Крупный поставщик рыбы и морепродуктов ООО «Юнифрост» ведет переговоры о приобретении бизнеса группы «Меридиан», одного из ведущих производителей пресервов и рыбных продуктов на российском рынке. По оценкам экспертов, стоимость сделки может превысить 5 млрд рублей, а ее завершение ожидается в течение нескольких месяцев после получения регуляторных согласований.
«Юнифрост» уже направило в Федеральную антимонопольную службу ходатайство о приобретении всех долей в трех компаниях группы «Меридиан»: АО «Меридиан», ООО «Торговый дом «Меридиан» и ООО «Меридиан-Трейдинг». В результате сделки «Юнифрост» рассчитывает занять до 60% рынка крабовых палочек и 35–40% сегмента пресервов, значительно усилив свои позиции в этих категориях.
Для «Юнифроста», который с 2004 года активно развивается и в 2024 году увеличил выручку до 45,5 млрд рублей, сделка открывает путь к дальнейшей интеграции: компания стремится перейти от B2B-дистрибуторской модели к созданию вертикально интегрированной производственной структуры. Бизнес «Меридиана» оценивается сейчас в 5–7 млрд рублей с учетом долга, годовая выручка трех ключевых юридических лиц группы в 2024 году составила 13,7 млрд рублей, несмотря на снижение чистой прибыли.
«Меридиан» — один из старейших игроков рыбоперерабатывающей отрасли, выпускает продукцию под брендами «Меридиан», Milegrin, «Мирамар» и «Рыбный базар». Основной бенефициар — Владимир Малахов.
Эксперты отмечают, что покупка «Меридиана» позволяет «Юнифросту» не только укрепить позиции в традиционных категориях, но и выйти на розничный рынок, повысить устойчивость бизнеса за счет собственной переработки, а также расширить продуктовую линейку. Кроме того, такой шаг снижает зависимость от импорта и внешних поставщиков, что важно в условиях ограничений на импорт отдельных видов рыбы.
Помимо возможной сделки с «Меридианом», «Юнифрост» в 2024 году уже приобрел ГК «Агама» и мог участвовать в структурировании перехода российского бизнеса литовской Viciunai Group («Vici»). По итогам 2023 года объем отгрузок компании составил 80 тыс. тонн, а чистая прибыль выросла на 88,6%, до 3,4 млрд рублей.
Рынок рыбы и морепродуктов демонстрирует устойчивый рост: по данным аналитиков, в 2024–2025 годах продажи в рознице выросли на 4%, причем отдельные категории, такие как замороженные полуфабрикаты, показали прирост до 18% год к году.
Потенциальная сделка с «Меридианом» может стать одним из крупнейших приобретений на рынке рыбопереработки и перераспределить доли игроков, укрепив позиции «Юнифроста» в ключевых сегментах рыбной продукции.