При этом на ряде автомобильных заправочных станций нет нескольких марок бензина, некоторые закрылись. Оптовые цены взлетели на 40%, и даже федеральные сети, которые занимают 95% рынка, продают бензин ниже оптовых цен.
Чиновники ссылаются на сезонный рост спроса во время уборки урожая и увеличение оптовых цен. Но при таком скачке стоимости никакая маржа не спасает. Марки АИ-92 и АИ-95 подорожали сильнее всего. Дизель прибавил около 1,5% с 1 по 22 сентября, но это лишь на ценниках — там, где топливо еще осталось.
Федеральный центр пытается гасить пожар запретом на экспорт бензина до 31 декабря. ФАС запустила проверки по всей стране. Только вот проблема не только в ценах, но и в дефиците топлива.
Эксперты фиксируют падение отгрузок на 12% в августе к прошлому году. Восемь месяцев в целом показывают минус 0,3%, но это средняя температура по больнице. Главное — многие биржевые сделки срываются, топливо просто не доходит до получателей.
На практике ситуация выглядит так: независимые автозаправочные станции закрываются первыми, потому что не выдерживают убытков. Федеральные сети пока держатся, но работают в минус. А губернаторы Черноземья просят водителей не закупаться впрок, чтобы не спровоцировать ажиотаж. Воронежские власти уверены, что у них все под контролем.