Бывший владелец воронежского ООО «Спецпром 1» Дмитрий Марков обратился в арбитраж с требованием признать продукцию фирмы контрафактной и добиться ее уничтожения. С другой стороны, нынешний руководитель и учредитель Алексей Ардаков обвиняет Маркова и его родственников в попытках незаконного вывода имущества из бизнеса. Стороны обвиняют друг друга в недобросовестности и нарушении закона. «Абирег» ознакомился с позициями обеих сторон.
Судебная история началась этим летом. Нынешний директор и владелец «Спецпром 1» первым обратился в арбитраж с иском к своему предшественнику – основателю фирмы Дмитрию Маркову и его родственникам. Ардаков обвиняет предыдущего владельца в незаконном выводе имущества (в том числе автомобилей и ряда других активов) и совершении крупных сделок с нарушением законодательства. На этом основании суд уже применил обеспечительные меры, заморозив спорные активы до финального разбирательства. Марков пытался отменить ходатайство Ардакова о наложении обеспечительных мер, однако суд ему в этом отказал.
В ответ Марков подал встречный иск, в котором обвинил Ардакова в использовании разработанных им патентов без согласия и оплаты. Суть встречного иска — защита интеллектуальных прав, взыскание лицензионных платежей и требование признать продукцию компании контрафактной. Его иск арбитражный суд вернул без рассмотрения по техническим причинам.
В комментарии «Абирегу» представитель Ардакова утверждает, что все сделки, которые пытался провести Марков накануне ухода, нарушали корпоративные правила.
«Марков вывел имущество на себя и своих родственников, сам со своим нотариусом провел собрание, не допустил второго участника, оформил на себя векселя на 113 миллионов и уехал. Это явное нарушение законодательства, и суд признал — процедура была нарушена. Сейчас его иск не принят к рассмотрению, а по его действиям проводятся проверки правоохранительных органов. Лицензионные договоры мы исполняли, но на самом деле патенты Маркова сейчас не используются. У нас есть заключение экспертов, что в производстве применяются только собственные разработки компании. Все документы будут представлены суду», — отмечают в «Спецпром 1».
Также в компании утверждают, что бывшая супруга Маркова незаконно пыталась вывести корпоративное имущество — речь идет о спорных автомобилях, при этом организация по уставу может требовать их возврата.
В компании подчеркивают, что действия бывшего владельца привлекли внимание правоохранительных органов, а сам Марков, по мнению оппонентов, не может доказать использование его патентов в действующей продукции. Якобы у «Спецпром 1» есть экспертные заключения, подтверждающие это.
Сам Дмитрий Марков рассказал «Абирегу», что видит ситуацию иначе.
«В 2017 году мне исполнилось 60, я решил отойти от оперативного управления и дал коллективу возможность выбрать нового директора. Единственным желающим был Ардаков. Я назначил его директором, несмотря на его молодость и отсутствие опыта. Но позже, после успешного крупного контракта, я даже выделил ему 24% в капитале, себе оставив 76%», – вспоминает Марков.
По заверению Маркова, все шло гладко, пока соучредитель не стал претендовать на расширение полномочий и доли — вплоть до 50%.
«Я был готов увеличить его долю, но хотел оговорить ограничения исполнительной власти, чтобы ключевые вопросы решались на общем собрании. Это его не устроило. В 2025 году я решил выйти из бизнеса. По закону при выходе участника его доля (76%) должна быть выкуплена компанией. Это 113 млн рублей. Таких денег у «Спецпрома» не было, прямая выплата грозила банкротством. Я предложил разумный для предприятия вариант — оформить векселя и растянуть выплаты на три года», — рассказывает Марков.
«Дальше я хотел просто забрать свои личные патенты. Провел оценку, оформил сделку — ушел, дав предприятию возможность пользоваться моими разработками по лицензионному договору без процентов. В обмен на долю я получил векселя, по которым деньги до сих пор не выплачены. Уверен, что сейчас вся тактика — затянуть время, не платить бывшему собственнику и одновременно выводить активы», – резюмирует бывший владелец «Спецпром 1».
Он отметил, что без его патентов фирма не в состоянии производить основную продукцию, а нынешний менеджмент, по словам Маркова, использовал его интеллектуальную собственность после его ухода. Бывший владелец компании также сообщил, что давления на его супругу и ее вывод из состава компании были частью давления нынешнего управленца Ардакова на всю его семью.
В настоящее время исковые требования Маркова о признании продукции «Спецпром 1» контрафактной суд вернул без рассмотрения по формальным основаниям. Одновременно продолжается разбирательство по заявлению Ардакова — следующее слушание назначено на 18 августа.