Законодательство относит к таким водные АЗС. И монополист в Воронеже здесь – известная сеть партнера Кухаренко по СМИ «Калина ойл», которая не славится прозрачностью и законопослушностью.
«Русло реки Воронеж от Чертовицкого моста до границы с Липецкой областью под предлогом сохранения экологии вообще бессрочно закрыли для маломерных судов мощностью выше 25 л.с., хотя в Липецкой области движение по реке Воронеж открыто», – возмутился общественник Дмитрий Кухаренко, приложив к изобличительному посту фотографии, сделанные... как раз-таки с катера.
«Может, прокурор Воронежской области Николай Саврун сможет прокомментировать перед своей стремительно приближающейся отставкой данные законодательные инициативы и контроль за их исполнением?» – задал Кухаренко публичный вопрос в своем канале.
Интересно, что, озаботившись вопросами экологии, активист забыл про опасный объект своего партнера Валерия Борисова, владельца сети АЗС «Калина Ойл». «Водная» станция компании сразу по нескольким причинам может навредить экосистеме реки Воронеж и Воронежского водохранилища – даже на городских заправках вокруг много остатков нефтепродуктов.
Особую актуальность вопрос заботы о природе приобрел в контексте заявления министра экологии Натальи Ветер, которую процитировало издание самого Кухаренко.
«На любую деятельность, которая связана с водными объектами, требуются наши санкции – это либо временное решение на пользование водным объектом, либо договор водопользования. Все наши водные объекты являются федеральными, штрафные санкции очень высокие. Хочу обратить внимание, сейчас идут судебные процессы и суммы штрафов доходят до 1 млрд рублей. И это, например, за незаконное строительство береговой линии, изменение русла реки и пользование водным объектом. При этом судебная практика всегда исключительно на стороне природоохранного законодательства», – отметила Наталья Ветер.
Бизнес-издание «Абирег» недавно проанализировало финансы и налоги «Калины Ойл», что показало, что компании не самые открытые и законопослушные. В 2024 году совокупная выручка компаний группы составила около 1,5 млрд рублей – на 20 % ниже показателей 2023 года. Рентабельность по чистой прибыли находится на критически низком уровне. Минимальная чистая прибыль при большой выручке вызывает вопросы. А управляющая компания на упрощенке – вообще красный флаг по дроблению бизнеса.
На этом фоне вопрос законной деятельности плавучей АЗС вполне прагматичный. Есть ли лицензия на право осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности? Если ее нет, то это создает опасную ситуацию для всех членов экипажа. Также в соответствии со статьей 11 Водного кодекса РФ использование акватории водных объектов осуществляется только на основании договора водопользования.
Любое нарушение обернется для «Калины Ойл» неприятными последствиями. Деятельность без лицензии наказывается штрафом 400 тыс. рублей, загрязнение воды – штрафом от 150 до 300 тыс. рублей, использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности – штрафом от 200 до 400 тыс. рублей. Если лицензия обязательна, а предпринимательская деятельность сопряжена с извлечением дохода, то это основание для уголовного дела.
Впрочем, к последнему Валерию Борисову не привыкать – в 2020 году он вышел из тюрьмы по УДО. Бизнесмена осудили за мошенничество с НДС на сумму около 65 млн рублей. Также ООО «Яхт-клуб Акватория», контролируемое его семьей, продолжает судебные споры с властями по легализации своей деятельности на набережной. В мае компания получила отказ министерства имущественных и земельных отношений в изменении разрешенного использования участка с производственной базы на водный транспорт.
Своевременно оценивать состояние водных экосистем и соблюдение предпринимателями ограничений и запретов должны Воронежская межрайонная природоохранная прокуратура (руководитель Андрей Мостовец), Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по ЦФО (руководитель Сергей Ромазанов) и Верхнедонской отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства (Александр Бодров) ну и, конечно, Министерство экологии Воронежской области (Наталья Ветер). «Абирег» направил в профильные ведомства запросы, чтобы убедиться в законной деятельности плавучей АЗС «Калины Ойл».