Банк ВТБ рассматривает возможности участия в проектах в рамках государственно-частного партнерства в 21 регионе России. Такое заявление в ходе ПМЭФ-2025 сделал член правления ВТБ Виталий Сергейчук. Речь о сферах образования, промышленности и IT. В настоящее время для реализации новых инициатив ведется диалог с региональными властями.
Виталий Сергейчук отметил, что на форуме была заложена «символическая свая» и да старт реализации следующего этапа Широтной магистрали скоростного движения в Ленинградской области. ШМСД является одним из главных звеньев каркаса городских магистралей, которое соединит ЗСД с КАД и трассами на территории Ленобласти, обеспечит прямую связь восточных районов города с центром и югом, а также с севером через ЗСД. Это позволит перенаправить транзитные потоки на скоростные магистрали, минимизируя нагрузку на улично-дорожную сеть.
Банк ВТБ развивает инфраструктурные проекты в формате государственно-частного партнерства (ГЧП). За почти 20 лет участия в этом рынке Группа ВТБ профинансировала проекты общей стоимостью более 1 трлн рублей, включая ключевые объекты в Санкт-Петербурге. По оценкам аналитиков банка, один рубль, вложенный в транспортную инфраструктуру, приносит в среднем до трех рублей прироста ВВП. Виталий Сергейчук отмечает, что в таких условиях привлечение частных инвесторов становится решением для поиска дополнительных источников финансирования значимых инфраструктурных проектов, а государственно-частное партнерство превращается в важный инструмент стимулирования роста ВВП.
Топ-менеджер признает, что в текущих экономических условиях наблюдается некоторое сокращение финансирования и замедление инвестиционной активности крупных компаний в разных отраслях. В то же время публичная сторона ГЧП проекта склонна сокращать расходы на долгосрочные инфраструктурные проекты.
Снижение инвестиционной активности сказывается на бизнесе ключевых поставщиков и подрядчиков, хотя общая устойчивость корпоративного сектора остается высокой. Однако некоторые отрасли, такие как угольная промышленность, испытывают значительное давление из-за снижения мировых цен на уголь и увеличения логистических издержек. В результате экспорт угля стал убыточным для компаний.
Для поддержки угольной отрасли правительство прорабатывает инициативы по отсрочке оплаты НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) и компенсации части затрат на логистику. В то же время крупнейшие корпоративные клиенты из ряда отраслей, включая ИТ и потребительский сектор, успешно адаптируются к условиям высокой ключевой ставки.