Мнения специалистов о целесообразности скандальной реформы утилизационного сбора расходятся. Редакция «Абирега» решила разобраться, что из себя представляет новшество.
Что скрывается за понятием «утилизационный сбор» и какие ставки действуют сейчас?
Простыми словами, утильсбор — это одна из составляющих цены автомобиля, заблаговременно покрывающая расходы на его переработку в будущем, когда машина выработает свой ресурс. Сегодня этот сбор обязателен к оплате, его начисляют на легковой и грузовой транспорт, автобусы, прицепы, спецтехнику и прочие транспортные средства.
Утилизационный сбор ввели в России в 2012 году — после вступления страны во Всемирную торговую организацию. Первоначально его платили только импортеры автомобилей, тогда как российские производители были освобождены от выплат при условии, что возьмут на себя обязательства по безопасной утилизации техники. С 2014 года обязанность по уплате сбора распространили и на отечественные заводы, которым предоставили компенсации в виде промышленных субсидий.
Сейчас основу расчета утильсбора составляют два показателя — возраст автомобиля и объем его двигателя. Для физических лиц государство устанавливает минимальные коэффициенты (3,4 тыс. рублей и 5,2 тыс. рублей для машин старше трех лет), тогда как для компаний действуют коммерческие — существенно более высокие.
Что меняется?
12 сентября 2025 года Минпромторг опубликовал проект поправок в постановление Правительства РФ № 1291. Предстоящая реформа полностью меняет систему: предлагается вести расчет сбора с учетом мощности двигателя и экологического класса автомобиля. Главное изменение — резкий рост коэффициентов для машин мощностью свыше 160 лошадиных сил, где размер сбора возрастет в десятки и даже сотни раз.
Таким образом, сегодня частный владелец Toyota RAV4 (2,5 л, 205 л. с.) платит за утильсбор всего 3,4 тыс. рублей, но после реформы сумма вырастет до 1,9 млн рублей. Для Geely Monjaro (2 л, 238 л. с.) сбор увеличится с 3,4 тыс. до 800 тыс. рублей, а для BMW X5 (3 л, 352 л. с.) — с 3,4 тыс. до 2,3 млн рублей.
Для юридических лиц повышение окажется менее резким, но все же ощутимым — в зависимости от мощности двигателя, рост сбора составит от 26 тысяч до 800 тысяч рублей за автомобиль.
На вопрос о целесообразности введения изменений ответил «Абирегу» совладелец «Боравто» в Воронежской области Дмитрий Хвастунов. Бизнесмен рассказал, что данную меру вводят для того, чтобы все люди находились в одинаковых условиях. Он отметил: «Нам, как дилерам, будет легче. Мы платим НДС, платим все налоги, а люди, которые занимаются ввозом, находятся на льготных условиях».
У директора «Ревокарс» Ивана Никитина отмечается не такой позитивный настрой. Он выразил свою позицию таким образом: «Возвращаемся к той ситуации, которая была в СССР, все будут ездить на 10 марках и все».

Широкий общественный резонанс, отмены и переносы
Первоначально вступление поправок планировалось на 1 ноября 2025 года, однако негативная реакция автосообщества и общественности заставила власти пересмотреть сроки. После шквала критики в СМИ появились публикации о возможной отмене и переносе реформы.
Во время обсуждения на Федеральном портале проектов документ собрал почти 130 тысяч отрицательных отзывов, оставленных через систему «Госуслуги», что является своеобразным антирекордом.
Эксперт Дмитрий Хвастунов касательно этого вопроса иронизировал: «Повышение налогов никому не нравится. Мне, как физическому лицу это также не нравится, но, если смотреть с стороны дилеров, ситуация меняется».
Впоследствии председатель «Деловой России» Алексей Репик направил вице‑премьеру Денису Мантурову письмо с предложением продлить переходный период по реформе утильсбора. Он подчеркнул, что многие сделки по поставкам автомобилей не были завершены, и бизнесу нужно время для их оформления. Господин Мантуров поддержал инициативу и поручил Минпромторгу проработать возможные варианты отсрочки внедрения новых правил расчета.
Журналист «Абирега» также поинтересовался у эксперта Ивана Никитина, что может произойти с машинами, что были заказаны до вступления проекта в силу, но приедут в Россию уже после. Он поделился: «Возможно, часть людей просто не сможет выкупить авто, а кто-то понесет дополнительные убытки. Это повлечет к ряду негативных взаимоотношений с поставщиком и клиентом».
В связи с опасениями многих экспертов, активно распространялась информация о том, что новые ставки утильсбора якобы не коснутся автомобилистов, купивших машину до 12 сентября. Однако Минпромторг официально опроверг эти сообщения, назвав их недостоверными. Ведомство подчеркнуло, что никаких выборочных исключений предусмотрено не будет: возможная отсрочка реформы, действительно обсуждаемая правительством, коснется всех участников рынка без исключения.
По актуальным данным, вступление новых правил расчета утильсбора могут перенести на месяц — с 1 ноября на 1 декабря. Об этом сообщил вице‑премьер Денис Мантуров.
На вопрос о том, стоит ли в будущем вопрос об отмене введения реформы, эксперты однозначно ответить не смогли. «Если это вводится как заградительная мера для того, чтобы просто убить индустрию ввоза, то цель будет достигнута», — поделился господин Никитин. Дмитрий Хвастунов же отметил, что, если бы серое дилерство не процветало, государство бы и не задумывалось ввести этот налог.
Что будет с «серыми схемами» ввоза авто?
В России до сих пор действуют теневые схемы ввоза автомобилей, при которых иномарки завозятся под видом личного импорта с оплатой сниженного утильсбора, хотя фактически предназначены для перепродажи. Этим механизмом пользуются не только частные лица, но и некоторые автодилеры.

Дмитрий Хвастунов рассказал: «Как сейчас происходит импорт автомобилей в Россию. Ищется «Дядя Вася», на которого возят какое-то количество машин. Этот «Дядя Вася» берет эти машины, продает автосалону якобы на реализацию. И потом перепродает». Также эксперт отметил, что изначально хорошая идея льгот для граждан привела к «кривым» и сомнительным способам ввоза авто. При этом, по его словам, неофициальный ввоз машин на всем рынке нового авто составляет порядка 40%, и только 60% средств привозят официальные дилеры.
«То есть мы, как дилеры, платим 1,7 млн рублей утильсбор, а серый дилер, который рядом со мной торгует, он 3,4 тыс. рублей. Где справедливость? Как я могу, как официальный дилер, конкурировать с «серым дилером»? Это же нереально», — поделился эксперт.
Отвечая на вопрос о судьбе таких предпринимателей, эксперты выражали приблизительно схожую позицию. «Те, кто занимался серым импортом автомобилей будет закрываться. Я не знаю, кто и чем будет заниматься, но это будет достаточно сильный удар по отрасли», — отметил Иван Никитин. Дмитрий Хвастунов же вновь иронизирует: «Они хоть налоги начнут платить».
«Корейцы тоже не дураки»: Изменения на рынке авто
Подобные перемены, безусловно, заметно повлияют на российский авторынок. Вопрос лишь в том, можно ли считать это влияние положительным. Эксперты «Абирега» также разошлись во мнениях.
Рынок уже сейчас показывает нестабильность. «Народ сейчас кинулся покупать авто, чтобы успеть привезти машину до 1 ноября. За последний месяц было ввезено колоссальное количество, такого никогда не было», — рассказал господин Хвастунов.
Также эксперт рассказал, что на корейском сайте по покупке авто INKAR заметен явный рост стоимости проходных автомобилей. «Корейцы увидели такой ажиотаж, и что они сделали? На проходные автомобили от 3 до 5 лет просто подняли цену. Корейцы тоже не дурачки, они все видят и просто подняли цены на половину утильсбора», — заключил бизнесмен.
Относительно будущего российского рынка авто Иван Никитин пессимистично отметил, что в дальнейшем вырастет в цене как вторичка, так и новые машины. Спрос, по его словам, снизится на достаточно продолжительное время. «По аналогии, крайняя версия событий — как на Кубе. Срок службы автомобиля будет не 3-5 лет, а 7-9 лет», - поделился бизнесмен.
Дмитрий Хвастунов же не думает, что изменения коснутся всех автомобилей. Он считает, что цена останется прежней для новых машин, а подорожают только машины 3-5 лет.
Резюмируя, эксперт сказал: «Сейчас творится вакханалия, повышение утильсбора вернет нас в цивилизованный рынок».














