В интервью для «Абирега» спикер облдумы Юрий Матузов объясняет, как новый состав парламента собирается привлекать инвестиции и закрепить за Воронежем роль координационного центра Черноземья, а также как не превратить бюджет в выбор между социальной сферой и экономикой.
— Новое руководство облдумы и обновленный состав — шанс для перезапуска политических процессов в области. Какие настроения и потенциал вы видите у депутатов нового созыва?
— За два месяца работы Воронежской областной Думы восьмого созыва видно, что нынешний состав способен решать любые задачи. В Думе представлены врачи, работники культуры, дорожники, промышленники и другие профессионалы, что позволяет учитывать интересы разных групп жителей и принимать решения на экспертном уровне.
— За счет чего это «экспертный уровень»? Больше практиков, меньше «политиков по должности»?
— В составе – несколько докторов и кандидатов наук, заметно сообщество участников СВО и боевых действий, выросло женское представительство. Средний возраст депутата – 51 год, что сочетает опыт и энергию. Первые заседания показали высокую интенсивность: десятки вопросов от соцподдержки до налогового потенциала, формирование планов у комитетов, выездные мероприятия.
— Вас связывают с «муниципальным фундаментом власти»: 14 лет во главе Бутурлиновского района и лидерство в Ассоциации муниципалитетов. Сегодня это преимущество или груз ответственности?
— Для меня 14 лет во главе района – это фундамент управленческих решений, взаимодействия с людьми и реагирования на кризисы. Я знаю жизнь региона через конкретные ситуации – от небольших сел до городов.
— То есть вы каждую инициативу «примеряете» к конкретному району?
— Да, этот опыт позволяет при рассмотрении законопроектов сразу задавать вопрос: как изменения отразятся на жителях конкретного района или города, будут ли востребованы бизнесом преференции. Опыт «на земле» помогает видеть общую картину и балансировать интересы территорий и отраслей, и я считаю это преимуществом.
— Какую роль, на ваш взгляд, сегодня играет Воронеж в черноземном «треугольнике влияния» — Воронеж, Липецк, Белгород? Возможно ли региону стать центром политической и экономической координации макрорегиона?
— Воронеж исторически является стержнем социально-экономического и культурного пространства Черноземья. Это научный и образовательный центр с ведущими вузами, готовящий кадры для макрорегиона.
— За счет чего Воронеж выглядит сильнее соседей?
— В отличие от соседей с более монопрофильной экономикой, экономика Воронежской области разноплановая, а положение на пересечении транспортных артерий делает Воронеж логистическим хабом. Здесь располагаются федеральные структуры, отвечающие за координацию в макрорегионе, Воронеж – крупный культурный центр. Область может и должна быть центром политической и экономической координации, но речь о координации и синергии, а не о доминировании: задача – не конкурировать с Липецком и Белгородом, а расширять единое экономическое пространство.
— Вы обозначили задачу укрепить взаимодействие исполнительной и законодательной власти ради выполнения Стратегии развития региона до 2035 года. Что в этой стратегии считаете главным экономическим приоритетом для Воронежской области?
— Реализация Стратегии – совместная работа парламента, правительства и отраслевых органов. В регионе есть условия для развития новых производств: особая экономическая зона, индустриальные парки, территория опережающего социально-экономического развития.
— То есть ставка — на новые площадки и «длинные» инвестиции, а не только на поддержку старых предприятий?
— В прошлом созыве заложена правовая база ответственного ведения бизнеса, принят закон, дающий компаниям с высоким ESG-рейтингом преференции – от приоритетного получения госуслуг до налоговых льгот. Приоритеты – глубокая переработка сельхозпродукции, органическое производство, модернизация промышленности и рост производительности труда, по ним Дума будет расширять системную работу.
— Как областная Дума будет выстраивать диалог с бизнесом и инвесторами? Планируете ли создать более открытые механизмы обсуждения законопроектов с предпринимательским сообществом?
— Мы намерены вывести диалог с бизнесом на новый уровень, создав понятный «шаблон» взаимодействия. Важную роль сыграют профильные комитеты Думы и их экспертно-консультативные советы с участием чиновников, науки и бизнеса.
— Это будут живые площадки или формальные совещания «для галочки»?
— Это будут площадки, на которых будут обсуждаться отраслевые инициативы и острые вопросы. Часть тем для бизнеса планируется выносить на Совет представительных органов муниципальных образований при областной Думе. Важен и механизм оценки регулирующего воздействия, позволяющий заинтересованным сторонам влиять на содержание решений.
— Воронежская область сегодня активно конкурирует за инвестиции. Какие инструменты региональной политики способны повысить привлекательность для бизнеса, особенно на уровне муниципалитетов?
— Наиболее эффективный инструмент – согласованность действий власти всех уровней и предсказуемость условий в долгосрочной перспективе. Бизнесу важно понимать «правила игры» и быть уверенным в исполнении договоренностей.
— А что на земле? Что должен уметь показать инвестору глава района?
— На прикладном уровне важна готовность территорий предложить инвестору земельные участки с инфраструктурой. Под инфраструктурой я понимаю не только электричество, воду и газ, но и школы, больницы, учреждения культуры и спорта, делающие жизнь и работу в муниципалитетах привлекательными.
— Каким вы видите баланс между поддержкой социальной сферы и развитием экономики в региональном бюджете следующего года?
— Это центральный вопрос бюджета. Наш подход – не выбирать, а рассматривать их как связанные: сильная экономика невозможна без здоровых, образованных и мотивированных людей. Область сохраняет поддержку здравоохранения, образования, демографических программ, семей, участников СВО и их близких.
— При таком объеме соцрасходов не пострадает ли инвестиционная часть?
— Почти 78% собственных расходов бюджета в следующем году пойдет на социальные направления. При этом сохраняются ресурсы на развитие экономики и инфраструктуры: свыше 70,5 млрд рублей – более трети расходов. Рост предусмотрен по программе капремонта (около 6 млрд рублей), адресной инвестпрограмме (свыше 21 млрд рублей), дорожному фонду (около 25,5 млрд рублей). Значительные средства будут направлены на поддержку сельхозпроизводителей, промышленности, малого и среднего бизнеса, транспорта, а в ходе уточнения бюджета по ряду направлений возможен рост.
— Одной из постоянных проблем остается кадровый голод, особенно в муниципалитетах и социальной сфере. Есть ли предложения, как Дума может помочь в привлечении специалистов на места?
— Кадровый голод, особенно в сельских районах, – один из ключевых вызовов. Задача Думы – не только принимать законы, но и формировать систему мотивации и поддержки специалистов, готовых ехать в малые города и села.
Действуют программы привлечения кадров, в том числе «Земский тренер», инициированная депутатами при поддержке регионального минспорта, мы рассматриваем распространение подобных механизмов на другие профессии. Ключевым остается жилищный вопрос: служебное жилье, льготная ипотека для малых городов и сел. Важно сделать жизнь на селе комфортной и перспективной, улучшая качество услуг и среды.
— Как идет работа над мерами поддержки участников СВО и их семей? Какая роль у парламента в этой теме?
— Поддержка участников специальной военной операции и их семей – приоритет. В области действует почти 60 мер поддержки – почти в три раза больше, чем в Едином стандарте. Недавно принятый закон дает участникам СВО и их семьям право на представление интересов в судах и госорганах в системе бесплатной юрпомощи, продлены льготы по транспортному налогу.
Рассматривается инициативa о внеочередном предоставлении бесплатных земельных участков участникам СВО, награжденным Георгиевским Крестом, Дума намерена ее поддержать. Многие ситуации требуют индивидуального подхода: депутаты в округах и через Фонд «Защитники Отечества» помогают в адаптации жилья, создании доступной среды, протезировании и реабилитации. Любой сигнал о сбоях – повод для реагирования.
— Ваша управленческая философия после перехода из муниципального уровня в областной – изменилась ли она?
— Мой управленческий подход не поменялся, а трансформировался и масштабировался. На муниципальном уровне ты рядом с людьми и решаешь «приземленные» вопросы – дороги, ЖКХ, благоустройство, социнфраструктуру.
— Не скучаете по этому «приземленному» уровню?
— В региональном парламенте фокус смещается на стратегические, системные решения, но в основе философии остается ориентация на конкретного человека и улучшение общей социально-экономической ситуации. Убежден, что только открытый диалог с людьми, экспертами и общественными организациями позволяет принимать взвешенные и эффективные решения.














