Откуда у «Тамбовской сетевой компании» убыток почти в полмиллиарда рублей? Каковы детали ее перехода в государственную собственность? Как и зачем компания планирует автоматизировать процессы и как это повлияет на потребителей? Об этом в интервью «Абирегу» рассказал генеральный директор «ТСК» Андрей Ляшко.
– Андрей Владимирович, в сентябре «Тамбовская сетевая компания» объявила тендер по подбору аутсорсинговой компании. Зачем отдавать работу с потребителями на аутсорс? Какие задачи вы хотите решить этим контрактом на 104,1 млн рублей?
– Да, в соответствии с многолетней практикой формирования Единого платежного документа в интересах граждан мы провели закупочную процедуру по заключению с аутсорсинговой компанией договора на 2026-2028 годы на оказание услуг в отношении 350 тыс. лицевых счетов потребителей. В ноябре заключили агентский договор. Включение услуг АО «ТСК» в Единый платежный документ продиктовано созданием дополнительных преимуществ для абонентов: ведения расчетов по всем коммунальным услугам, кроме газоснабжения, по принципу «одного окна», использования сервиса «Личный кабинет», в котором осуществляется прием показаний индивидуальных приборов учета, оплаты коммунальных услуг без комиссии, получения консультаций по информации, содержащейся в Едином платежном документе, посредством обращения в единый колл-центр исполнителя договора.
– Как Вы оцениваете текущую финансовую ситуацию «ТСК»? Достаточны ли меры, которые принимает регион, чтобы вывести компанию из убытков в 487 млн рублей при выручке около 5 млрд рублей?
– Производственный убыток по итогам 2024 – 9 месяцев 2025 гг. связан с несоответствием фактически понесенных затрат в 2023-2025 гг. тарифу по одному из видов деятельности «ТСК» – «Услуги Регионального оператора по обращению с ТКО». Причины – неплановое закрытие объектов захоронения твердых коммунальных отходов, рост цен на сырье, материалы, транспортные услуги и оплату труда. Регион принимает меры, предусмотренные законом в указанных обстоятельствах, одновременно с обеспечением нужных мер по улучшению финансовой ситуации руководством«ТСК».
– Какие изменения ожидают компанию с переходом в государственную cобственность?
– Мы сохраняем тренд на развитие компании в сфере коммунальных услуг, сопутствующих работ, в том числе обеспечивающих дополнительных доходные статьи с учетом имеющегося опыта, компетенций и ресурсов.
– Как это отразится на тарифах для конечных потребителей?
– Тарифное регулирование осуществляется в соответствии с едиными требованиями, установленными законом для организаций всех форм собственности и участия.
– Насколько критично влияние прежнего частного менеджмента на нынешние финансовые сложности? Какие шаги делаются для их устранения?
– Как я ранее говорил, основной причиной сложностей стало увеличение затрат в из-за непланового закрытия объектов захоронения ТКО и роста цен. Это не было предусмотрено тарифом на услугу по обращению с ТКО и никак не зависело от состава акционеров.
– Контракт на дорожную видеофиксацию ПДД выглядит нетипично для коммунального оператора. Почему компания решила работать в этой сфере? Это часть стратегии диверсификации или вынужденная мера для выживания?
– «ТСК» исторически имеет опыт и наработки, связанные с использованием измерительных систем, автоматизированных интерфейсов и формирования на их основе баз данных, в том числе в коммунальной сфере. Действующий контракт в области фотовидеофиксации уже третий в нашей истории, «нетипичным» он не является. Первый контракт был заключен в 2018 году, второй – в 2022 году, оба исполнены досрочно. Благодаря успешному завершению и полученному опыту было принято решение заявиться участником торгов и в 2025 году. В итоге мы получили статус исполнителя госконтракта в области фотовидеофиксации и в третий раз. «ТСК» располагает необходимыми ресурсами, чтобы выполнить комплекс работ по фотовидеофиксации правонарушений в сфере ПДД, в том числе по обеспечению их работоспособности путем подключения к электрическим сетям, применения автоматизированных систем сбора и учета информации с измерительных комплексов различной сложности.
– Какие ресурсы и технологии компания планирует привлечь для исполнения контракта?
– У нас есть собственные ресурсы, напрямую связанные с коммунальной деятельностью. Почти в каждом муниципальном округе «ТСК» имеет квалифицированный персонал, который занимается подключением комплексов фотовидеофиксации, так как в рамках контракта многие населенные пункты, федеральные и региональные дороги Тамбовской области будут оборудованы комплексами фотовидеофиксации различного функционала. Есть комплексы стационарные: они работают круглосуточно и фиксируют такие правонарушения, как непристегнутый ремень, выезд на полосу встречного движения, движение по обочине, проезд на красный сигнал светофора и направление по полосам на перекрестках. Есть передвижные комплексы, установленные в местах, где нет возможности размещения стационарных комплексов, которые преимущественно фиксируют нарушение скоростного режима. Также есть мобильные комплексы, фиксирующие как нарушения скоростного режима, так и несоблюдение правил остановки и стоянки транспортных средств. Для исполнения условий контракта мы приобрели новые комплексы фотовидеофиксации, которые по истечению срока контракта будут переданы заказчику – ТОГКУ «Тамбовавтодор». Они оборудованы современными технологиями распознавания и программным обеспечением. Для их корректной работы проведена специальная переподготовка кадров.
– Есть ли планы по дальнейшему развитию смежных IT-сервисов для регионального рынка?
– Да, такие планы есть. «ТСК» имеет практически используемые наработки, среди которых система управления транспортной логистикой, которая обеспечивает автоматизацию всей цепочки операций, начиная от формирования маршрутов сбора ТКО, заканчивая учетом баланса транспортированных и переданных на объекты обработки и захоронения ТКО. В планах на основе уже разработанной системы построение автоматизированной системы транспортирования строительных отходов на территории региона.
– Какие ключевые изменения в корпоративной культуре или структуре вы ожидаете после завершения национализации? Что изменится для жителей, когда ТСК станет полностью государственной: тарифы, скорость реакции на аварии, качество теплоснабжения?
– «Тамбовская сетевая компания» с момента основания была социально-ориентированной организацией с долей участия государства. До национализации 24,9 % акций принадлежало Тамбовской области, все значимые решения в соответствии с законом принимались собранием акционеров с участием представителей региона. Увеличение доли государственной собственности в акционерном капитале мы рассматриваем, в первую очередь, как этап усиления стратегической стабильности и долгосрочного планирования. Мы не ожидаем резких, революционных изменений в повседневной работе, так как наша главная задача – обеспечение жизненно важных услуг, и это крайне важно для любой компании.
В планах у акционеров (Тамбовская область) избрание обновленного состава Совета директоров с включением в него членов из профильных министерств Тамбовской области. В корпоративной культуре и структуре мы ожидаем усиления акцента на персонализации социальной ответственности, долгосрочных инвестициях и приоритете надежности функционирования. Эти направления обеспечиваются большей стандартизацией процессов, углублением кооперации с другими, в том числе государственными инфраструктурными компаниями, и использованием внутренних контрольных механизмов.
За последние годы на территориях, которые обслуживаются АО «ТСК», практически отсутствовали аварийные ситуации, имели место лишь технологические нарушения, сроки устранения которых соответствовали действующему законодательству. Для жителей наш ключевой фокус – это качество, надежность и прозрачность. Компания даже в самых тяжелых условиях заинтересована в обеспечении качества предоставления коммунальных услуг, в том числе путем формирования и утверждения инвестиционных программ, которые содержат первоочередные мероприятия по развитию и поддержанию коммунальной инфраструктуры в надлежащем состоянии. В приоритете – повышение надежности и снижение процента износа сетей. Не менее важна скорость реакции на технологические нарушения: мы ожидаем, что государственная поддержка и долгосрочное планирование позволят усилить программу планово-предупредительного ремонта, что в перспективе снизит количество технологических нарушений. Для реагирования на существующие вызовы будут продолжены инвестиции в аварийные службы, логистику и системы мониторинга.
– Какие меры принимаются для повышения прозрачности работы и открытости для обратной связи?
– Компания оказывает сразу несколько видов коммунальных услуг: мы занимаемся электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, теплоснабжением, обращением с ТКО. В зависимости от муниципалитета набор этих услуг варьируется, кроме услуги обращения с ТКО – ее мы оказываем на территории всей области. Например, в Ржаксе «ТСК» занимается водоснабжением и передачей электроэнергии, а в Жердевке передачей электроэнергии и теплоснабжением, в Мичуринске и Уварово «ТСК» охватывает все направления ЖКУ.
Мы регулярно рассказываем в СМИ о своей деятельности, реализации инвестпрограмм, проводим разъяснительную работу с населением. Компания находится в постоянном контакте с органами местного самоуправления, которые также разъясняют жителям нюансы деятельности ресурсопоставщика, информируют о планах совместной работы. Наши специалисты участвуют в совместных мероприятиях местных администраций, в том числе общественных приемах и встречах с населением.
В тесной связке с муниципалитетами компания поддерживает обратную связь с потребителями через Центр управления регионом. Именно в ЦУР стекается большая часть вопросов и обращений, ответы на которые готовят в том числе наши специалисты. Также у компании есть сайт, через который можно направить обращение. Задать вопрос можно и через группу АО «ТСК» «ВКонтакте», где около полутора тысяч подписчиков. Там же можно почитать новости. Для вопросов в части обращения с ТКО в прошлом году был запущен телеграмм-бот, куда можно направить обращение, вопрос, жалобу, сообщить о нарушении. Этот канал тоже показал себя достаточно эффективным. Конечно, основной канал связи с потребителями – это наш объединенный колл-центр, который обрабатывает по несколько десятков обращений в день.
– Какие вызовы для инфраструктуры и сервисов вы видите в ближайшие годы?
– Мы реалистично оцениваем вызовы, многие из которых являются общими для коммунальной отрасли России. Так, проблема износа инфраструктуры – это ключевой исторический вызов. Его решение требует масштабной, планомерной и финансируемой программы реновации сетей (тепловых, водопроводных, электрических), котельных и очистных сооружений. Повышение энергоэффективности, или снижение потерь в сетях – это не только экономия ресурсов, но и прямая возможность повысить стабильность предоставления услуг для конечного потребителя. Это комплексная технологическая задача.
Еще одно важное направление – цифровая трансформация и кибербезопасность. Внедрение «умных» сетей и IoT-устройств должно идти параллельно с созданием надежных систем защиты от кибератак, так как объекты жизнеобеспечения становятся критической цифровой инфраструктурой. Так называемый «кадровый вызов» сейчас характерен не только для сферы ЖКХ, а практически для любой отрасли экономики. Необходимость привлечения и удержания молодых квалифицированных специалистов, инженеров, способных работать с новыми технологиями, и модернизация системы подготовки кадров внутри компании – еще одна задача «со звездочкой».
Что касается ТКО, наиболее критичным сейчас можно назвать ограниченность инфраструктуры для обращения с ТКО, в том числе объектов по захоронению ТКО, и дорожной инфраструктуры для бесперебойного транспортирования ТКО, особенно в период распутицы.
– Готова ли «ТСК» раскрыть полную структуру задолженности и источники убытков? Какова доля «наследованных» от прежних владельцев проблем?
– АО «ТСК» на протяжении последних лет озвучивает источники убытков компании, они объективно обусловлены создавшейся ситуацией в сфере обращения с ТКО, условиями формирования тарифных решений для всех видов коммунальных услуг, они, повторюсь, никак не зависят от тех или иных владельцев акций компании. При этом, в рамках установленных корпоративных процедур, исчерпывающая единая информация предоставляется всем представителям акционеров. «ТСК» предоставляет всю необходимую отчетность, в том числе в рамках тарифного регулирования, одновременно обеспечивая требования к сохранению коммерческой тайны.
– Какие участки бизнеса вы считаете перспективными для технологического развития – ТКО, энергосбыт, водоснабжение?
«ТСК» базирует свою деятельность на применении перспективных, но доступных технологий, которые приносят дополнительный экономический эффект. Так на 85 % источников теплоснабжения, которые обслуживает компания, проведена модернизация или замена котлового оборудования, систем автоматики, что обеспечивает экономию основных ресурсов (газ, электроэнергия) в рамках количественно-качественного температурного регулирования. Основные скважины и КНС оснащены системами автоматики с применением принципа частотного регулирования. Еще до начала деятельности в качестве регионального оператора в организации была внедрена система самоотчета и контроля за работой водителей и грузчиков на маршруте. Поэтому все участки бизнеса, которыми занимается или планирует заниматься компания в обязательном порядке проектируется с учетом применения наилучших из доступных технологий и систем автоматизации процессов.













