22 сентября 2025, 15:39
Экономические деловые новости
Экономические деловые новости
Экономические деловые новости

От мошенников к социологам: кого затронет новый закон о связи?

22.09.2025 13:22
Автор:
От мошенников к социологам: кого затронет новый закон о связи?
Фото – ru.freepik.com
Борьба со спамом и мошенническими звонками через обязательную маркировку может привести к непредвиденным последствиям, создав угрозу для целых отраслей, которые работают легально

О чем закон?

Вступил в силу долгожданный Федеральный закон № 41-ФЗ, направленный на борьбу с телефонным мошенничеством. Актуальность принятия подобного акта назревала в течение продолжительного времени: согласно информации, предоставленной Роскомнадзором, в течение 2024 года было зафиксировано 135 инцидентов утечки баз данных, содержащих более 710 миллионов записей об абонентах.

В апреле предыдущего года были ужесточены меры ответственности за осуществление спам-звонков. Размеры штрафов были увеличены (согласно закону от 06.04.2024 № 78-ФЗ):

  • для юридических лиц – от 300 000 до 1 000 000 рублей;
  • для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей – от 20 000 до 100 000 рублей;
  • для физических лиц – от 10 000 до 20 000 рублей;
  • для кредитных и микрофинансовых организаций предусмотрены максимальные санкции – от 600 000 до 1 600 000 рублей.

Новый закон от 01.04.2025 № 41-ФЗ, за исключением отдельных положений, вступил в силу с июня текущего года. Он вносит следующие изменения для предпринимательской деятельности:

  • Осуществление массовых и автоматических звонков в рекламных целях (или в иных целях, таких как информационные) допускается только при наличии явно выраженного согласия абонентов на получение подобных вызовов.
  • Юридические лица или индивидуальные предприниматели, инициирующие обзвоны, должны заключать договор на оказание соответствующих услуг с оператором связи.
  • Любой абонент (физическое лицо) имеет право отказаться от получения массовых и автоматических звонков, обратившись к своему оператору связи (МТС, Мегафон, Теле-2 и т.д.) или непосредственно в региональное управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС).
  • С 1 сентября 2025 года также вводится обязательное определение бизнес-номеров. Оператор связи будет передавать на устройство пользователя информацию об идентификаторе звонящего, если инициатором вызова является компания или индивидуальный предприниматель.

Федеральный закон содержит около 30 пунктов, которые направлены на противодействие мошенническим действиям, а также на ограничение спам-звонков (самозапрет на заключение договоров с операторами мобильной связи, ограничения в области онлайн-выдачи потребительских займов и т.д.).

Вторая сторона медали

Закон, призванный обуздать вал спама и мошеннических звонков, изначально представлялся как действенный инструмент защиты граждан. Обязательная маркировка рекламы и усиленный контроль за деятельностью операторов связи должны были отсеять злоумышленников и очистить эфир от нежелательных предложений. Однако на практике благие намерения обернулись неожиданными сложностями и потенциальной угрозой для добросовестного бизнеса.

Новая редакция федерального закона №41-ФЗ ставит под угрозу существование важнейшего инструмента изучения общественного мнения — телефонных исследований. С 1 октября 2025 года закон вводит обязательное требование маркировки телефонных звонков, направленных на изучение общественного мнения. Это нововведение приведет к существенному росту финансовых затрат для исследовательских компаний, работающих в сфере социологии. По словам председателя Ассоциации исследовательских компаний «Группа 7/89» Екатерины Марочкиной, обязательная маркировка звонков и дополнительная оплата операторов связи приведет к увеличению стоимости телефонных соединений в 20-50 раз.

Ассоциация, объединяющая 46 компаний из 32 городов России, призвала президента Владимира Путина принять срочные меры для спасения индустрии социологии. Без оперативного реагирования на проблему отрасль может столкнуться с полным прекращением работы уже осенью текущего года.

Три пункта выхода из кризиса или диалог с властью

Ассоциация поддерживает требования петиции и предлагает властям три конкретных шага:

  • Установить мораторий на исполнение закона до сентября 2026 года.
  • Утвердить специальный правовой режим для социологических организаций, освобождающих их от жестких требований, предусмотренных законом.
  • Включить представителей ассоциаций и экспертов отрасли в рабочую группу по подготовке поправок к закону.

Только комплексные меры позволят спасти важную отрасль и гарантировать гражданам право голоса в государственном управлении.

«Нужно признать, что социология – важная государственная функция государства и экономики. Компромиссы должны быть найдены. Например, выделение специальных условий оплаты или дотаций для социологов, чтобы не делать плату за маркировку экономически непосильной. Компромисс лежит в пересмотре целого ряда решений, которые компании сотовой связи принимали в последние годы. Например, выключить автоответчики, которые включены на сотнях миллионов непроданных номеров и опубликовать диапазоны таких номеров так же, как Минцифры публикует диапазоны номеров, проданных самим этим операторам. «Это даст операторам сотовой связи возможность отключить технические ограничения на вызовы между собой, которые они ранее вводили для защиты своего оборудования от чрезмерной нагрузки».

В результате опросные компании перестанут совершать звонки на несуществующие номера, интенсивность вызовов упадет, и, соответственно, колл-центры будут экономить миллионы рублей просто потому, что им дадут больше информации. Мы не возражаем против того, чтобы вызываемый абонент видел, что ему звонит опросная компания. В реальности это уменьшит наши расходы, поскольку позволит экономить на разговорах с теми, кто не хочет с нами разговаривать и все равно откажется участвовать в опросе.

Возможен пересмотр правил, чтобы звонки с телефона не тарифицировались при отсутствии соединения, а опросы могли проходить с минимальными издержками. Нужно, действительно, искать и находить компромисс».

Екатерина Марочкина, Председатель Ассоциации исследовательских компаний «Группа 7/89»

Ассоциация напоминает, что итоги опроса важны не только для ученых-исследователей, но и для самого государства, обеспечивая надежность и точность принимаемых решений.

«Мне представляется, что тревожность социологических опросов с использованием телефонии сильно преувеличена. Особенно смущает утверждение о повышении стоимости звонков в 20-50 раз. Конечна, эта ситуация требует особого обсчета и экспертного внимания. Что касается предложений о введении моратория на исполнение закона – то эта мера, конечно, идет вразрез с нашим твердым намерением бороться максимально быстро и эффективно с телефонным мошенничеством. В отношении закрепления особого статуса за социологическими организациями – да, это мне представляется обсуждаемым. И, действительно, социологические опросы важны, но в то же время необходимо учитывать специфику сегодняшнего дня в рамках борьбы с киберпреступностью и мошенничеством с использованием различных технических средств, в том числе телефонии. Конечно, важно, чтобы все было прозрачно, понятно и безопасно, прежде всего, для людей. В данной петиции я такой подход пытаюсь разглядеть, но пока его не вижу, поэтому тема для дискуссий открыта, мы готовы к диалогу».

Артем Кирьянов, депутат Государственной Думы РФ, Заместитель председателя Комитета по экономической политике, председатель Российского Союза Налогоплательщиков

Какие последствия ждут рынок?

Для компаний-участников Ассоциации новый закон грозит практически полной остановкой деятельности. Сегодня именно телефонные исследования составляют основную долю доходов предприятий отрасли. Так, в прошлом году российские исследователи провели порядка 5,7 миллиардов звонков для изучения общественного мнения.

По мнению Марочкиной, возможное закрытие сотен центров обработки звонков повлечет масштабные сокращения рабочих мест, потерю налоговых поступлений и нарушение функционирования целого сектора экономики.

«Исчезновение телефонных опросов приведет к тому, что голос жителей регионов России перестанут слышать. Невозможно будет получить быстро объективные данные. В конечном счете, это приведет к снижению качества услуг и товаров. Не говоря о том, что снизится обратная связь о качестве работы государственных и муниципальных служащих. При этом открываются перспективы для иностранных опросных центров. Да, дорого, да, сложно, но после такого скачка цен это станет чуть ли не единственно возможным вариантом, доступным для обычных исследователей из других стран, а не из России. Это правда так нужно для российских властей?»

Екатерина Марочкина, Председатель Ассоциации исследовательских компаний «Группа 7/89»

Технологический вызов

Возникает закономерный вопрос: не подталкивает ли этот кризис отрасль к давно назревшему технологическому перевооружению? Может ли это быть стимулом для развития более современных, но пока дорогих методов сбора данных?

«Нет, не подталкивает. Для объективных данных необходим случайный охват всех проживающих на территории людей. И сейчас этому есть два оперативных научных способа: телефонные опросы и поквартирные обходы. А если представить сибирские или дальневосточные расстояния, то телефонные опросы – единственный оперативный способ узнать, что реально волнует граждан.

Кроме того, есть региональная специфика – свои особенности в Якутии или Чечне, есть разнообразие в Хабаровске и Воронеже. Чтобы увидеть эту специфику, нужно опросить как минимум несколько сотен человек в каждом из регионов. И сделать это оперативно в любое время года. Будь-то отношение к политическим партиям и их инициативам и заканчивая тем, каких услуг им не хватает: от мобильных операторов или товаров для жизни. Вариант онлайн-опроса не пройдет для региональных исследований. Нет таких ресурсов, чтобы представить каждый регион страны через онлайн-выборку. Новые методы и технологии появляются, но пока опросы онлайн или через приложения охватывают не всех жителей страны, поэтому они имеют высокий процент погрешности».

Екатерина Марочкина, Председатель Ассоциации исследовательских компаний «Группа 7/89»

Безусловно, подобные кризисные явления вполне способны стать катализатором для технологической модернизации отрасли. Когда традиционные методы сбора данных оказываются неэффективными или слишком затратными, компании начинают активнее искать альтернативные решения. В условиях ограниченных ресурсов и необходимости повышения точности и оперативности информации интерес к новым технологиям многократно возрастает. Однако важно понимать, что адаптация к новым технологиям требует значительных инвестиций и времени на освоение новых методик. Маловероятно, что подобная смена произойдет моментально и безболезненно.

«С моей точки зрения первопричина проблемы – это низкая информированность населения о таких опросах и уровне безопасности таких звонков. Данные предложения по выходу из кризиса больше похожи на «тушение пожара», чем на устранение самой причины. Опросы необходимы, но не том формате, как это было даже полгода назад: система уже не дает тех качественных результатов, которые нужны. Соглашусь что наделение особым статусом на законодательном уровне поможет сохранить стоимость работ по опросам на должном уровне, но без показа связи «опрос – результат - принятие решения - обратная связь для опрашиваемого», мне кажется, это не будет работать эффективно. Мошенники адаптируются быстрее, хотя при возможностях компаний-операторов и мотивации исполнения ПУ№1014 и №607, думаю, можно найти эффективное решение и выстроить качественный процесс, привлекая специалистов по управлению изменениями».

Иван Корчагин, учредитель Международного Медиа Агентства «Ценности Бизнеса»

Есть ли прецеденты в других странах?

Аналогичные дискуссии возникают периодически и в других странах, когда регулирующие органы сталкиваются с необходимостью защищать персональные данные граждан и бороться с нарушениями конфиденциальности.

Вот несколько интересных случаев из международной практики.

В Великобритании несколько лет назад были введены строгие нормы по защите персональных данных, известные как GDPR (General Data Protection Regulation). Хотя основной целью являлось обеспечение приватности, это регулирование косвенно затронуло социологический сектор. Некоторые компании столкнулись с увеличением административных барьеров и выросли расходы на соблюдение требований регулятора. Тем не менее, британская практика показала, что социологическая отрасль смогла приспособиться к новым условиям. Компании перешли на модели, основанные на цифровой идентификации респондентов и защищенном хранении данных, что позволило продолжить полноценную работу без серьезных препятствий.

Немецкий подход к регулированию похож на британский, хотя немецкие законы известны своим особым вниманием к защите частной жизни. Немецкие социологи активно используют гибридные методы сбора данных, сочетающие традиционный телефонный опрос с использованием электронных устройств и мобильности. Такое сочетание помогло немецкому рынку остаться динамичным и эффективным.

Во Франции действуют довольно либеральные нормы по поводу анонимных телефонных опросов, что позволяет сохранять широкий спектр инструментов исследования общественного мнения. Французские социологи отмечают, что действующие законы создают комфортные условия для работы, хотя имеются отдельные случаи проверок соответствия законодательству в особо чувствительных сферах.

Международный опыт свидетельствует о том, что строгие правила и регуляторные изменения не обязательно приводят к краху отрасли. Чаще всего компании и ученые приспосабливаются к новым требованиям, находя компромиссные решения, которые поддерживают баланс между защитой данных и свободой выражения мнения.

Российская ситуация уникальна тем, что предлагаемые изменения грозят практически уничтожить одно из направлений деятельности. Между тем международный опыт подсказывает, что оптимальным вариантом могло бы стать постепенное внедрение реформ с возможностью параллельного существования различных методов сбора данных.

Комментарии 0