Давид и Даниил Либерманы — российские предприниматели и инвесторы, специалисты по венчурным инвестициям и развитию AI-проектов. В подкасте Александра Соколовского братья обсудили, стоит ли сегодня инвестировать в искусственный интеллект, что произойдет, если один из технологических гигантов обанкротится, и почему децентрализованный AI может стать единственной альтернативой глобальной монополии. Также обсудили, что будет с безработицей в условиях развития AI.
Как AI изменит понятие безработицы
Эксперты считают, что развитие искусственного интеллекта неизбежно приведет к перераспределению труда. Все будет зависеть от того, станет ли технология доступна всем или останется в руках ограниченного круга компаний:
«Никто не знает ответ на этот вопрос, поэтому нужно рассмотреть два сценария.
Первый — AI развивается постепенно. Он повышает производительность каждого, кто может себе это позволить. В таком случае возникает риск, что инструмент окажется в руках небольшого числа людей и будет выдаваться пропорционально по какому-нибудь социальному рейтингу. Различия между странами тоже станут ключевыми. Если у государства нет доступа к этому ресурсу — через десять лет это станет вопросом суверенитета.
Если же «мозги» этих систем будут доступны всем, то в таком мире понятие «безработица» будет меняться: не нужно работать самому, потому что твой робот работает за тебя. Это возможно, если будет альтернатива — open source-мозг, открытый код, вычисляемый децентрализованной сетью. В этом будущем у каждого есть робот, способный делать любую работу. Даже если нам не платят, мы можем собраться вдесятером и построить все, что нужно, — наши роботы будут знать, как быть врачом, учителем, строителем, поваром. Экономика становится другой.
В этом разница двух будущих: в обоих есть AI, который может все, но в одном мире он доступен всем, а в другом — только определенному кругу».
Стоит ли инвестировать в AI-компании
Предприниматели поделились мнением о состоянии венчурного рынка в сфере искусственного интеллекта. Они объяснили, что массовая гибель стартапов — естественная часть эволюции рынка, но общая потенциальная стоимость настолько высокая, что она оправдывает все эти попытки:
«Когда возникает ажиотаж, деньги часто привлекают проекты, которые из себя ничего не представляют. Большинство ИИ-проектов очень маленькие и выглядят так, будто могут стать гигантами. Даже если ты постараешься, ты не сможешь их отличить.
Этот рынок сложен для понимания снаружи: кажется, что все инвесторы ошибаются, потому что 98% компаний умирает. Но если посмотреть в долгую, совокупная отдача венчурных инвестиций достигает нескольких иксов.
Никто не знает, кто выиграет, но рынок точно будет другим».
Децентрализованный AI: насколько это реально
Инвесторы сравнивают перспективы децентрализованных AI-систем с историей биткоина. По их мнению, шанс на успех невысок, но постепенно он растет по мере осознания потенциальных рисков и возможностей:
«То же самое было и с биткоином: много лет это оставалось нишей. Не было так, что все вдруг решили: «Ой, мы не любим центральные банки» — и кинулись покупать биткоин. Это было постепенное нарастание.
У децентрализованного AI сейчас будет та же траектория, но быстрее, потому что все уже видели пример биткоина. Во второй раз люди не захотят упустить то, что пропустили в первый.
На наших глазах с огромной скоростью пять компаний — плюс несколько китайских — захватывают этот рынок. Это страшно. И будет становиться все страшнее».
Что будет, если гигант AI-рынка обанкротится
Либерманы считают, что возможный кризис в сфере искусственного интеллекта, как и любой кризис, приведет к отскоку рынка, но потом вернется назад:
«Скорее всего, будет резкая коррекция. Если на рынке возникнет страх, прогресс может откатиться на несколько лет.
Развитие скорости чипов может временно замедлиться, потому что никто не будет финансировать это направление. Но сами чипы не исчезнут — произойдет перераспределение».
США и Китай: кто выиграет гонку за AI
Эксперты считают, что США уже закрепили контроль над ключевыми вычислительными мощностями и теперь формируют новый технологический порядок. Либерманы отмечают, что если мир не свернет с этого пути экономическая мощь США будет еще больше. Все миллиарды, что вкладываются в дата-центры, в итоге оплатит весь остальной мир:
«Примерно два года назад собралась небольшая группа: OpenAI, Microsoft, XAI, Meta, Nvidia и некоторые представители правительства. Был заключен договор: монополии ни у кого из вас на GPU быть не может, Nvidia должна распределить мощности между всеми. Это было фактически геополитическое решение.
Параллельно Байден подписал Executive Order: обучение моделей с числом параметров свыше триллиона без разрешения правительства США — лицензируемая деятельность.
Эти два события, вместе с запретом на продажу чипов за пределы определенных стран, закрепили полный контроль США над этим сектором.
Если раньше у Китая и США был паритет по вычислительным мощностям — 20–25% на сторону, — то сегодня у США около 90%.
Когда у страны нет своей дешевой альтернативы, они вынужден платить. Это сценарий доминирования США».














