Когда машины становятся заметно дороже в цене, владелец действует рационально: максимально продлевает жизнь своему текущему автомобилю. Вместо обмена на новый он вкладывается в ремонт и качественные запчасти. Реформа утильсбора целенаправленно ведет к тому, что автопарк будет устаревать, а не обновляться. С увеличением срока эксплуатации машин мы как крупный поставщик автозапчастей готовимся к волне спроса.
Все колебания продаж новых автомобилей поставщики автозапчастей чувствуют на себе спустя три года. Пока машина на гарантии ее обслуживают у официального дилера (Рольф, Major, Авилон и др.). Когда гарантийное обслуживание заканчивается, автовладельцы либо по привычке продолжают приезжать на ТО к дилеру, либо начинают обращаться в автосервисы, которые закупают запчасти у поставщиков, таких как «АвтоСпутник». То есть дистрибьюторы автозапчастей в основном зарабатывают на автомобилях старше трех лет. Соответственно, если в какой-то год сокращались продажи новых машин, то через три мы фиксировали снижение спроса на автозапчасти. И наоборот.
Санкции «отрезали» дилеров от прямых поставок автомобильных запчастей. Сейчас в большинство дилерских центров мы поставляем оригинальные запчасти по параллельному импорту. Но для машин в возрасте до трех лет это по-прежнему небольшой объем поставок.
Статистика «Автостата» — это наша реальность: 70,5% парка — это машины старше 10 лет, средний возраст — 15,5 лет. Реформа утильсбора не остановит, а ускорит эту тенденцию. В перспективе 5-7 лет нас ждет устойчивый рост спроса на запчасти. Рынок готовится дать автомобилям не вторую, а третью и четвертую жизнь, потому что другой доступной альтернативы у большинства автовладельцев просто не будет.