В поселке сахарного завода не действуют законы экономики, физики и математики. Как, однако, считают члены областной комиссии, такие аномальные особенности олымской жизни в предстоящую зиму вполне могут оставить поселок без тепла, воды и света.
Сколько вливается, столько «умывается»
Все помнят задачку для младших школьников про две трубы. Сколько в сосуд вливается — столько и выливается. В поселке Олымский Касторенского района эта физико-математическая норма уже десятки лет опровергается. Сотрудникам котельной облжилкоммунхоза, построенной для поселка на деньги областного бюджета в прошлом году, весь отопительный сезон приходилось ежедневно доливать в систему по 170 кубических метров воды. Соответственно весь долив надо было дополнительно греть, доводя до необходимых параметров. Куда же исчезает теплоноситель? Оказывается, его воруют... потребители отопления. По словам главы поселка Александра Киселева, когда более сорока лет назад для работников Олымского сахарного завода строили поселок, то не позаботились о горячем водоснабжении. Местные умельцы тут же это упущение исправили. И в ванные, и на кухни они протянули горячую воду из собственных батарей. В советские времена, когда энергоносители никто особо не считал, на это новшество все смотрели сквозь пальцы. Да и кому тогда могла прийти в голову мысль считать расходы горячей воды, если и на Олымском сахарном заводе, и на выстроенном следом за ним в том же поселке молочноконсервном комбинате в советское время и через забор, и через проходную «утекало» количество сахара и сгущенки, по объемам вполне сопоставимое с растрачиваемой водой. Объективные законы экономики, однако, неумолимо должны были торпедировать и потопить такой «титаник», что и произошло. Роль расхитителей сахара в этом деле, правда, научно никто не изучал, но она налицо. А Сахаров и Солженицын — это для Запада.
Брать пример с руководства не каждому дано
Внедренная в стране рыночная экономика по идее должна была в принципе устранить подобные пробоины в «титанике» советской экономики, которые неустанно сверлили сами труженики, надо признать, не только олымских, но также горшеченских, кшенских, обоянских, да и всяких там московских предприятий. И действительно устранила, причем кое-где даже вместе с заводами. Но оба олымских предприятия устояли. К сожалению, если советская номенклатура не вполне обеспечивала сохранность продукции, то первые же новые хозяева-инвесторы Олымского сахзавода и вовсе подали пример, как можно схватить побольше и бежать побыстрее. Правда, с хищениями продукции рабочими частный бизнес быстро покончил, но вот с перерасходом воды на коммунальные нужды не удалось справиться даже печально известным менеджерам из компании «Евросервис». Более того, эта контора, за время своей деятельности кинувшая на сотни миллионов рублей своих партнеров, в свое время была вынуждена согласиться с максимально высокими ставками по оплате поселковой власти аренды за землю. Пока компания направо и налево тратила кредиты, урывала с них свою долю и местная власть, пуская что-то на погашение непомерных расходов на коммуналку, а что-то и себе на зарплату. Конечно, не только и не столько дополнительные расходы на обслуживание коммунальной сферы поселка привели «Евросервис» к краху, но, несомненно, что и они тоже легли на убытки жуликоватых инвесторов. Впрочем, сама-то евросервисная команда, бросив олымский «титаник» на произвол судьбы, без особых проблем отправилась в бессрочное загранплавание. Завод же, внешне действительно похожий на печально знаменитый корабль, с места не сдвинешь. Проблему увешенного «якорями» долгов предприятия вместе с поселком и противоречащей законам физики отопительной системой пришлось решать областной власти.
Пока местное население, оторванное от груди «Евросервиса», направляло письма в Москву, угрожало вторым Пикалево и перекрытием редко используемой железнодорожной ветки Курск-Воронеж, областная власть все же умудрилась найти сахзаводу другого инвестора. Новые хозяева долги по зарплате вернули и производство сохранили, но коммунальный хомут — ответственность за отопление поселка — с себя сняли. Из небогатого областного бюджета пришлось выкроить двенадцать миллионов рублей на строительство новой котельной. Проведенная в тот же момент газификация района, век не видевшего голубого топлива, также стала событием историческим. Но, как правильно как-то заметил глава города Льгова Николай Новиков, население, один раз погрев чайник на газе, мгновенно забывает, как неудобно было прежде. Вот и олымчане после чудесного спасения своего «титаника» не только продолжили пользоваться водой из батарей, но многие, воспользовавшись установившейся на время смены хозяев анархией, вовсе перестали платить коммунальные.
«Айсберг» предупреждает, Конституция защищает
Когда специалисты местной управляющей компании, носящей, надо отметить, довольно странное для посредника в поставках тепла название «Айсберг», попытались опечатать в квартирах краны на батареях отопления, то встретили активное сопротивление жильцов. «Мы ходили по квартирам, а нам просто не открывали двери, — говорит мастер ООО «Управляющая компания «Айсберг +» Александр Барских. — Брали с собой на такие обходы участкового милиционера, но в ответ нам из-за двери напоминали о 5-й статье Конституции — неприкосновенности жилища. Мол, я милицию не вызывал, соседи тоже, а санкции прокурора у вас нет. Пришлось ограничиться рассылкой письменных предписаний с требованием устранить в квартирах все источники разбора сетевой воды и угрозой прекратить подачу тепловой энергии».
В ответ на попытки УК морально, да и технически — вводя ограничение, давить на нарушителей и неплательщиков, потребители услуг тут же строчили жалобы в прокуратуру, которая незамедлительно требовала в деле ограничений и отключений строго соблюдать законодательство, что на практике означало тянущиеся годами малоуспешные судебные тяжбы. Это в Китае хозяев жуликоватых инвестиционных компаний расстреливают на стадионах в перерывах футбольных матчей, а неплательщиков коммунальных услуг незамедлительно отправляют строить каналы в пустыне Гоби. Законодательство же РФ строго демократическое, используя которое можно смело кидать партнеров на сотни миллионов или, к примеру, спокойно коммунальные не платить. Тут уж каждый имеет от общества по способностям, а точнее, по наглости. В результате, любые вопросы можно решить только в обход закона какой-то особой хитростью. Но и тут находит коса на камень. Специалисты УК поселка Олымский, к примеру, попытались схитрить и, стремясь предотвратить разбор воды из отопительной системы, запустили туда красящее вещество. Результат был плачевный — потребители дружно открыли все краны и начали сливать непригодную для душа воду до тех пор, пока не пошла чистая. Расход из системы в этот день оказался в несколько раз больше обычного.
Особо «горячие» миллионы
На сегодняшний день долгов разных категорий накопилось в небольшом поселке порядка 4,2 миллиона. Наиболее «горячими» являются долги облжилкоммунхозу. Этому главному поставщику тепла некогда существовавшая в поселке служба заказчика должна, к примеру, 836 тысяч рублей. Эта коммунальная контора уже обанкротилась, и взыскивать с нее долги весьма затруднительно. Почившую структуру заменило ООО «Управляющая компания «Айсберг+», которая накопила еще 1 миллион 974 тысячи рублей долгов. «Айсбергу» же должны как администрация поселкового совета, обязавшаяся гасить разницу между экономически обоснованным и реально сложившимся тарифом — порядка 3 миллионов 200 тысяч рублей, так и само население, что в сумме превышает 4 миллиона рублей. Кстати, откуда взялась разница, легшая на плечи местной власти, догадаться нетрудно — роль той же кражи воды из батарей тут налицо. Конечно, местная власть могла бы стукнуть кулаком по столу. Да вот только кто тогда за такую власть проголосует? Вот и платили, вернее, копили долги. Если исходить из слов главы администрации поселка Александра Киселева, теоретически поссовет мог бы накопившуюся задолженность погасить за счет собственных должников, да вот только тут речь о долгах дочерних подразделений обанкротившегося «Евросервиса», к которым от других фирм накопилось исков более чем на 300 миллионов рублей. С другой стороны, сам же глава, по данным областного комитета финансов, как было сказано на последнем заседании комиссии по подготовке объектов ЖКХ к работе в зимних условиях, затраты на содержание собственного аппарата превышает, оптимизацией расходов не занимается — 3,5 миллиона рублей «потратил на себя любимого», то бишь на зарплату поселкового чиновничества. Пустым звоном выглядят и обещания о принятии мер к реальным, а не к теоретическим должникам.
По данным «Айсберга», общий долг населения поселка в последнее время составлял полтора миллиона рублей, в том числе 1 миллион 360 тысяч приходится на наиболее заядлых неплательщиков, проживающих в пяти местных общежитиях и имеющих задолженности по оплате коммунальных услуг от 20 до 60 тысяч каждый. С такими неплательщиками ведется длительная и малоуспешная судебная тяжба. По 27 из них суд поддержал иски УК, но большинство долгов, как заявили судебные приставы, взыскать невозможно, ввиду якобы отсутствия у граждан всякого имущества. В то же время районная администрация, решив проверить данные «Айсберга» по должникам, запросила, по словам заместителя главы района Николая Паболкова, список должников и обнаружила в нем фамилии граждан весьма преуспевающих, в том числе сотрудников районного суда и тех же судебных исполнителей. Что касается невозможности «бомжей» из общежитий заплатить за отопление, то как-то не вяжется это утверждение со спутниковыми антеннами, буквально облепившими эти «несчастные» жилища.
Комфортно ли, однако, будет с европейским качеством смотреть сорок пять ТV-программ, если из-за неплатежей будет сорвана подготовка к отопительному сезону, и в квартиры придет реальный, а не сказочный Дедушка Мороз? Пока эти работы по подготовке отопительной системы и опять же в долг ведет частное предприятие. Но что будет, если вера бизнеса в возможность получить свою долю прибыли иссякнет, сказать никто не берется.
Хорошо бы не по-китайски
В последнее время государство настойчиво и последовательно снимает с себя ответственность за социальную и уж тем более коммунальную сферы. Все больше людей это понимает и, несмотря на далеко не совсем благоприятную экономическую обстановку, берет судьбу в свои руки — ищет и находит способы выживания, а заодно и к предоставляемым услугам предъявляет вполне законные требования.
«Раз я плачу все коммунальные платежи, то должна и от управляющей компании видеть соответствующую отдачу. Они взялись управлять, так пусть решают вопрос и с задолжниками, и с местной властью, и текущий ремонт хотя бы обеспечивают», — говорит жительница одного из местных общежитий Надежда Червякова. Найти жизненный путь в нынешнем варианте рыночной экономики Надежде было непросто. В свое время она жила в селе Лачиново, где работала на хлебоприемном пункте. Когда предприятие закрылось, селянка нашла возможность переехать в Олымский, где купила две комнаты в общежитии, устроилась работать на сахарный завод. Некоторое время назад и здесь ее должность сократили. Молодая женщина и в этом случае не растерялась. Теперь работает посменно в расположенном от Олымского в 80 километрах Воронеже. Зарплата — 12 тысяч — по меркам поселка неплохая, и график работы ее тоже устраивает.
К счастью, вот таких примеров, когда люди, несмотря на царящий вокруг хаос, находят выход из самых непростых положений, в Олымском предостаточно. Посмотрев на путаницу в коммунальной сфере и не желая стать ее жертвой, более половины олымчан, используя недавно дошедшую до района газификацию, перешли в своих квартирах на индивидуальное отопление. Многие все решительнее начинают требовать отчета с управляющей компании о качестве предоставляемых услуг. «За техобслуживание своей квартиры я ежемесячно плачу 580 рублей. А вот пришла в этот «Айсберг»-изверг сегодня получить отчет, куда направляют собранные с нас деньги, а меня не пускают — выставили табличку «Посторонним вход воспрещен», — возмущается ветеран труда, в свое время знаменитый мастер-строитель местного ПМК Анна Большунова. — А я не посторонняя. Я заплатила деньги и требую отчета, куда эти деньги потрачены». Вот такой вполне здравый подход и решительный настрой. Кстати, вполне совпадающий со всей идеей коммунальных реформ, при которой людям государство подарило право самим решать их коммунальные проблемы. Безусловно, что многое при этом будет зависеть и от позиции муниципальной власти, и от ее контроля за местным бизнесом, за тем же «Айсбергом», который ведь далеко не благотворительная организация, работает ради прибыли; и тут очень многое зависит от правильно избранного баланса интересов поставщика услуг и потребителя. Только пойдя по такому пути сегодня и можно в перспективе надеяться на появление в стране нормального коммунального хозяйства, экономики, да и общества. Есть, впрочем, еще и китайский вариант.
К сожалению, не только в поселке Олымский совершенствование коммуналки идет не по пути создания конструктивных схем взаимодействия поставщиков, потребителей и местных властей, а поисков возможности обмануть, кинуть партнера. В поселке Селекционный Льговского района та же головная боль — слив горячей воды из системы населением и вполне естественное из-за этого повышение цены за отопление. Местная власть однако, нашла особый способ: как поставщика тепла — все тот же облжилкоммунхоз — облапошить. По словам заместителя председателя областного комитета ЖКХ Виктора Калинина, владельцы водопровода установили на подаче воды в котельную счетчик, подняли за нее цену, и получилось, что за отопление поселок должен облжилкоммунхозу 700 тысяч рублей, а поставщик тепла — 2,5 миллиона. Выходит, что теперь облжилкоммунхоз должен топить селекционщиков себе в убыток. Фактически абсурд, но формально-то шустрые потребители уже выиграли дело в суде и ждут барышей.
Алексей Блинков
Курская правда, №86, 29 июля 2010 года.