В условиях стремительных технологических изменений, в том числе внедрения искусственного интеллекта, система высшего образования сталкивается с необходимостью кардинальных преобразований. «Абирег» пообщался с исполняющим обязанности проректора по науке Воронежского государственного университета Дмитрием Костиным о том, как ИИ меняет образовательные модели, а также о вызовах и новых возможностях, которые появляются для вузов и студентов.
— Почему тема искусственного интеллекта в образовании сегодня так актуальна?
— Все меняется очень быстро. Раньше мы ждали такси или новости, теперь все доступно мгновенно через интернет и мобильные устройства. Такой же быстрой становится и система образования. Искусственный интеллект – мощный инструмент, который может заметно ускорить и улучшить процессы обучения, но одновременно появляется много новых вызовов. На форуме «ИИ в высшем образовании» мы много говорили об оптимистичном сценарии развития генеративного ИИ в образовательной системе.
Сейчас мы живем в эпоху, когда искусственный интеллект меняет подходы к обучению, автоматизирует рутинные задачи и раскрывает новые возможности для повышения эффективности. Поколения будут сменяться, и все мы постепенно перейдем к новой образовательной парадигме.
— Насколько реально изменить устоявшуюся модель?
— История показывает, что даже университеты с многовековой традицией менялись, чтобы соответствовать новым условиям. Например, в советское время классические университеты трансформировались в отраслевые вузы для нужд индустриализации. Сегодня задача – интегрировать ИИ в учебный процесс и развивать новые компетенции. Это возможно, если мы будем гибко реагировать на изменения и использовать технологии для развития.
— Как быстро может измениться модель образования?
— Очень быстро. Сейчас перемены происходят стремительно, и система должна быть готова к ним. Раньше эксперты говорили о наступлении новой образовательной эпохи в 2055 году, сейчас – уже о 2045. Каждый год эта дата все ближе. Мы стоим на пороге больших перемен, и они наступят быстрее, чем многим кажется.
— Какие задачи стоят перед университетами при внедрении ИИ?
— Во-первых, необходимо обновлять учебные программы в соответствии с современными реалиями. Во-вторых, важно готовить преподавателей и студентов к работе с инструментами ИИ. Например, обучение взаимодействию с когнитивными агентами уже становится частью образовательного процесса. Главное – не бояться изменений, а видеть в них ресурс для эффективности.
— Какие трудности или «болевые точки» вы видите на этом пути?
— Самая большая проблема – опасение потерять навыки: умение писать сочинения, развивать логику или критическое мышление. Многие боятся, что ИИ сделает студентов зависимыми или снизит качество образования. Поэтому важно правильно организовать работу с технологиями так, чтобы они дополняли развитие навыков, а не заменяли их.
— Какие шаги следует предпринять руководству вузов?
— Нужно выработать стратегию внедрения ИИ, обучить преподавателей и студентов, развивать инфраструктуру, а также создавать экспериментальные площадки для тестирования новых решений – такие проекты уже внедряются, например, в рамках программы «Приоритет 2030».
— Как сохранить баланс между использованием технологий и развитием фундаментальных знаний?
— Люди растут, ходят в школу на физкультуру, потом у вас появляется машина, вы начинаете ездить. Что если человека сразу посадить в коляску? Научится ли он ходить, если он все время будет в коляске сидеть? Нет. Вот это та же самая история. И вот тут как раз университет и вообще общество должно это понять и в свой культурный протокол обязательно включить. Мы должны какие-то действия сначала научиться делать, этот опыт приобрести, а потом, пожалуйста, вы можете использовать помощников.
Нужно сочетать традиционные методы обучения с инновационными инструментами: использовать ИИ для автоматической проверки работ или анализа данных, а также уделять время практическим занятиям и дискуссиям для развития аналитических способностей.
— Преподаватели уже используют ИИ в работе?
— Да. Например, ИИ помогает быстро справляться с рутинными задачами, такими как проверка домашних заданий, подготовка презентаций, составление рабочих программ и тестов. Учитель может все это сделать вручную, но ИИ выполняет такие задачи гораздо быстрее и эффективнее. Я советую преподавателям не бояться экспериментировать.
— Какой вы видите систему образования через 10 лет?
— Система станет гораздо более персонализированной за счет ИИ-тьюторов и анализа данных о прогрессе каждого. Студенты будут учиться онлайн с помощью когнитивных агентов. Роль преподавателя сохранится, но преобразуется в функцию наставника по развитию критического мышления и коммуникативных навыков. Это станет своеобразной «роскошью», потому что преподавателей становится меньше, а студентов – больше.
— Как вы прогнозируете развитие ИИ в ближайшие годы?
— Сначала ИИ – просто инструмент, но постепенно мы начинаем взаимодействовать с ним на равных: кто-то уже использует его как личного помощника или психолога. Следующий этап – появление симбиоза между человеком и цифровым «пилотом», когда человек уже неотделим от своего ИИ-помощника. Это откроет принципиально новые возможности и задачи, которые человеку раньше были недоступны. Перемены ближе, чем кажется.