Зачем вообще люди покупают страховку? Этот вопрос редакция адресовала директору Воронежского филиала «Росгосстраха» Александру Матинко. Незадолго до этого разговора компания отметила свой 104-ый год рождения. «Они передают свой риск профессионалам, которые управляют этими рисками, от которых ждут определенных действий в момент, когда появляются проблемы. И одна из ключевых задач нас как страховщиков, — с одной стороны, правильно сформировать это ожидание в момент продажи полиса, чтобы оно не было ни заниженным, ни завышенным, а клиент правильно понимал, что мы закладываем в продукт, — ответил Александр Юрьевич. — А с другой стороны — нам нужно попасть в это ожидание при наступлении страхового случая. Чтобы человек получил именно то, на что он рассчитывал при заключении договора, когда передавал нам риск. Имея этот набор, выстраиваем комфортную коммуникацию с клиентом — будь то цифровые каналы или живое общение».
— Александр Юрьевич, вы отмечаете, что Росгосстрах бережно относится к опытным клиентам и одновременно завоевывает доверие молодого поколения. Какие инструменты и продукты для этого используются?
— Важно выделить этапы клиентского пути, удобство в моменте приобретения полиса, его последующей пролонгации и, что более важно, в моменте урегулирования убытков. И для каждого клиента свои требования к оптимальности решения этих задач, поэтому Росгосстрах имеет, пожалуй, самую обширную сеть отделений в Воронежской области среди страховых компаний. При этом активно используются цифровая платформа и дистанционные каналы, и это необходимо не только для молодежи: все больше клиентов преклонного возраста осваивают цифру.
— Какие направления страхования наиболее востребованы у физических лиц, а какие – у корпоративных клиентов, включая малый и средний бизнес?
— Для физических лиц самые востребованные виды страхования — это, безусловно, автострахование с флагманом в виде обязательного ОСАГО: без него по закону запрещено водить машину. И последние изменения в законодательстве по фото- и видеофиксации фактов управления автомобилем без полиса делает еще более очевидным необходимость иметь полис каждому автовладельцу. Второй флагман — это каско. Ранее автокредитование являлось сильным драйвером для продукта, банки при автокредитовании дополнительно требовали оформить полис каско. Сейчас в условиях дорожающей стоимости ремонта авто набирает обороты осознанное страхование каско. Объективно стоимость ремонта несопоставима со стоимостью полиса, а водители не так переживают из-за возможного повреждения или угона автомобиля, потому что страховка покроет ремонт или пригодится при покупке нового автомобиля.
Вторым по востребованности для граждан является страхование жилья. Росгосстрах остается безоговорочным лидером в историческом для компании виде — страховании домов, квартир и дач россиян. Это подтверждает статистика Банка России: по итогам первого полугодия компания занимает первое место среди страховщиков как по объему собранной премии по страхованию строений граждан, так и по количеству заключенных договоров. Это традиционный самый сильный вид страхования в Росгосстрахе, у нас безусловно лучший опыт и экспертиза в страховании жилья, и мы уверенно сохраняем лидерство по данному виду.
Для корпоративных клиентов, помимо страхования автотранспорта, ответственности и имущества юридических лиц, также стоит отметить страхование сельскохозяйственных рисков и страхование сотрудников предприятий. По последним двум видам мы наблюдаем устойчивый рост спроса в последние несколько лет. И если по сельхозстрахованию в связи с изменениями по лимитам и культурам есть колебания — к примеру, в этом году из перечня исключен подсолнечник, то страхование от несчастного случая сотрудников компаний и добровольное медицинское страхование растет кратно. Корпоративное страхование в целом значительно гибче, мы меняем формы, правила и тарифы под запросы и потребности конкретного клиента и реалии рынка.
— Программы онкострахования: какие результаты показали эти продукты, планируется ли их развитие?
— Мы гордимся лидерством в онкостраховании, воспринимая этот продукт больше как социальную миссию компании и вклад в развитие культуры страхования. Росгосстрах на протяжении ряда лет активно работает в этом сегменте, страховая защита от критических заболеваний формируется в тесном взаимодействии с ведущими научными и медицинскими центрами страны. Это доступные продукты, которые призваны помочь россиянам справиться со смертельно опасными болезнями.
В случае выявления онкологического или другого критического заболевания клиенту будет организовано лечение в ведущих клиниках нужного профиля, а также при необходимости реабилитационно-восстановительные мероприятия. В покрытие продуктов входит и единовременная денежная выплата 200 тыс. рублей — с целью частично возместить потерю дохода из-за болезни. Также полис включает полноценное сопровождение и поддержку клиентов при наступлении страхового случая — от перепроверки диагноза до наблюдения после лечения.
— Насколько универсальны программы и предложения РГС для собственников жилья?
— В Росгосстрахе предложения по страхованию жилья разнообразны и позволяют клиентам выбрать подходящий вариант с учетом индивидуальных потребностей и рисков. В классическом страховании есть два пакета страхового покрытия — стандартный и премиальный. Каждый страхователь по своему желанию выбирает перечень рисков. Можно, например, застраховать конструктивные элементы и инженерное оборудование для новых объектов, где только планируется делать ремонт, и после достраховать внутреннюю отделку и домашнее имущество. При этом у нас в основные риски уже входит все самое важное для собственника жилья: пожар, взрыв, удар молнии, противоправные действия третьих лиц, стихийные бедствия, падение БПЛА и т.д. В пакет «премиум» входят такие риски, как поломка техники из-за перепада напряжения, потеря ключей от двери, подтопление талыми водами, давление снега на кровлю и даже телемедицина. Имея такой богатый опыт в страховании имущественных рисков, мы знаем, как сформировать реально ценное для собственника жилья предложение.
— Как, на ваш взгляд, будет меняться российский страховой рынок? Как вы планируете к этому адаптироваться?
— Цифровизация, конечно, берет свое, но в страховании не так быстро, как в смежных областях, все же, как я говорил ранее, личное общение, доверие к людям остается в страховании важнейшим фактором. Цифровые каналы ускоряют, но не замещают этот процесс, особенно в части урегулирования. Уверен в кратном росте страхования каско — это все более экономически оправдано: тарифы на каско растут значительно медленнее стоимости ремонта и запчастей. Аналогично со страхованием жилья.
В корпоративном блоке все чаще работодатели задумываются о расширении социального пакета на фоне нехватки высококвалифицированного персонала. Социальный пакет — способ не только удержания и мотивации персонала, но и способ повышения привлекательности работодателей для потенциальных сотрудников. И это не только базовый минимум ДМС для персонала, но и индивидуальные пакеты с санаторным лечением и заграничными клиниками.
Заметна тенденция рост рынка страхования от несчастных случаев, в том числе с рисками, связанными с терроризмом, — для Черноземья острый вопрос.
Мы делаем ставку на рост в сегменте личного страхования. В будущем возможно это станет якорным продуктом по аналогии с зарплатной картой для банков, где клиент застрахован по НС, ДМС — там он и будет приобретать другие виды страхования, как каско и страхование жилья.














