Цены на бензин и дизельное топливо растут все сильнее, а власти обсуждают срочные меры для стабилизации ситуации. По информации издания «Коммерсантъ», речь идет о перенаправлении части экспортных объемов дизельного топлива на внутренний рынок и о борьбе с автоматизированными торговыми системами на бирже.
3 сентября оптовые цены на бензин АИ-95 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже достигли исторического максимума – 82,38 тыс. руб. за тонну. Это выше прежнего рекорда (82,25 тыс. руб. за тонну), зафиксированного две недели назад. Бензин АИ-92 подорожал до 70,64 тыс. руб. за тонну, а дизельное топливо – до 62,41 тыс. руб. за тонну, максимума с начала года.
Рост цен начался еще в конце июля. Август принес новые пики, и, хотя в середине месяца рынок немного просел, к его концу снова наметилось «движение вверх».
По данным «Коммерсанта», 3 сентября в Минэнерго России прошло совещание под руководством первого замминистра Павла Сорокина. Среди мер обсуждались обращение к нефтекомпаниям с просьбой снять дополнительные объемы дизтоплива с трубопроводного экспорта и направить их в Россию, рекомендации участникам биржевых торгов закупать топливо регулярно и равномерно, обещания нефтяников продавать топливо по более низким ценам, предложение сообщать о случаях, когда вертикально интегрированные компании сокращают отгрузки мелкооптовым покупателям, поручение Совету секции нефтепродуктов СПбМТСБ подготовить предложения по ограничению влияния «роботов» на торгах.
Минэнерго и сама биржа от комментариев воздержались.
Источник «Коммерсанта» в отрасли поясняет: перенаправить дизельное топливо с экспорта на внутренний рынок реально только с октября – сентябрьские поставки уже расписаны.
Эксперты уточняют, что сейчас около 40 % всего объема дизельного топлива идет на экспорт. Даже сокращение этого показателя всего на 2-3 процентных пункта могло бы заметно охладить внутренний рынок.
Не меньшую тревогу вызывает рост использования автоматизированных торговых систем. Российский топливный союз еще в начале года предупреждал: алгоритмы скупают крупные партии топлива «за доли секунды», создавая искусственный дефицит.
СПбМТСБ уже пыталась ограничить такие практики, изменив критерии недобросовестной торговли. Теперь в «зону риска» попадают сделки, при которых заявки выставляются чаще одной в секунду, формируют максимальные рыночные цены или в совокупности превышают 35 % объема торгов.
Однако, по словам источников в отрасли, проблема по-прежнему актуальна. Алгоритмические торговые программы блокируют ликвидность, и для борьбы с ними необходимо вводить новые механизмы – от залогов до изменения правил торгов.
Напомним, ранее правительство продлило эмбарго на экспорт бензина до конца сентября. Для производителей нефтепродуктов ограничения будут сняты с 1 октября, для других экспортеров они сохранятся до конца следующего месяца. Но, как подчеркивают эксперты, сегодня этот инструмент уже не оказывает существенного влияния на рынок. Главными факторами стабилизации станут сроки завершения внеплановых ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах и объемы производства.
Итак, сегодня власти ищут новые способы сбалансировать рынок топлива, одновременно сдерживая цены и отбивая интерес спекулятивных игроков. Но, как показывает практика последних недель, эффект от таких мер носит временный характер. Реальное охлаждение рынка может наступить лишь при увеличении внутренних поставок и ужесточении правил биржевой торговли.