Зумеры, или представители поколения Z – это люди, рожденные в период с 1997-2010 годы. Они не представляют жизнь без интернета, уделяют особое внимание своему психическому здоровью, отличаются креативностью и толерантностью. Зумерам сейчас в среднем по 20 с небольшим, они активно выходят на рынок труда. При этом работодатели выделяют ряд черт, которые отличают зумеров от миллениалов и представителей других поколений – как в лучшую, так и в худшую сторону. «Абирег» пообщался с бизнесменами и рекрутерами, чтобы узнать, правдивы ли стереотипы о зумерах в духе «ушли на обед и не вернулись» и действительно ли их отличает особое свободолюбие.
Не готовы подчинять жизнь работе
В первом квартале 2025 года россияне разместили или обновили на сайте HeadHunter почти 10 млн резюме, при этом 34% из них (более 3,3 млн) пришлись на поколение людей, которые родились после 1995 года, то есть – постмиллениалов или зумеров. Об этом «Абирегу» сообщили представители сервиса. Отмечается, что у зумеров большие карьерные амбиции. Но они скорее предпочтут комфортно встроить работу в свою жизнь, чем подчинить всю жизнь работе.
Основные критерии привлекательности компании для молодых соискателей –комфортные условия труда, высокая зарплата, классная команда и дружелюбная среда. Большая часть опрошенных соискателей (53%) рассчитывает на начальную зарплату 50–100 тысяч рублей. 14% ожидают, что им будут платить от 100 до 150 тысяч рублей. При этом большинство из них либо не имеют опыта работы, либо он менее года.
Несмотря на то, что деньги для этой категории – один из приоритетов, 32% не станут работать в компании, если их не устраивает эмоциональный фон, даже если там хорошо платят. Большинство работодателей (52%) понимают, что гибридный формат работы – самый эффективный в случае с зумерами, однако предложить это могут только 21% участников исследования.
«Мы видим, что зумеры охотнее откликаются на вакансии с гибридным форматом, стажировки с перспективой трудоустройства и прозрачной системой роста. Но даже это не сработает без среды, где ценится обратная связь, а сотрудники чувствуют вовлеченность. Зумеры воспринимают работодателя так же, как цифровой сервис: важно, чтобы было быстро, удобно и прозрачно», – комментирует Ксения Степанова, HRD Skillaz.
Задержки в найме и отсутствие понятной коммуникации – один из главных факторов отказа. Уже сейчас, по данным hh.ru, 67% соискателей отказываются от оффера, если процесс найма занимает больше двух недель.
HRD ООО «АЕДОН» Надежда Япрынцева рассказала «Абирегу», что считает одной из главных особенностей зумеров «клиповое мышление».
«В этом можно увидеть нечто негативное, но для меня это означает, что такие ребята умеют быстро ориентироваться и легко переключаются между задачами. А еще это поколение про ценности и смыслы. Их ключевой вопрос – «зачем». Зумеры – это первая группа, которая с детства имеет доступ к смартфонам и соцсетям. Ребята относятся к работе как к увлечению и не делают из нее культ. Они против переработок, но вовлечены в процесс и готовы брать на себя ответственность. Для них важно иметь возможность выразить себя. И чаще работа для них – не способ заработать, а возможность воплотить свои идеи в жизнь. Кроме того, для них важны дом и уют, здоровье и комфорт во всем», – говорит Надежда Япрынцева.
«Копают вширь, а не вглубь»
Директор по коммуникациям занимающейся разработкой ПО компании ITentika Евгения Васильева считает, что зумеры более уверены в себе, быстрее адаптируются и мгновенно реагируют на новые ситуации. Молодые люди легко работают с современными технологиями, включая искусственный интеллект, и быстро внедряют их в повседневную работу.
«Зумеры владеют гораздо большим количеством информации по сравнению со старшими коллегами. Но копают они вширь, а не вглубь. При этом их креативность и нестандартное мышление помогают нам оставаться конкурентосособными и не дают расслабиться миллениалам», – говорит Евгения Васильева.
Сейчас в компании порядка 20% зумеров, и количество молодежи растет. На работу берут начинающих специалистов, которые готовы учиться и развиваться, и с первого дня полноценно встраивают их в работу над клиентскими проектами.
«По нашему опыту, мемы про зумеров – это правда. Они не терпят рутины и бюрократии, им сложно долго концентрироваться на монотонных задачах из-за короткого фокуса внимания. Зато они очень гибкие и открытые к изменениям, что особенно ценно для IT-компании, где технологии и процессы меняются постоянно», – делится наблюдениями Евгения Васильева.
Сложности в работе с зумерами работодатели связывают с их высокими требованиями. Они не любят строгие правила и иерархию, предпочитая видеть в руководителях наставников, готовых поддерживать и давать честную обратную связь. При этом они быстро учатся, легко налаживают контакты и готовы менять направления деятельности.
«Считаем, что у IT-компаний есть фора перед бизнесами более жесткой субординацией и бюрократией. Все вышеперечисленное не кажется нам странным. Гибкий график, возможность удаленной работы, готовность обучать и предоставлять наставника, взаимопомощь и открытость всех процессов и коммуникаций – наши базовые настройки», – говорит Васильева.
Зумеры активно вливаются и в производственные сферы. Валентина Помацуева, директор по управлению персоналом и социальным вопросам АО «Павловск Неруд», специализирующегося на добыче и производстве гранитного щебня, рассказала «Абирегу», что на предприятии сейчас работает чуть больше 90 человек, которых можно отнести к поколению зумеров. Плюс ежегодно на практику приходят по 60-70 учащихся ссузов.
«В основном это сообразительные, умные, ответственные ребята. Они не боятся физического труда и умеют работать руками. Самое главное, что мы для себя поняли – за каждым из ребят нужно закрепить грамотного наставника. Такого, чтобы он смог стать для молодежи авторитетом. Наставники оказывают помощь зумерам на первом этапе адаптации в коллективе и четко объясняют производственные задачи. Когда есть понятные требования и правильно заданы сроки по ним – ребята успешно с ними справляются», – говорит Валентина Помацуева.
При этом на предприятии поделились лайфхаком, который был выявлен при работе с молодыми специалистами – они очень ценят геймификацию процессов. Поэтому в нескольких подразделениях было решено регулярно проводить внутренние мини-соревнования, результаты которых объявляются в корпоративных чатах.
«Для нас это практически ничего не стоит – а ребята искренне радуются, получая то, что они называют «ачивками», – отмечает Валентина Помацуева.
«Внутренняя гармония важнее карьерного роста»
Основатель сети «Культурно коротко» Никита Татаринский считает, что зумеры не работают с такой отдачей, как миллениалы.
«На мой взгляд, поколение 30-40-летних работает эффективнее. Они более целеустремленные, потому что росли во время, когда в стране все было плохо и надо было уметь вертеться. У них другой подход к работе. Плюс зумеры хуже мыслят стратегически. Грубо говоря, сотруднику в 22 года ты не объяснишь, в чем прелесть официального трудоустройства. Он говорит: «Лучше оформите меня неофициально, но платите больше». Хотя, наверное, в 20 лет мы все мыслили немного другими категориями. Но мне все равно кажется, что мы были другими в их возрасте. Больше вкалывали и отдавались процессу», – отметил ресторатор в беседе с «Абирегом».
При этом в команде «Культурно коротко» немало зумеров, во многом благодаря которым сеть стала столь популярной. Никита Татаринский говорит, что успеха удалось добиться благодаря лояльному отношению и при этом – строгому контролю.
«Например, мы, в отличие от многих заведений, не штрафуем за разбитые стаканы. Мы честны перед сотрудниками с точки зрения закона и выплаты зарплат. У нас есть возможность развиваться, подниматься по карьерной лестнице. Хотя я не до конца понимаю, насколько зумерам важен карьерный рост. Мне кажется, меньше, чем миллениалам. Им важнее внутренняя гармония», – считает ресторатор.
«Мы хотим получать реальный опыт, а не перекладывать бумажки»
Представитель поколения Z, 22-летния Виктория, рассказала «Абирегу», что для ее ровесников работа играет очень важную роль.
«У нас в группе 16 человек, не работает только один. Мне кажется, у нас очень ответственное поколение. При этом самое важное в работе для нас – не признание, а нормальное отношение со стороны руководства – как к полноценным сотрудникам, которые могут выполнять задачи разного уровня сложности. Нам важно получать реальный опыт, а не просто сидеть в офисе и перекладывать бумажки с места на место», – поделилась Виктория.
Также собеседница подтвердила, что для зумеров очень важен гибридный график и соблюдение work-life balance – чтобы было время пожить для себя. В противном случае зумеры с легкостью увольняются.
Обратная связь и уважение к границам
Надежда Япрынцева выделяет ряд инструментов, которые могут помочь руководителям в работе с представителями поколения Z:
- Прозрачность. С ними не работают закрытые решения и «потом объясним» не работают. Им важно понимать смысл.
- Частая обратная связь. И возможность честно сказать: «Я не понял то-то» или «Я устал, я больше не могу». И понимать, что их за это не накажут, а, наоборот, предложат помощь.
- Возможность влиять: на продукт, на воплощение идеи, на итоговый результат.
- Уважение к границам и гибкость. Парадокс вот такой. С одной стороны «не пиши мне после 18:00», с другой – возможность работать в своем темпе и режиме.
- Возможность быть собой. Отсутствие дресс-кода – это новый черный. Культура без токсичности и давления.
- Понятная система оплаты. Чем больше конкретики, тем лучше.
При этом HRD ООО «АЕДОН» считает, что подход надо искать не к одним только зумерам, так как сейчас на рынке труда находятся сразу три поколения: икс, миллениалы и зумеры. Все имеют свои сильные и слабые стороны.
«Самая крутая команда – это та, в которой роли распределены по сильным сторонам. Представители поколения икс, к примеру, сильны в стратегии, миллениалы – в кроссфункциональных проектах, зумеры – в agile-подходах. Поэтому самая важная рекомендация, на мой взгляд, – не бояться людей, которые чем-то отличаются от вас. Давать шанс коллегам услышать друг друга. Помнить, что каждое поколение несет свою ценность. И не забывать о том, что теория поколений – это только теория, а жизнь шире. Каждый человек индивидуален и может не укладываться в установленные рамки», – говорит Япрынцева.