Российский рынок автозапчастей продолжает адаптироваться к новым экономическим условиям: ключевыми темами остаются параллельный импорт, рост логистических издержек и смена структуры спроса. Об этом рассказал директор и по совместительству владелец компании «Авто-Спутник импорт» Олег Спивак в беседе с «Абирегом».
Импорт запчастей: новые маршруты и расходы
С начала 2022 года рынок автозапчастей полностью перешёл на параллельный импорт. «Мы импортируем детали через Турцию, Эмираты, Китай, открываем новые склады в регионах. Логистика стала дороже и сложнее: если раньше доставка из Европы занимала несколько дней, теперь — до месяца, а стоимость выросла в четыре раза», — отмечает директор компании. Дополнительно выросли банковские комиссии за международные платежи — с 0,1–0,2% до 2–2,5%.
Оригинальные запчасти и аналоги: разница есть, но не всегда
На вопрос о качестве китайских и оригинальных запчастей директор компании пояснил: «Вопрос сложный, потому что и оригинальные детали могут производиться в Китае, на тех же заводах, что и аналоги. Но для европейских марок, таких как Volkswagen или Mercedes, оригинальная запчасть всё же гарантирует качество. У неоригинальных — всё зависит от бренда и производителя».
Китайские автомобили: долговечность и гарантийные обращения
Китайские автомобили, по словам собеседника, пока не показали массовых проблем с надёжностью: «Большинство машин ещё на гарантии или слишком новые, чтобы массово ломаться. Нет такого, чтобы они сразу приезжали в сервисы». Однако примечательно, что по статистике дилеров, Haval по количеству гарантийных обращений уже обогнал российский ВАЗ: «Владелец крупной дилерской компании рассказал, что Haval по гарантийным обращениям обошёл наш отечественный автопром».
Рынок становится профессиональнее
«Автоспутник» отмечает сокращение доли розничных продаж: теперь 95% клиентов — автосервисы, а не частные лица. «Рынок становится более профессиональным, ориентированным на сервисные компании».
Финансовые вызовы: кредиты и оборотные средства
Высокая ключевая ставка и отсутствие отсрочек по оплате у поставщиков заставляют бизнес работать на собственные средства или брать дорогие кредиты. «Раньше можно было платить за товар через 2–3 месяца после получения, теперь — только предоплата и ожидание поставки до двух месяцев. Это увеличивает кредитную нагрузку», – рассказал Олег Спивак.
ООО «Авто-Спутник импорт» зарегистрировано в 2010 году и является одним из ведущих поставщиков автозапчастей и комплектующих для иномарок на территории Центрального федерального округа. Компания специализируется на оптовых поставках деталей для легковых и коммерческих автомобилей, а также активно развивает направления логистики и складской дистрибуции.
По итогам 2024 года выручка компании составила 10,17 млрд рублей, чистая прибыль — 116 млн рублей.