Как сохранять устойчивость бизнеса и не сворачивать проекты в условиях политических и экономических вызовов? «Абирег» пообщался с генеральным директором «ФосАгро-Регион» Андреем Вовком о волатильности рынков, инвестиционных планах, цифровизации и том, почему компания не боится развиваться даже на фоне турбулентности.
— Перенос головного офиса «ФосАгро-Белгород» из Белгородской области в Воронежскую область вызвал немало обсуждений. Не опасаетесь ли вы, что такая ротация может быть воспринята как сигнал о проблемах в регионе исхода?
— Сама идея перенести головной офис белгородского филиала «ФосАгро-Регион» из Белгорода в Воронеж появилась еще до пандемии коронавируса, в рамках внутренней реорганизации филиальной сети. Причина – растущий экономический потенциал Воронежской области вообще и регионального агропромышленного комплекса в частности. Наш прогноз оправдался: по объему привлеченных инвестиций в АПК в прошлом году Воронежская область заняла 2-е место в России, после Краснодарского края.
К переезду мы приступили лишь через несколько лет, после создания в Воронежской области соответствующей инфраструктуры: двух логистических комплексов и современного офиса в Воронеже, где расположился главный офис компании «ФосАгро-Воронеж» (ранее «ФосАгро-Белгород», прим. «Абирег»). Таким образом, сегодня в управлении у нашего воронежского филиала – офисы в Воронеже и Белгороде и 5 логистических комплексов: два в Воронежской и три в Белгородской областях. Стратегически мы ориентированы на развитие воронежской инфраструктуры: на ее развитие с 2019 года мы направили вдвое больше средств, чем на белгородский сегмент.
На сегодняшний день уже открыт новый клиентский офис в центре Воронежа, построены два логистических комплекса суммарной мощностью почти 70 тыс. тонн, обеспечивающих поставки и гранулированных, и жидких минеральных удобрений. Сейчас мы рассматриваем возможность дальнейшего расширения. Об этом некоторое время назад мы рассказывали губернатору Александру Гусеву. Губернатор идею одобрил.
Из Белгородской области мы не уходим. Более того, с начала года мы увеличили поставки в регион на 70%. Белгородский офис продолжит работать в штатном режиме, как и три центра дистрибуции «ФосАгро-Воронеж», обеспечивающие надежные и бесперебойные поставки минеральных удобрений аграриям Белогорья.
— В условиях растущей конкуренции и санкционного давления какова реальная цена региональной экспансии для компании? Были ли проекты, от которых пришлось отказаться из-за политических или экономических рисков?
— Все программы и проекты по развитию «ФосАгро-Регион» реализуются в полном объеме, согласно первоначальным графикам.
Почти три года назад мы создали новую, 11-ю по счету региональную компанию – «ФосАгро-Сибирь», обеспечивающая прямое взаимодействие с аграриями Сибирского и Дальневосточного федерального округов. Открыт новый офис «ФосАгро-Ставрополь» в Астрахани. Количество центров дистрибуции достигло 35, их суммарная ёмкость – около 1 млн тонн. Еще три проекта идут в ЦФО, в Среднем Поволжье, а также в Алтайском крае, где появится наш первый в истории центр дистрибуции за Уралом.
Два года назад «ФосАгро-Регион» вышел на новый для себя рынок – семян отечественной селекции. Сегодня в нашем ассортименте семена 10 сельхозкультур от ведущих российских оригинаторов: 27 гибридов и 15 сортов. В рамках этого направления мы предлагаем российским потребителям комплексные решения: семена отечественной селекции, системы минерального питания для конкретного вида и сорта культуры, учитывающие агрофон, климатические условия, водный режим и другие ключевые факторы. По этому направлению мы уже работаем в 35 регионах страны.
— Как часто компания сталкивается с административными барьерами на региональном уровне? Можете привести примеры, когда бюрократия или «особые условия» мешали реализации ваших проектов?
— Со всеми регионами, где мы работаем – а это более 70 регионов от Калининграда до Камчатки – у нас конструктивные рабочие отношения.
— Получает ли «ФосАгро-Регион» какие-либо преференции или поддержку от федеральных и региональных властей, и как это влияет на конкурентную среду в отрасли?
— Динамика и эффективность работы в каждом регионе – это не вопрос преференций. Это следствие делового и инвестиционного климата, а также стремления сельхозпредприятий к росту технологичности сельхозпроизводства. От совокупности этих факторов выигрывают и потребители, и поставщики, и государство.
— Много говорится о цифровизации и инновациях в агросекторе. Можете назвать конкретные примеры, когда внедрение новых технологий действительно дало ощутимый экономический эффект для сельхозпроизводителей, а не осталось на уровне презентаций?
— Преимущества цифровизации – неоспоримы, но о цифровом прорыве в АПК говорить пока преждевременно: по нашим оценкам, цифровизация в отрасли носит преимущественно локальный характер и продвигается, как правило, крупными холдингами, причем, независимо друг от друга. Впрочем, даже объединения усилий лидеров рынка будет недостаточно. Критически важно участие рядовых аграриев, вне зависимости от размера хозяйства.
— В условиях волатильности рынков и валютных колебаний как компания обеспечивает стабильность финансовых показателей? Были ли случаи, когда пришлось корректировать или пересматривать инвестиционные планы из-за внешних «шоков»?
— Волатильность рынков – это безусловно, важный фактор, но далеко не определяющий. Гораздо большее влияние оказывает стабильно высокая ставка Центробанка. Многие аграрии видят в этом возможность заработать на процентах. И вместо заблаговременного контрактования по ценам межсезонья, аккумулируют средства на депозитах. В результате снижается динамика закупок, растет отложенный спрос. Немалая часть сельхозтоваропроизводителей, вероятно, мобилизуется в последние недели или даже дни перед стартом полевых работ. В итоге на рынке могут возникнуть признаки ажиотажного спроса, причем созданного самими аграриями. И выровнять эту ситуацию будет довольно непросто.
В то же время, довольно много сельхозпредприятий научились закупать удобрения заблаговременно и экономить на межсезонных закупках. На наш взгляд, опыт этих хозяйств нужно распространять как лучшие практики сельхозбизнеса для повышения эффективности подготовки к сельхозработам.
— Если бы завтра государство резко сократило субсидии и поддержку отрасли АПК, как бы это отразилось на стратегии и выживании «ФосАгро-Регион»?
— Не думаю, что здесь уместны гипотетические рассуждения. Факт заключается в том, что сельхозпроизводство в России не просто растет – оно становится более эффективным. Поэтому, я уверен, что наша стратегия – прямая работа с потребителями и технологическая поддержка на основе применения современных минеральных удобрений – будет оставаться актуальной.