Воронежское «Конструкторское бюро химавтоматики» (КБХА) обеспечено контрактами до 2028 года, хотя предприятие находится под давлением кредиторов с претензиями на миллиарды рублей. Директор предприятия Александр Печагин в ответе на запрос «Абирега» заявил, что компания уже ведет переговоры о долгосрочных договорах до 2035 года в рамках нацпроекта «Космос».
Воронежское КБХА живет в парадоксальном режиме: снаружи — вечные новости про угрозу банкротства и иски на 2,9 млрд рублей за последние 12 месяцев, внутри — производственная программа расписана на годы вперед, цеха не простаивают. Для людей, принимающих решения в отрасли, это классическая история про системный актив с тяжелым финансовым хвостом, который тем не менее остается нужен космической отрасли здесь и сейчас.
Конструкторское бюро химавтоматики уже заключило контракты по производственной программе до 2028 года. Сейчас предприятие ведет работу с заказчиками над длинными договорами — сразу до 2035 года в логике нацпроекта «Развитие космической деятельности» («Космос»). Для ракетно-космической отрасли это фактически гарантия того, что КБХА еще долго будет в обойме, даже если повестка судов и приставов выглядит не слишком презентабельно.
Директор КБХА Александр Печагин публично успокаивает: предприятие продолжает работать в штатном режиме, критической ситуации нет, идут меры по стабилизации финансов. Ставка делается на то, что принятый в 2025 году нацпроект «Космос» дает бюро долгий горизонт планирования — и по серийной продукции, и по перспективной технике, и по НИОКР.
Ключевой производитель двигателей
По технической начинке у КБХА все серьезно. Бюро остается одним из ключевых поставщиков жидкостных ракетных двигателей: обеспечивает пуски ракет «Союз» и семейства «Ангара», наращивает выпуск камер сгорания для двигателя РД-191. Параллельно идет сборка первого метанового двигателя РД-0177М для многоразовой ракеты «Амур-СПГ» — как бы там ни складывалась судьба проекта, сам факт работ является важным сигналом по компетенциям и кооперации.
Отдельная история — двигатели нового поколения для «Союза-5» и пилотируемой «Ангары». РД-0124МС уже добрался до Байконура и готовится к первому полету в составе второй ступени «Союза-5». Для пилотируемой версии «Ангары» в Воронеже готовят двигатель РД-0124АП — это прямой сигнал, что списывать КБХА как исполнителя в больших государственных программах никто не собирается.
АО «КБХА» входит в интегрированную структуру ракетного двигателестроения под управлением НПО «Энергомаш». Генеральный директор НПО «Энергомаш» Иван Краснов прямо говорит: амбициозная производственная программа потребует мобилизации ресурсов всей интегрированной структуры. В переводе с госкорпоративного на человеческий: работы много, без КБХА этот объем не вывезти, поэтому холдинг заинтересован и закрыть производственные задачи, и подтянуть финансы.
Тяжелая финансовая картина
Финансовое положение при этом остается тяжелым: у КБХА сотни исполнительных производств и иски от поставщиков, кредиторов и подрядчиков на миллиарды рублей. Еженедельно появляются заявления о намерении инициировать процедуру банкротства. Среди последних эпизодов — иск клининговой компании о банкротстве из-за долга за уборку, претензии энергокомпаний и другие истории, когда «коммуналка» и сервисы начинают формировать повестку федерального уровня.
Подрядчики КБХА рассказывают «Абирегу», что в связи со сложившейся ситуацией предприятие платит только по решениям судов, и это уже нормальная практика. Судя по возросшему количеству заявлений о банкротстве, одних побед в судах не всем хватает.
Нынешний директор Александр Печагин на предприятии с декабря 2023 года. Его хвалят как эффективного управленца, который собрал хорошую команду, но видимо, долговая нагрузка более серьезная.
С 2025 года на предприятии формально действует программа антикризисных мер. Менеджмент заявляет о «системной работе» с кредиторами, оптимизации процессов и внутренних реформах, а пополнение контрактной базы называет ключевым элементом выправления ситуации. Логика простая: сперва — загрузка и выручка, потом — разбор завалов в балансе, иначе у отрасли не останется нужного производственного плеча.
Судя по сайту КБХА, направление гражданской продукции вынесено внутри компании под бренд «Воронежского механического завода» (в прошлом крупный серийный производитель ракетных двигателей, который присоединили к КБХА).
Криминальные дела как фактор долгов
Одной из причин долгов КБХА могут быть криминальные операции сотрудников.
Так, в мае 2025 года по материалам ФСБ возбуждено уголовное дело в отношении заместителя гендиректора КБХА по маркетингу и сбыту Александра Кузнецова. Его обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями, повлекшем тяжкие последствия (ч. 3 ст. 285 УК РФ). По версии следствия, он завысил коммерческое предложение завода для «Лукойла» на 30 млн рублей, и его выиграла дружественная организация ООО «Промтехиндустрия» (принадлежит Юлии Поймановой, сейчас ликвидируется), что привело к срыву контракта. В ноябре Кузнецову продлили арест. По делу также проходят начальник отдела сбыта КБХА Дмитрий Петько и гендиректор ООО «Промтехиндустрия» Юлия Пойманова.
Второе резонансное дело — экс-начальника отдела материально-технического обеспечения Александра Чеботарёва. Он предстал перед судом за получение взятки в размере 525 тысяч рублей. По версии следствия, он за деньги предоставлял информацию, чтобы компания выиграла контракт по закупке. Всего вменяют три эпизода махинаций с госконтрактами. Дело в суде с июня 2025 года, вину признал полностью.
Возможно, такая кадровая чистка исправит финансовое положение ракетостроителей.
Судебные споры на миллиарды
Если иски к КБХА за последние 12 месяцев «Контур.Фокус» фиксирует на 2,9 млрд рублей, то от самого КБХА — на 7,5 млрд рублей (могут дублироваться). Причем 6,7 млрд из них приходится на компанию ООО «Нагваль Стройтех» — компанию с оборотом в 2024 году всего в 1,3 млрд рублей. Эта компания выигрывала конкурс на реконструкцию производства КБХА. Интересно, что журналистам бизнес-издания «Абирег» не удалось найти даже сайта этого подрядчика. Согласно арбитражу, между компаниями идут многочисленные споры, но проходят они в закрытом режиме.
АО «КБХА» входит в структуру НПО «Энергомаш» «Роскосмоса» (по базам не фиксируется, но фигурирует в официальных сообщениях обоих структур). Финансовые показатели компании не раскрываются.













