Переход к энергоэффективным технологиям в российском строительстве становится необходимым ответом на стремительный рост тарифов и возрастающую загрузку энергетической инфраструктуры. В условиях ежегодного увеличения объемов жилищного строительства и модернизации инфраструктуры устойчивое строительство превращается в ключевой фактор национальной энергетической безопасности и финансовой устойчивости для бизнеса и населения.
В 2024 году Россия, как и большинство стран, столкнулась с проблемой перегрузки энергосистем. Аномальные температуры, сбои на объектах генерации и массовые отключения электроэнергии показали уязвимость жилищного и коммунального сектора. Между тем, по данным «Системного оператора ЕЭС», в 13 территориальных энергосистемах были зафиксированы новые исторические пики потребления. Прогноз до 2030 года предполагает, что спрос на электроэнергию будет расти быстрее, чем ввод новых мощностей.
Весомую долю в этом росте занимает именно жилищное строительство, на которое ориентированы амбициозные национальные цели — ввод до 120 миллионов квадратных метров жилья ежегодно. Такая динамика диктует необходимость перехода к энергоэффективным решениям и современным инженерным концепциям, позволяющим сократить энергопотребление до 40-60% за счет улучшения теплоизоляции, климатического оборудования и проектных стандартов.
По оценке Министерства строительства и ЖКХ, энергоэффективность становится базовым элементом модернизации жилищно-коммунального комплекса. С 2016 года для новых многоквартирных домов в стране введены классы энергетической эффективности от А до А++. Несмотря на то, что доля таких зданий в общем жилом фонде пока невелика, их количество стабильно растет, свидетельствуют данные «Дом.РФ».
Среди активно развиваемых направлений — использование современных полимерных теплоизоляционных материалов в инженерных системах и наружной отделке зданий. По данным Российской ассоциации полимерных энергоэффективных технологий, их эффективность на 20–30% выше традиционных решений. Такие материалы позволяют существенно снизить теплопотери, при этом отличаются легкостью и устойчивостью к влаге, что уменьшает затраты на транспортировку и монтаж.
Однако переход к энергоэффективному строительству по-прежнему сдерживается рядом факторов. Среди них — отсутствие комплексной модели межотраслевого взаимодействия, пробелы в регулировании и слабая мотивация бизнеса к инвестированию в «зеленые» технологии. По поручению премьер-министра Михаила Мишустина сегодня как раз разрабатывается новая модель повышения ресурсной эффективности, включая строительный сектор, что участники рынка рассматривают как позитивный сигнал.
Эксперты подчеркивают: чтобы устойчивые принципы строительства стали нормой, необходимы не только нормативные изменения, но и система материальных стимулов для застройщиков.
Добавим, что лучшим регионом в ЦФО в рамках использования «зеленых» технологий считается Воронежская область. Эксперты «Абирега» отмечают, что работающие на рынке застройщики не первый год, как внедряют подобные стандарты при строительстве.
Ранее «Абирег» писал, что в 2026 году энергетический сектор страны готовится к самому резкому скачку тарифов за последние годы: передача электроэнергии по Единой национальной энергосети (ЕНЭС) подорожает сразу на 16%. Повышение тарифов намечено на октябрь и затронет все категории потребителей, а общая индексация составит порядка 15,2%. Для населения стоимость электроэнергии возрастет на 11,3%, а в 2027 году — еще на 8,6%. Причиной масштабного роста тарифа названы новые инвестиции в создание мощности — только для Москвы и южных регионов России планируется строительство и модернизация электростанций суммарной стоимостью свыше 1 трлн руб. Все это отразится на финансовых потоках предприятий и домохозяйств: аграрный сектор, например, уже оказался среди наиболее уязвимых, как показал конфликт липецкой тепличной компании «Овощи Черноземья» с энергосбытовой организацией, вынужденной систематически оспаривать миллиардные задолженности. С ростом тарифов на 16% и последующим ежегодным двузначным удорожанием энергии агробизнесу и производителям придется искать альтернативные источники электроэнергии либо закладывать увеличенные расходы в себестоимость продукции.














