная — восстановление и повышение несущей способности дорог. Нужно привести их в нормативное состояние. Многие дороги заканчиваются после населенного пункта, и там ничего живого не осталось из-за сельхозтехники. Совершенно иная категория транспортных средств сейчас используется, с повышенной грузоспособностью, совершенно отличные от предыдущего условия экономического роста, разительно отличается интенсивность транспортного потока – все это значительно сокращает срок службы конструкции дорожной одежды, рассчитанной и спроектированной совершенно под другие параметры.  Люди часто спрашивают: «Когда же вы у нас сделаете ремонт?». Мы определяем приоритеты по интенсивности движения, это одна из основных проектных величин. Если есть устойчивые экономически направленные связи, имеется концентрация объектов жизнедеятельности и социального обслуживания населения, , большое количество автомобилей и перевозчиков,  а значит и количество проживающего на территориях населения — это дорога-приоритет. Федеральный центр также ставит параметр интенсивности на первое место.

— Насколько выросла нагрузка на дороги за последние годы?

— Интенсивность кратно возросла, автопарк тоже. Все советские дороги проектировались на нагрузку 10,5 тонн, а сейчас мы имеем 40, 50, 60 тонн. Конечно, от них ничего не останется. Как я уже говорил, особенно страдают дороги от сельхозтехники.  Например, грузовая перевозочная техника с полуприцепами и прицепами наращивает борта в два-три раза. Мы много с ними ругаемся из-за веса и габаритов, ведь люди приходят с претензиями не к сельхозникам, а к нам: «Ваша же дорога пострадала, вывозя свеклу осенью и засевая весной!». Мы регулярно обостряем вопрос с недобросовестными перевозчиками, особенно с теми, кто не стесняясь закрывает или делает нечитаемыми государственные регистрационные знаки – они и есть потенциальные разрушители дорог, с чего бы им надо было что то скрывать.

— Как Вы можете охарактеризовать ситуацию с мостами в регионе?

— У нас 516 мостов. Запас прочности и долговечности имеется, потому что в советское время их очень строили добросовестна и на десятилетия. С аварийными объектами мы разобрались, но сейчас у нас есть ряд тревожных моментов, где ситуация близка к предаварийной в силу износа, нагрузки и срока службы. Мы на них реагируем и своевременно готовимся к соответствующим мероприятиям – комиссионно обследуем, делаем инструментальную оценку, заказываем проекты, планируем строительно-монтажные работы. Мостовые организации сильно пострадали в нулевые и десятые годы — не было работы, специалисты в основном занимались только крупными федеральными объектами. Сейчас появляются новые технологии: современные композитные материалы, проектные решения по исполнению отдельных узлов, металлические мосты, комбинированные надвижки и т.д.

Финансирование и приоритеты

— Каков объем дорожного фонда в этом году?

— В 2025 году дорожный фонд составляет около 34,5 млрд рублей. Он формируется из акцизов, транспортных налогов, штрафов и федеральных поступлений – это порядка более 20 млрд рублей, из которых федеральные поступления составляют примерно 3,6 млрд рублей. Губернатором Александром Викторовичем Гусевым обращается особое внимание на реализацию проектов и мероприятий в транспортной инфраструктуре, им принимается решение о выделении дополнительных средств из общей части бюджета, и в этом году это составило свыше 10 млрд, которые будут направлены как городскому округу город Воронеж, так и в муниципальные районы, и на региональную дорожную сеть.

— Как распределяются эти средства?

— Около 11-12 млрд тратится на Воронеж. Это капиталоемкие объекты, ремонты магистральных улиц, а также ремонт частного сектора. На муниципальные районы и местные дороги выделяется 6 млрд. На мосты, путепроводы и капитальные ремонты региональной сети — около 5,5 млрд, этого хватает на ремонт 350-400 км дорог. На безопасность тратим примерно 1 млрд — это освещение, тротуары, обустройство пешеходных переходов, павильоны, заездные карманы. На содержание автомобильных дорог уходит 4 млрд, а на фотофиксацию и весогабаритный контроль — около 2 млрд.

— А как обстоят дела с ремонтом сельских дорог?

— Принято решение, что пока мы не сделаем самую последнюю значимую для жителей дорогу, эта программа будет существовать. Люди говорят: «Сколько мы жили после постройки дорог в советское время без ремонта их, когда же мы увидим нормальные дороги?». Это важно для доступа скорой помощи, автолавок. Например, в Каширском районе, в селе Запрудское, которое раньше было огромным, с сельпо, амбулаторией, садом и колхозом, автолавка в распутицу не доезжала и останавливалась там, где заканчивался асфальт, не заезжая в глубь села. Таких примеров очень много. Из 21 тысячи местных дорог уже сделано порядка 6 тысяч. Ремонтируем в первую очередь приоритетные улицы, где расположены храмы, школы, соцобъекты, а также школьные маршруты и маршруты пассажирского транспорта.

— Сколько средств выделяется на ремонт местных дорог?

— В этом году губернатор выделил 6 млрд рублей на местные дороги. В прошлом году было 5 млрд, а начинали вообще с 1-2 млрд в 2017 году. То есть финансирование выросло почти в 6 раз. Есть также федеральная программа поддержки сельхозтоваропроизводителей — КРСТ («Комплексное развитие сельских территорий»). Туда входит строительство водозаборов, водопроводов, электрика, домов для специалистов и дороги. В позапрошлом году на это было выделено 800 млн, но в прошлом году сумму секвестировали до 140 млн.

О крупных проектах и проблемах городской инфраструктуры

— Какие крупные дорожные проекты реализованы и будут реализованы в Воронеже?

— Прежде всего, это строительство дороги, соединяющей улицы Шишкова и Тимирязева, с продолжением развязки в районе остановки «Берёзовая роща». Там планируется организация подземного перехода для маломобильных граждан. Не менее важный проект — строительство Остужевской развязки. Мы приступили к очередному этапу. Понимаем и переживаем за неудобства, которые возникают в связи со строительством. Трафик здесь огромный.

Также решается вопрос о транспортной доступности промзоны в районе алюминиевого завода на левом берегу. Когда на М-4 строился платный обход Воронежа, съезд и выезд в эту промзону перекрыли, и транспортный поток попадал на улицу Землячки по загруженным городским магистралям. Принято решение, организовать развязку, чтобы грузы не заходили в город. 

— Расскажите о проекте большого воронежского кольца.

— «Закольцовка» города предусмотрена генеральным планом. Проект дорогостоящий, поэтому планируется привлекать федеральные средства — как специальные казначейские, так и инфраструктурные кредиты. Пока мы можем только мечтать о строительстве двух новых мостов. Большое кольцо получится в результате строительства двух мостов: одного между Вогрэсовским и Левобережными очистными сооружениями, второго — в районе намывных территорий около водоподъемной станции. Это позволит разгрузить увеличившийся трафик на Новосибирской и Лебедева.

А вот связующие объекты начинаем вести работу по изысканиям, предпроектным проработкам и самим проектам – получено добро от курирующего вице-губернатора Сергея Борисовича Трухачева. Реконструкция транспортной развязки с ул.Антонова-Овсеенко, строительство дороги с путепроводом через ж/д пути по ул.Циолковского, реконструкция дороги по ул.Дубровина, въездные группы со стороны ул.Остужева и ул.Острогожская и т.д..

— С какими проблемами Вы сталкиваетесь при реализации городских проектов?

— Очень скудное пространство для развития. Если поднимаемся где-то в болевых точках наверх — это вынужденная мера. Они дорогие, конечно. Сейчас реорганизуем схему организации. Нужно строить, например, с Циолковского с переходом через железнодорожные пути на Илюшина, на «Озерки». Часть из тех, кому нужно в Советский район, с Димитрова уйдет туда. Антонова-Овсеенко однозначно нужно развивать. Народ, который едет оттуда, в пятницу вообще не может выехать, выезд из города в сторону Москвы стоит.

Технологии и контроль качества

— Какие новые технологии применяются при ремонте дорог?

— Мы начали применять новые материалы с улучшенными характеристиками по прочности, морозостойкости, водонасыщению. Используем полимерные добавки, которые предотвращают преждевременное образование колеи, трещин и делают материал более эластичным. Новый материал стоит примерно на 5-10% больше обычного, но адгезионные свойства значительно улучшаются, а температура хрупкости снижается, материал становится менее восприимчив к перепадам температур, а также к максимальным и минимальным значениям. Ожидаем, что срок службы верхних слоев покрытия увеличится до 7 лет при обеспечении водоотведения и качественного зимнего и летнего содержания.

— Как изменился подход к ремонту дорог за последние годы?

— Раньше ямы забивали кирпичами, понятно – все упиралось в финансирование. Мы стараемся уйти от практики ремонта дорог осенью. Задача — делать переходящие контракты, чтобы организации зимой запасались материалами, битумом, готовили технику и к сезону и уже знали, куда они идут, в каком порядке выполняют работы, где выстроить приоритет, как распределить силы и ресурсы.

— Как осуществляется контроль качества ремонта?

- Система выстроена с учетом проведения входного контроля материалов, операционного контроля на линии, контроля работы асфальтобетонных заводов (их более 20), лабораторного и приемочного контроля. В этом году дорожниками была приобретена дорогостоящая установка по изготовлению полимерного битума, в Хохле имеется аналогичная. По оснащению специализированной дорожной техникой все – основные организации – их более 25, проблем не имеют. То есть потенциал для реализации мероприятий у дорожников региона имеется неплохой. Если подрядчики некачественно выполняют работу, мы заставляем их переделывать. В прошлом году были участки ремонта дорог, порядка 11 км, выполненные некачественно, их переделывали.

Основная проблема — человеческий фактор, профессионализм исполнителей. Например, водитель катка должен делать определенное количество проходов. Если он делает другое количество проходов или использует не тот тип катка, появляется волна. Также важно правильно доставить асфальтобетон, чтобы он не остыл. Если последняя партия подостынет, пострадает уплотнение покрытия. И много других нюансов. Это ответственность инженерного и мастерского состава, который должен правильно организовать процесс.

Безопасность и интеллектуальные системы

— Какие меры принимаются для повышения безопасности дорожного движения?

— На безопасность тратим около миллиарда рублей в год. Это освещение, тротуары, комплексное обустройство пешеходных переходов, павильоны, заездные карманы. Делаем совместные планы с территориальными отделениями ГИБДД. За последние годы количество комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения увеличилось в 3 раза и сейчас составляет 372 единицы. Для обеспечения сохранности региональных дорог ввели в эксплуатацию 9 автоматических постов весогабаритного контроля.

— На каком этапе находится внедрение интеллектуальной транспортной системы?

— Это один из проектов, который на слуху. Система создается в рамках трехлетней программы, входящей в нацпроект. Основная цель — помочь Воронежу избавиться от пробок и улучшить транспортное обслуживание населения. Сейчас мы закупаем детекторы, чтобы контролировать движение маршруток, которые нарушают правила и обгоняют как хотят. Планируем обновить разметку и установить камеры на всех полосах для движения общественного транспорта.

Полностью закольцованная, централизованная система организации дорожного движения и светофорного регулирования еще в процессе создания. Пока мы не подключим каждый светофорный объект, перекресток, пешеходную секцию, актуализируем проекты организации дорожного движения, не поймем где проблемные места в транспортном обслуживании населения и в заторовых явлениях, система не заработает в полную силу. На это потребуется еще минимум полтора года.

— Каких результатов в совершенствовании дорожного хозяйства удалось достичь за последние годы?

— За 6 лет в рамках только мероприятий нацпроекта в Воронежской области отремонтировали более 1900 км автомобильных дорог. На эти цели из средств консолидированного бюджета направили более 34 млрд рублей. По итогам 2023 года регион занял 11 место среди субъектов РФ и 2 место среди субъектов ЦФО по показателю «Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям». Кроме того, за время реализации нацпроекта отремонтировали 34 моста и путепровода, в том числе капитально — все крупные мостовые переходы через реку Дон.

— Какие планы на ближайшие годы?

— К концу этого года мы подойдем к отметке отремонтированных дорог и в рамках нацпроекта и вне его рамок - порядка 3,5 тысяч километров дорог из 9 тысяч региональных. Считаем, что задача минимум – это капитально отремонтировать 6 тысяч км дорог, составляющих наш каркас, так называемую основную опорную сеть. Это и будет нашей задачей на ближайшие годы. В то же время не забываем и о мостовом хозяйстве. Остальные дороги будем поддерживать в рамках содержания.

В 2025 году планируется отремонтировать первым этапом 250 километров региональных автотрасс практически во всех районах области. Продолжится работа по комплексному обустройству пешеходных переходов, восстановлению барьерного ограждения, освещения и тротуаров вдоль трасс, установке остановочных павильонов. Будут профинансированы и капиталоемкие объекты инфраструктуры в Воронеже — такие как третий, завершающий этап реконструкции Остужевской развязки и дублер Московского проспекта.

— И последний вопрос: Максим Анатольевич, за что Вас чаще всего хвалят?

— Самая большая для нас похвала – когда сделали работу и нареканий нет. Когда сделали полезное дело и знаем, что делали это для наших жителей. Благодарят – когда оперативно среагировали, звезды сошлись, быстро сделали. Иногда так – стоит задача и на первый взгляд не знаешь, как к ней подступить, как организовать. Но это только на первый взгляд. С задачами мы привыкли справляться, выход из любой складывающейся ситуации есть. Мы рассуждаем таким образом: если не отругали, то считаем, что достигли какого-то уровня зрелости или запустили механизм решение проблем. Это как у связистов — когда связь есть, их не замечают. Значит, все хорошо.

Комментарии 0