Основные результаты и цифры
За последние пять лет экономический эффект от внедрения системы маркировки «Честный знак» составил 1,2 трлн рублей. Эти средства поступили в бюджеты всех уровней в виде налоговых и иных поступлений. Более половины суммы обеспечило «обеление» рынка табачной продукции — 627 млрд рублей. В других сегментах также достигнуты заметные результаты: молочная продукция — 148 млрд рублей, легкая промышленность — 143 млрд, обувь — 85 млрд, парфюмерия — 35 млрд рублей.
Легальный бизнес дополнительно заработал 687 млрд рублей благодаря увеличению своей доли на рынке. По данным Росстата, рентабельность продаж у добросовестных участников рынка выросла во всех ключевых категориях: на 17,9% в табачной продукции, 13,1% по упакованной воде, 5,7% по обуви и 3,2% по молочной продукции.
С апреля 2024 года в России действует разрешительный режим на кассах магазинов: система блокирует продажу товаров с недействительными или отсутствующими разрешительными документами. За это время было предотвращено попадание к потребителям 1,2 млрд единиц некачественных и нелегальных товаров, включая 311 млн единиц табачной продукции, 299 млн — пива, 243 млн — молока, 187 млн — товаров легкой промышленности и 110 млн — безалкогольных напитков.
Отметим, что с 1 сентября 2025 года вводится запрет на продажу товаров на кассе, если разрешительные документы признаны недействительными уже после выпуска продукции в оборот. Это позволит оперативно реагировать на выявленные нарушения и изымать опасные товары из оборота.
Также маркетплейсы будут обязаны проверять товары в системе маркировки «Честный знак» перед продажей. Все участники оборота, включая онлайн-площадки, должны регистрироваться и отчитываться в системе. Нарушителей ждут штрафы и, в особо крупных случаях, уголовная ответственность.
Антон Алиханов отметил, что внедрение маркировки позволило повысить безопасность для потребителей, обеспечить прозрачность цепочки поставок и создать условия для честной конкуренции на рынке. При этом доля маркировки в себестоимости продукции, по данным НИИ Минфина, не превышает 1% и не оказывает значимого влияния на конечную цену для покупателей.