С начала года розничные цены на бензин в России выросли на 7-7,5 %, тогда как биржевые котировки подскочили куда сильнее – на 33-46 %, пишет Forbes.
Темпы подорожания топлива обогнали инфляцию: индекс потребительских цен поднялся всего на 4,03 %. По данным Росстата, АИ-95 на АЗС к 8 сентября подорожал на 7,5 %, АИ-92 – на 7,2 %.
В этих условиях Российский топливный союз, объединяющий 29 региональных отраслевых ассоциаций, обратился к вице-премьеру Александру Новаку с предложением пересмотреть действующую систему. Сейчас рост розничных цен на топливо ориентируется на индекс потребительских цен. Однако, как указывает РТС, этот показатель учитывает почти 800 позиций потребительских товаров и услуг, большинство из которых далеки от факторов формирования себестоимости топлива. В итоге издержки отрасли не находят отражения в ценообразовании.
Союз предлагает заменить существующий ориентир специальным композитным индексом. В него, помимо инфляции, должны войти налоговая и кредитная нагрузка, динамика заработных плат и МРОТ, тарифы на транспорт и ЖКХ, стоимость обновления оборудования. По словам главы РТС Евгения Аркуши, если бы в 2024 году применялся такой индекс, рост цен на бензин составил бы около 15 % вместо фактических 11,1 %. При этом, отмечает Аркуша, удержание розничных цен за счет «минусовой рентабельности» АЗС ставит под угрозу устойчивость их бизнеса. В правительстве идею поручено рассмотреть до 25 сентября.
Предложение вызвало бурную реакцию. Лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов назвал его «верхом наглости» и заметил, что учет всех отраслевых издержек в конечной цене топлива ударит по гражданам и разгонит инфляцию. Аналитик Леонид Хазанов также предостерег от ускоренного роста цен: это ударит по сельскому хозяйству, автоперевозчикам и логистическим компаниям, приводя к росту тарифов и даже рискам банкротств.
В то же время эксперты отрасли признают, что старые методы больше не работают. «В ситуации форс-мажора – атак на НПЗ и падения производства – прежние механизмы регулирования неэффективны», – отмечает генеральный директор Open Oil Market Сергей Терешкин. Он считает, что именно поэтому звучат предложения искать новые ориентиры для рынка.
В отличие от розницы, биржевые котировки по топливу не регулируются. С января АИ-95 на Петербургской бирже подорожал на 46 %, до 80,8 тыс. руб. за тонну, АИ-92 – на 33 %, до 73,2 тыс. руб. Несмотря на двукратный ввод запрета на экспорт, цены остаются выше рекордных значений сентября 2023 года.
Ситуацию усугубили удары по НПЗ: по оценке Международного энергетического агентства, августовские атаки вывели из строя мощности на уровне 250 тыс. баррелей в сутки – около 5 % общих российских мощностей. Это совпало с высоким сезонным спросом.
В центре обсуждения также остается демпферный механизм. Он должен сглаживать разницу между экспортной и внутренней ценой бензина с помощью компенсаций производителям. Однако в августе, когда средние цены превысили индикативный порог в 66,5 тыс. руб. за тонну, выплаты могли обнулиться. Минфин рассматривает вариант смягчения условий демпфера, но пока решение не принято.
По словам Ирины Кезик из Межотраслевого экспертно-аналитического центра, Минэкономразвития вряд ли поддержит инициативу РТС – сохранение привязки к инфляции считается ключевым для предсказуемости госуправления. Даже если часть сетей уйдет с рынка, на их место придут новые игроки. В то же время аналитики отмечают, что при высокой ключевой ставке ЦБ и риске дефицита нефтяники будут стремиться к росту розничных цен для сохранения рентабельности.
Таким образом, рынок топлива оказался на развилке: государство пытается удерживать цены социально значимого товара, тогда как отрасль настаивает на более гибкой модели, отражающей реальные издержки. Решение правительства ожидается до конца сентября.